РСХА. Пауки в банке
Но далеко не всегда заговоры доводятся до логического конца – убийства или смещения с должности руководителя. В том же СССР можно припомнить убийство без суда и следствия первого заместителя председателя правительства и министра МВД Лаврентия Берия, потом обставленного правящей верхушкой как арест, следствие и расстрел врага народа. А как Никиту Хрущева сместили ближайшие соратники Брежнев, Суслов и т.д. без ареста, отправив под домашний арест на дачу.
Подобные случаи есть во многих странах Европы. Самые известные – арест и убийство руководителя штурмовых отрядом СА Эрнста Рэма, которого Гитлер стал подозревать в желании заменить его как фюрера. Но в том же Третьем рейхе был и другой случай подковерной борьбы, правда, не такой резонансный. Вот о нем и пойдет речь ниже.
Йозеф Альберт Мейзингер был весьма колоритной фигурой даже для нацистской Германии. Ветеран Первой мировой войны, участник боев против Баварской Советской Республики, участник Знаменитого Пивного путча 1923 года. Сотрудник Мюнхенской полиции, коллега по работе и друг будущего начальника гестапо Мюллера. В 1933 г. вступил в СС (№ 36 134) и НСДАП (№ 3 201 697).
С марта 1933 по май 1934 года работает в гестапо Баварии, тесно сотрудничает с Мюллером и начальником РСХА (Главное управление имперской безопасности Третьего рейха) Гейдрихом. В весьма близких отношениях с обоими. Как известно, создателем гестапо был второй человек в рейхе Герман Геринг, но руководил гестапо Генрих Мюллер. А Гейдрих возглавил все РСХА, где было несколько отделов, включая IV (гестапо) и VI (политическая разведка) под руководством Шелленберга. Как помните, его роль блистательно сыграл в фильме «Семнадцать мгновений весны» Олег Табаков.
В мае 1934 г. Мейзингер перешёл в Прусское гестапо, где возглавил отделы II 1 H и II H 1, отвечавшие за структуру НСДАП, слежку внутри партии и преследование гомосексуалистов. Подготовил ряд компрометирующих документов на Эрнста Рёма. С 1935 г. руководил отделом II S по вопросам гомосексуалистов, с 1936 г. — Центральным бюро рейха по борьбе с гомосексуализмом и абортами. Один из организаторов дела Бломберга-Фрича, в ходе следственного процесса был отправлен в Египет для сбора доказательств гомосексуальных контактов Фрича. Своими действиями вызывал критику своих сотрудников: Мюллер постоянно жаловался на него, а Вернер Бест описывал его как примитивного человека с брутальными методами. В итоге Мейзингер был переведён из гестапо в архив СД, а с сентября 1939 г. стал заместителем командира айнзатцгруппы IV в Польше.
С октября 1939 по март 1941 года руководитель СД и полиции безопасности в Варшавском округе. За свои методы был известен в СД и гестапо, как «Варшавский мясник».
Его враг Вальтер Шелленберг, руководитель VI отдела РСХА (разведка), который в своей работе часто сталкивался с Мейзингером пишет, что Йозеф Мейзингер «Обладал энергией, хваткой и недюжинным умом». Другие коллеги Мейзингера по работе считали его слишком прямолинейным, грубым и безжалостным.
Где-то в конце 1938 года Мейзингер, попытался шантажировать Шелленберга, чтобы использовать его в своих интересах. Шелленбергу удалось выкрутиться, но он запомнил эту затею Мейзингера, и начал сам потихоньку собирать материалы на шантажиста..
С переводом Мейзингера на службу в Польшу, Шелленберг дал команду своим людям в Варшаве собирать на Мейзингера компромат, фиксируя все поступки Йозефа Альберта, которые порочили мундир СС.
В конце 1940 года сотрудники Шелленберга передали ему из Варшавы объемный материал о «похождениях» Мейзингера в Польше. Из этого материала выходило, что Мейзингер не только чрезмерно и неоправданно жесток по отношению к местному населению, что подрывало власть Рейха в Польше, но продажен и развратен. А два последних пункта считались недопустимыми для офицеров СС, СД и Гестапо.
Шелленберг добавил к этим материалам те документы, что были у него на Мейзингера, и весьма толстую папку со всеми этими материалами вручил лично в руки начальнику гестапо Мюллеру со словами, что на эту папку он «случайно наткнулся в процессе своей разведывательной деятельности».
Обрадованный Мюллер начал тщательное расследование всей деятельности бывшего товарища и сослуживца. И накопал такого, что в ужас пришли даже видавшие виды гестаповцы. Доложили Гиммлеру. Тот, просмотрев предоставленные Мюллером материалы, отдал приказ судить Мейзингера военным трибуналом и как можно быстрее расстрелять.
Шелленберг и Мюллер радостно потирали руки, но тут вмешался Гейдрих. Он сумел отменить трибунал и спасти Мейзингера. Как ему это удалось, для всех осталось загадкой. Противники Мейзингера сошлись в одном: Йозеф Альберт слишком многое знал о самом Гейдрихе, чтобы тот мог допустить Мейзингера на военный трибунал, где тот мог «развязать язык» и сдать всё и про всех из того, что он знал. А знал он много. Начальник Бюро по борьбе с гомосексуализмом в свое время собрал досье на всех офицеров Рейха, в том числе офицеров СД и гестапо, и знал много такого, о чем большинство фигурантов этого «знания» не хотели бы огласки.
В итоге Мейзингера отправили в Японию, подальше от Рейха. Мейзингер и там ухитрился начудить.
В Японии подружился с Рихардом Зорге и стал для него одним из главных источников информации. Слыл в Токио азартным игроком в покер, однажды во время игры застрелил капитана немецкого торгового флота, но это сошло ему с рук[. В целом, Мейзингер продемонстрировал свою полную некомпетентность, в Берлине Риббентропом был даже поднят вопрос о его отзыве. Мейзингер всеми силами пытался доказать обратное: например, планировал поднять восстание в Тибете под руководством авантюриста Игнаца Требича, с которым познакомился в Шанхае. В Японии продолжал заниматься преследованием евреев: так, в 1941 г. Мейзингер потребовал у японской администрации уничтожить порядка 18 000 еврейских беженцев из Германии и Австрии, находившихся в гетто Шанхая.
6 сентября 1945 г. был арестован американскими властями в Йокогаме и 17 декабря 1946 г. выдан Польше. В 1947 г. был приговорён Верховным национальным трибуналом, состоявшимся в Варшаве, к смертной казни. Повешен.
Свидетельство о публикации №221071600321