Оклеветанное дерево

О двух райских деревьях – дереве жизни и дереве познания добра и зла – сказано уже немало. Но я хотел бы обратить внимание на тот аспект этого вопроса, о котором почти не говорят, хотя он один из самых важных. Правильное освещение этого вопроса раскрывает всю суть истинной веры и разоблачает одно из самых опасных заблуждений относительно веры как таковой. Основательное рассуждение об этом предмете прольёт свет на сущность Самого Бога, а также на характер Его откровения человеку.
Одним из наиболее распространённых обвинений атеистов в адрес верующих заключается в представлении, будто мы не можем мыслить самостоятельно, но бездумно и безвольно принимаем «на веру» уже существующие церковные догмы. Это якобы служит темницей для живого пытливого ума. Не это ли сказал Еве и змей в Эдемском саду? Ему вторят и его последователи – люцифериане, восхваляющие змея за то, что он якобы дал человеку возможность самостоятельного всестороннего поиска и развития. А Бога – нашего всеправедного Творца – они обвиняют в том, что человек в раю был на всём готовом, из-за чего якобы не имел нужды и возможности искать и развиваться. Отсюда и распространённое представление о скуке рая, неизбежно ведущее к безумной мысли о необходимости зла как единственного стимула к деятельной жизни. Таким образом, реклама дерева познания добра и зла (равно как клевета на дерево жизни) продолжается на протяжении всей истории человечества. Но я хотел бы поговорить именно о человеческом мышлении и его отношении к Божественному откровению, потому что в этом вопросе заблуждаются и многие христиане, давая повод выше названным атеистам и люциферианам обвинять церковь в бездумном и пассивном фанатизме.
Первым делом обратим внимание на Божественный призыв и повеление искать правды и Его Самого. «Правды, правды ищи, дабы ты был жив» (Второзаконие 16:20). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (Псалом 118: 1 – 2). Итак, Сам Господь призывает к активному поиску, а не к пассивному принятию готовой информации и ожиданию откровения Бога. Однако внимательный читатель может сделать разумное замечание: все потомки согрешившего Адама изначально находятся в потерянном состоянии, откуда и необходимость искать Бога; но не отпадает ли необходимость во всяческом поиске после того, как человек найдёт Его? ведь нашедший Бога лишь возвращается в положение, в котором уже находился Адам до грехопадения. Таким образом, вопрос этот можно переформулировать так, чтобы он вновь возвращал нас к самой сути, самому началу: нуждался ли первозданный человек в каком-либо поиске? Если мы основательно дадим на него утвердительный ответ, то этим совершенно опровергнем философию змея.
Обратим внимание на то, что повеление искать Господа и правды равно обращено как к совершенно неверующим, так и к праведникам, уже знающим Его. Вот обращение пророка к нечестивым, не знающим Бога: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Исаия 55: 6 – 7). А вот характеристика праведников: «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, – тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» (Псалом 23: 3 – 6).  Существует чёткая граница между пребывающим во тьме невежества и ходящим во свете, между не знающим Бога и знающим Его. И эту границу крайне важно сознавать и признавать, так как сегодня набирает всё большую популярность восточный, антихристианский, образ мышления, стирающий чёткую границу между правдой и ложью и признающий лишь различные степени познания истины. Однако это вовсе не означает, что в области правды, в области света нет различных степеней познания истины. Это означает только то, что ложь пребывает совершенно за пределами этих степеней. Я веду к тому, что переход от тьмы к свету, обращение от власти сатаны к Богу – не конечная цель, но только начало пути. Нашедший Бога должен продолжать искать Его, озарённый светом свыше должен продолжать искать правду и размышлять о законе Божием, познавая и применяя его во всех областях жизни. Вот этого-то как раз и не хватает современным христианам, довольствующимся, в лучшем случае, общим принятием базовых истин и не размышляющим о безграничном слове Божием. Им кажется, что им в целом понятно Священное Писание, и они не видят нужды искать, исследовать и размышлять. Но стоит задать им несколько опорных вопросов, как сразу же обнаруживается, что знание их настолько поверхностно, что почти равно нулю и практически безполезно. Это, так сказать, знание заголовков, но не содержания книги.
Божие откровение всегда оставляет место для наших самостоятельных исследований и размышлений. Господь раскрывает нам общие принципы и даёт нам размышлять о них, применяя их ко всем частным областям и ситуациям. Здесь нет никаких оков для ума, напротив, это его освобождение от всяческих оков. Я часто замечал, что люди, которые мыслят логично, приходят к выводам, практически идентичным изречениям Священного Писания, которого они даже и не читали! Истина одна, Свет истинный, Который есть Христос, Сын Божий, просвещает всякого человека, приходящего в мир. Потому все поистине мудрые люди и приходят к одним и тем же выводам. Следовательно, обвинение в том, что готовые догмы приводят христиан к отсутствию собственного мышления, несостоятельно. Самостоятельного мышления своих подчинённых боится лишь тот начальник, который обманывает их. Хотя легкомысленное и безразличное отношение многих христиан к слову Божиему и даёт место для подобных мнений о церкви и Самом Боге.
Весьма распространено мнение, что размышление – процесс, имеющий место исключительно в области неизвестного, с целью обретения определённого знания. То есть это продвижение от вопросов к ответам. Однако это ложный взгляд. Это сегодняшние реалии потерянного человечества, оторванного от своих корней и идущего путём дерева познания – снизу вверх. Это чисто гуманистическая концепция, делающая человека исходной точкой. Но первичен Бог, первична истина, первична известность, и только затем возникают вопросы, на которые человек должен искать ответы, исходя из уже известного. Исходной точкой является свет, а не тьма. Уже отсюда видны сатанинские корни человеческого, так называемого научного, эволюционного пути познания – снизу вверх (как строилась Вавилонская башня), самодвижения из тьмы ко свету. Но вернёмся к вопросу о размышлении. Неправда, что мыслить можно только при неизвестном в поисках известного. Вполне можно мыслить об уже известной истине, в поисках более глубокого её смысла. Об этом говорит сущность Самого Бога. Извращённая эволюционистская логика утверждает, что Всезнающему мыслить незачем, да и вовсе невозможно. Но Господь ясно говорит нам, что Он мыслит. Следовательно, обладание полнотой истины отнюдь не препятствие для мыслительного процесса. Эту тайну Божества нам не дано постичь. Однако эта истина указывает нам на ложность распространённого мнения о тьме как единственном стимуле к движению по направлению к свету. Это чисто сатанинская доктрина, делающая диавола необходимым.
Итак, Божественное откровение не делает нас пассивными и не мыслящими, церковные догматы не сковывают мышление, но дают ему верное направление, сохраняя от заблуждений. Многие люди ищут истину как бы по новой, как будто она ещё не известна, не установлена и не открыта людям. И хорошо, если в результате они приходят к выводам, совпадающим со Священным Писанием и церковным учением, обнаруживая, что истина, которую они искали, уже давно открыта и сформулирована. Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще люди запутываются в заблуждениях и ересях. А причина этому, главным образом, гордость, самомнение, мнимая самодостаточность и ложное представление о церкви и вере. Вера не исключает мышления и исследования. И мыслить можно не только затем, чтобы веровать, но и уже веруя. Плох тот жених, который, став мужем, перестаёт интересоваться невестой, ставшей женой. Плох тот старатель, который, найдя золотой прииск, перестаёт искать. Путь дерева познания делает человека, по словам апостола Павла, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины. Путь же оклеветанного дерева жизни приводит человека к познанию истины, оставляя его при этом всегда учащимся. Эти две истины объединены в изречении апостола Павла: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (Филиппийцам 3: 13 – 15). Итак, принципиально, качественно, каждый истинный христианин, рождённый свыше, достиг познания истины и совершенства; в количественном же отношении никто не может почитать себя достигшим. А кто почитает, – тот, без сомнения, пребывает в сатанинском обольщении. Однако в обмане пребывает также и тот, кто не разделяет качественный и количественный аспект вопроса, смешивая знающего и не знающего истину, спекулируя понятиями безграничности Бога и ограниченности человека.


Рецензии