Дуст

   Недавно довелось мне гостить в Молдавии. Мои друзья усадили меня в машину и повезли к своим родственникам в село, расположенное в самом сердце живописных молдавских Кодр. Пробыли мы там несколько дней. Ох, сколько замечательного молдавского вина мы тогда выпили! Как-то вечером мы сидели в беседке, мирно беседовали на всяческие темы за кувшином доброго вина. В один момент пришла дочка хозяина сказала отцу, что к нему пришёл некто Дуст по какому-то там вопросу. Меня заинтересовал аспект получения столь диковинного прозвища.
Тогда мне рассказали такую историю. Знакомого моего хозяина все называют «Дуст». Спросить в селе, где проживает такой человек (и назови его по имени и фамилии), большинство ответят, что не знают такого. Но если спросить, где живёт «Дуст», – любой покажет, включая детишек. А прозвище своё он получил от своей бабушки. Точнее, сперва его отец, а потом уже и он. 
   Итак, история эта произошла в конце 80-х годов, за несколько лет до распада Советского Союза.
   В одном маленьком молдавском селе, расположенном в самом сердце живописных молдавских Кодр, проживала женщина. Звали её Иляна. Жила она сама, так как сыновья были взрослыми и разъехались кто куда: один построил дом на другом конце села, один в соседней деревне, а третий подался в город. Спустя какое-то время третий сын выучился на агронома и вернулся домой. Он стал работать в родном колхозе агрономом. Ему, как молодому специалисту, выделили жильё недалеко от конторы колхоза. Его дом был недалеко от дома матери, и он её часто навещал. В один из своих визитов мать посетовала, мол сил нет бороться с клятым вредителем – колорадским жуком, который ежегодно сжирает молодые побеги картофеля и при этом никак не подавится. Просила его как сына и агронома по совместительству посодействовать в этой борьбе и попросила привезти ей дуст. Разве сын откажет матери?! В один день он привёз матери дуст. Целых два мешка! Бери, мама, пользуйся! Но смотри, при посадке картофеля, добавляй в лунку не больше стольки-то граммов дуста. Не больше!!! Баба Иляна поблагодарила и… тут же забыла, «сколько вешать граммов». Короче, при посадке картофеля она добавляла в лунки дуст не чайной ложечкой, а металлической солдатской кружкой (Да чего тот дуст жалеть, коли его аж два мешка!). Иногда она ошибалась в пропорции и добавляла по две кружки – добавлять, так добавлять!
   Наступила горячая пора. Соседи бабы Иляны ежедневно гнули спины, собирая с молодых картофельных побегов полчища колорадского жука, опрыскивали кто чем, проклиная треклятого жука на чём свет стоит. Жук же из вредности погрыз не только картофель, но и помидоры и гогошары и ещё что-то. И только у бабы Иляны зеленели огромные побеги картофеля, не тронутые вышеупомянутым жуком. Все диву давались, как это может быть – кругом жуки всю ботву пожрали, а у бабы Иляны не тронули?! Но никто не заметил, что как только жуки принимались грызть ту сочную зелёную ботву, тут же падали замертво! Со временем жуки поняли тщетность своих попыток и, махнув лапками на ту зелёную ботву, стали облетать её дальней воздушной дорогой. Да, вот такая картошка выросла, что её не ели ни жуки, ни кроты.
И вот, как в сказках ранее говорилось, выросла у бабушки Иляны картошка большая-пребольшая! Настала пора сбора урожая. Баба Иляна, выкапывая из земли огромные клубни картофеля, а иногда так вообще гигантские, не могла нарадоваться и поверить своему счастью. С трудом собрала она гигантские клубни и засыпала их в ящики. Односельчане с завистью смотрели на тот невиданный урожай, и тяжело вздыхали, переводя взгляд  на свой, невзрачный. Они понимали, что у бабы Иляны сын агроном, стало быть картофель сажали по науке, а против науки, как известно, не попрёшь! Но вот соседка Иляны, баба София, не смогла сдержать любопытства, и пошла «раскручивать» подругу и уговорила её попробовать, как эта картошка варится и жарится, и вообще, какая она на вкус.
   Беда пришла, откуда не ждали. Как только картошка закипела, от кастрюли пошёл нестерпимый смрад дуста! Бабки не поняли прикола. Они выбросили непонятное варево, почистили новую порцию картошки и поставили её варить. Когда вода закипела и пошёл смрад-2, бабки всё поняли. В картошке было столько дуста, что мама дорогая! Такую картошку нельзя было есть. Более того, рядом с кипящей кастрюлей нельзя было находиться! Бабу Софию как ветром сдуло.
Ну а баба Иляна несколько дней мучилась, пыталась жарить ту картошку, вымачивать её, запекать и т.д., но результат был неизменный. После нескольких дней мучений, из недр, из самой глубины души бабы Иляны выползла огромная жаба и стала душить её. Жаба душила бабку долго, с неизменным постоянством, днём и ночью, пока бабке кто-то не посоветовал избавиться от той картошки. И вот окрылённая идеей бабка наняла каруцу*, загрузила в неё злосчастный картофель, да и повезла его продавать. Она поехала в большое село, расположенное в 20 км. от них, на сельскохозяйственную ярмарку. Сказать, что на ярмарке баба Иляна была самой популярной среди всех продавцов картофеля – ничего не сказать! Огромные, гигантские клубни кардинально отличались от своих незадустованных собратьев, выставленных на продажу другими продавцами. Не взирая на завышенную цену, установленную жабой бабы Иляны, картошку раскупили быстрее, чем горячие пирожки. Покупали все – и местные селяне, и заезжие горожане, и барыги-перекупщики. Баба Иляна поехала домой довольная, с солидным наваром.
   Но не долго музыка играла! Вскоре у них в селе стали появляться машины, каруцы, мотоциклы с колясками и тракторы, гружённые пресловутым картофелем. Разъярённые покупатели везли несъедобную картошку назад, имея два жгучих желания: вернуть свои кровные деньги и накормить этой гадостью продавщицу. Поскольку никто не знал, где эта бабка живёт и как её зовут, облапошенные покупатели кружили по селу, передвигаясь от дома к дому, спрашивая всех подряд, как её найти. Но вскоре истина была установлена (не без помощи вина!) и справедливость восторжествовала. Задустованный картофель вернулся к бабе Иляне, а баба Иляна вернула деньги обманутым покупателям.
   Такое событие в масштабах села не могло пройти незамеченным. Об этом происшествии не судачил разве что ленивый. И вот, с чьей-то лёгкой руки, бабку Иляну в селе стали называть «Дуст». Да, да! Бабка «Дуст», либо просто «Дуст». Когда вся история была раскрыта, сын бабки, агроном, получил одноимённое прозвище. А там и его сын стал «Дустом».
   Вот такая история! А у вас были свои «Дусты»?

* Каруца – подвода. (Перевод с молдавского.)


Олег Николаевич Корбул. 
Февраль 2018


Рецензии
Здорово! Очень смешно.

Авиэль Крутински   24.08.2021 13:52     Заявить о нарушении