98. Действие Божией силы святости

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!
Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!"

Господь царствует, то есть Своим провидением управляет миром, контролирует всё происходящее. Это основание веры; «…да трепещут народы!» – в трепете перед Творцом происходит возрастание веры.

«Восседает Он над керувами (херувимами)… Господь в Сионе велик, возвышен Он над всеми народами» – говорит прямой еврейский перевод.
«Господь в Сионе велик» – здесь Его знают и Его прославляют (Пс. 75:2-3); здесь Ему служат как Наивысшему и самому значительному.

Видится обоснованным и такой перевод: «Да славят великое и страшное имя Твоё, ибо свято Оно». Святость Божьего имени делает его поистине великим для его друзей и страшным для отвергающих его, ибо страх – от темноты, которая есть противоположность святости.

"И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове".

В синодальном переводе (с греческого текста) и этой строки видится несколько иной акцент, потому что в еврейском переводе звучит так: «И могущество царя в любви к правосудию. Ты утвердил правоту, правосудие и справедливость в Иакове Ты явил».

Бог поставил Давида, чтобы тот управлял Израилем, и могущество этого царя было в правосудии. Он получил от Бога силу и власть, но не употреблял её для себя, хотя цари чаще всего так и поступали. Его сила и власть утверждали справедливость, и на этом держалось его могущество.
«Наконец-то могущество породнилось со справедливостью» – такую трактовку предлагает один из переводов.

Суд и правду Творец явил в Иакове: «Ибо доля Бога – народ Его, Иаков – область удела Его» (Втор. 32:9).

Упоминание Иакова указывает на особый духовный смысл. Речь идёт о духовном свойстве в образе Иакова. Это свойство и есть «область удела Его», некое силовое духовное поле, и одновременно наиболее действенный принцип духовного продвижения, которое невозможно без правильного ограничения эгоизма.
Именно со свойства «Иаков» можно говорить о начале настоящей реализации программы исправления, одухотворения человеческой души, потому что в нём объединяется свойство милосердия и свойство суда, и так образуется «область удела Его».

Духовное развитии осуществляется ступенчато, и подняться на следующую ступень можно тогда, когда мы используем как «ступень» свойство милосердия, а подъём со ступени на ступень осуществляем с помощью суда над старым, над которым и возвышаемся, такая лестница духовного подъема и называется «лестницей Иакова». Лишь Иаков, двигаясь между добром и злом, способен их различать, и утверждать правоту, правосудие и справедливость.
Свойство «Иаков» через «борьбу с Богом», описанную в книге Бытие, 32:28, получает имя Израиль: «и сказал ему Бог: имя твоё Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль» (Бытие 35:10). «Израиль» или «Исраэль» (Яшар Кель) означает «прямо к Творцу».

"Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!"

И снова можно заметить разные акценты синодального и еврейского перевода, в котором: «…и поклоняйтесь подножию Его – свят Он!». Свят Сам Господь, и подножие Его может быть освящено только Им Самим, даже если имеется в виду святилище на Сионе, – разве не так?

Вероятнее всего, псалмопевец раскрывает, в чём заключалась благословенность Израиля по сравнению с другими народами. Во Второзаконии, 4:7-8, это описывал Моисей: Господь был близок к ним, дал им уставы и суды праведные, благодаря которым была утверждена справедливость, и как бы Сам правил в Иакове, важнейшем свойстве, влекущем и ведущем прямо к Нему.

В духовном плане это вразумление: когда приближаемся к Богу, то наши сердца должны быть исполнены мыслями о Нём, и Он должен быть превознесён в наших душах. Мы должны поклониться у подножия Его – чем больше мы смиряемся и покоряемся Господу, тем больше превозносим Его, ибо Он свят, а Его святость вызывает благоговение.

"Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им."

Псалмопевец продолжает провозглашать блаженство Израиля, ставшего близким к небесам благодаря Божьему правлению. Говоря о Моисее, Аароне и Самуиле, Давид раскрывает их роль как великих ходатаев. Когда они взывали к Господу, Он внимал им – в последующем стихе это повторяется снова:

"Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их."

Они ходатайствовали о народе. Моисей стал в проломе, а Аарон стал между мёртвыми и живыми; Самуил воззвал к Господу о Израиле, когда отчаяние поразило народ (1Цар. 7:9).

Ходатайство – это молитва, но не каждая молитва может стать ходатайством. Слово, переводимое как «ходатайство», состоит из двух: «между» и «идти». Таким образом, ходатайство означает «идти между», если в более понятном Библейском образе – «стоять в проломе», как сказано было Господом устами пророка Иезекииля: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил её, но не нашёл» (Иез. 22:30). Этот образ – ясное определение ходатайства, которое есть духовное действие, прошение от лица того, кто имеет на это право с точки зрения Самого Бога. Это предстояние перед Богом – особое духовное состояние, достигаемое определённым уровнем подобия духовных свойств. Именно через духовные свойства Моисея, Аарона и Самуила, возвысившиеся до любви и отдачи себя народу, было возможно Божье владычество над Израилем, и псалмопевец ещё раз призывает народ прославить Бога за замечательные примеры Божьего водительства, признать и провозгласить святость Его:

"Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш."

Этот псалом требует от Израиля (означающего «идущих прямо к Творцу») превознести Бога и поклоняться свойствам святости, наполняющим Его. Ибо только такое наполнение всех духовных пустот и уже созревших устремлений ставит как душу человека, так и душу народа до уровня высшего водительства.


Рецензии