Чечевица и первородство, или почему мы так живём?

1

Я регулярно пользуюсь 400 маршруткой, и регулярно наблюдаю одну и ту же картину. Разные водители в разное время высаживают пассажиров на половине пути, заставляя их пересаживаться в другую машину, как правило, уже заполненную людьми. И самое интересное, почти никто не возмущается, не задаёт вопросов "А правомочно ли так делать?" "Не обманывают ли нас работники Третьего парка?" "Не должны ли вернуть деньги за часть дороги?" "Почему мы должны тратить своё время и терпеть неудобства, а тот, кто оказывает нам услугу, может не выполнять свою работу?" Никто ничего не спрашивает, и все молча покидают салон, хотя наверняка многие, как я, пользуются этим маршрутом постоянно и постоянно наблюдают одно и то же.

В последний раз, когда это случилось, мне почему-то вспомнилось то, как С. Е. Кургинян толкует библейскую притчу об Иакове и Исаве, продавшем право первородства за чечевичную похлёбку. По Кургиняну, советское общество продало великий коммунистический проект за животные блага общества потребления, и этим поставило мир на грань катастрофы. Споры по этому поводу не утихают, ломаются копья вокруг причин разрушения СССР, вокруг того, отвечают ли дети за грехи отцов и так далее.

Но, наблюдая окружающую жизнь, хочется поставить вопрос не в историческую, а в экзистенциальную плоскость. Не будем разбирать, что было тогда, но посмотрите, что происходит сейчас? Когда мы отмахиваемся от проблем, отказываемся бороться за свои права, поступаемся своим достоинством в страхе перед потерей выгоды или чужой силой, разе не отдаём мы капельку первородства?

Конечно, если всюду настаивать на своём и агрессивно утверждать личное право, можно дойти до другой крайности - фанатичного эгоизма. Но почему надо отказываться мыслить самостоятельно? Почему отказываются спрашивать и сомневаться? Ведь язык дан человеку, в отличие от животного, не только для того, чтобы лелеять тело, но и для того, чтобы лелеять ум и заявлять о себе!

Бытие не всегда требует от людей выдающегося героизма. И не у всякого есть силы, чтобы этот героизм проявлять. Я по себе знаю: попрепираться с водителем или полицаем в метро я могу, написать жалобу или подписать петицию тоже, а вот, скажем, подать в суд - в ряд ли. На это нет ни времени, ни денег. И мне совершенно не хочется идти на баррикады.

Но, кажется, первородство, или экзистенция, если хотите - понятие векторное. Примерно так же, как профессионализм. Скажем, не все выигрывают конкурс Чайковского, но все, кто систематически практикует игру на рояле, зовутся музыкантами. Особенно, если искренне любят это дело и стараются выполнять его хорошо. Чтобы быть кем-то, надо делать себя кем-то. Надо практиковать этот идеал и никогда не останавливаться. Подобно планетам, пребывающим в кажущемся покое и вечно мчащимся по линиям своих орбит. Вероятно, и человечность требует тренинга, воспитания и дисциплины – планомерного, целенаправленного движения к себе. Кто-то пройдёт километры этого пути, кто-то будет «лежать по направлению к мечте», но, если вектор станет массовым, однажды количество общих шагов должно перейти в новое качество жизни.

Когда мы празднуем День Победы, вспоминаем наших ветеранов или просто думаем о войне, мы нередко рассуждаем о том, что, если припрёт, мы всем покажем, в общем «можем повторить». И я не сомневаюсь, что это искреннее ощущение. Вопрос в том, когда и кого

«припирает», до каких пределов возможна «творческая адаптация» и когда она перерастает в нечто другое?

Дьявол, как известно, кроется в мелочах. Например, медицинская маска – это мелочь. Легко снимается, легко надевается, занимает мало места и стоит дёшево, её можно сделать самостоятельно и даже подзаработать на этом – почему бы не согласиться без рассуждений её носить? Вакцина вещь посерьёзнее. Особенно не прошедшая клинических испытаний. Особенно окутанная слухами о побочных эффектах. Но что делать, когда тебя обязывает начальник или заставляют родственники? Я не против прививок. Я очень рада, что живу в эпоху, когда обузданы чума и оспа. Но я не понимаю, почему столько людей даже не пытается жить своим умом и поступать в соответствии со здравым смыслом, а не по приказу. Два года я наблюдаю ковидную истерию и всё время задаюсь вопросом, где та красная черта, за которой кончается здравоохранение и начинается вмешательство в частную жизнь человека?

Общество, не знающее личных границ, общество, в котором все одинаковы и послушны, общество, которое ни с чем не спорит, ничего не требует и не задаёт вопросов, по-моему, уже не общество, а стадо. А где овцы, там и волки. Я думаю иногда, что порабощает людей не одна злая воля какого-нибудь фюрера (как любят показывать в голливудских комиксах). Порабощает массовое безволие. Поэтому-то бессмысленно обвинять во всех смертных грехах Сталина, Хусейна, Горбачёва, Ельцина, Путина etc. Каждая историческая личность отвечает за свои деяния перед собственной совестью и перед судом времени. Но тому же суду в той или иной степени подотчётен каждый из нас. Толпа порождает диктаторов. И каждый раз, когда мы смиряемся со злом, когда мы сами бываем несправедливыми («все же обманывают», «не я таков, жизнь така») мы увеличиваем общую несправедливость.

2

Сколько прекрасных философских песен сложено о священном «гражданском обществе»! Но где же оно, это общество? Может ли оно явиться само собой? Вот говорят, что общество начинается со школы. Порою я очень жалею детей, которые учатся в современной школе, потому что школа воспитывает не гражданственность, а стадное чувство (было ли когда-то иначе, я не берусь судить). Посмотрите на нынешних учителей. В большинстве своём это напуганные и задавленные трудом люди. С одной стороны, они завалены бумажной работой. С другой стороны, для того, чтобы получать приличные деньги, они вынуждены брать запредельную учебную нагрузку. В результате у них не остаётся времени ни на нормальный отдых, ни на внутреннее развитие. И преподаватель превращается в автомат, который из года в год, из урока в урок повторяет отработанные схемы. Внедрение цифровых систем обучения и экзаменовки только способствует этому. Могут ли такого педагога уважать дети, особенно если в них благодаря массовой культуре раньше общественных чувств пробуждаются инстинкты молодых хищников? Прибавим сюда ещё давление родителей, многие из которых отправляют чадушек в школу, как на войну. И не всегда, не всегда последнее хорошо! Атмосфера информационного запугивания, память о «лихих» девяностых развила в иных мамочках такую заботливость, что они выращивают отпрысков (почему-то в первую очередь сыновей), как мимозы, ограждая их от любых трудностей, от легчайшего ветерка. И взращивают инфантилизм и страх перед жизнью. Страшное, естественно, вызывает враждебность. Отсюда и так называемый буллинг, и прочие факты агрессии, издевательства школьников друг над другом, и над учителями.

Но на этом неприятности педагогов не заканчиваются. Они ведь ещё вынуждены лавировать между проверками и выполнять не всегда рациональные распоряжения начальства. А что это за начальство? Это выходцы из той же учительской братии, когда-то выбравшие «карьерный рост» со всеми вытекающими пряниками и кнутами. Они не меньше своих подчинённых страшатся голоса вышестоящих и в ещё большей степени опасаются различных проверок, и потому легко делают главным лозунгом своей деятельности вздох «как бы чего не вышло». Где же здесь развиться общественной инициативности и демократии, поминаемой на всех телеканалах?

Как любим мы на кухнях поругать государство! Но что такое государство? По-моему, любое государство – монархическое, парламентское, президентское, советское – аппарат принуждения, силовые структуры, чиновники, законы, – любое государство – это инструмент для реализации общественных интересов. Маркс назвал бы их классовыми. Более идеалистически мыслящие авторы – народными. Но прежде чем обсуждать, в чьих руках должен лежать молоток, нужно понять, что глупо ругать инструмент за отсутствие мастера. Чтобы о чём-то судить, необходимо упражняться в искусстве общественной жизни. И здесь путь к совершенству, как и в любой другой сфере, начинается с малых шагов, с очищения от той чечевицы, что незаметно влечёт рисковать самым главным. Пора уже это понять.


Рецензии