2. 2. 2 Установившееся отношения к Природе

                Из книги «Роза Мира» Даниила Андреева:

 (стр. 75) «Ко второй половине ХХ века в образованных и полуобразованных слоях наций, принадлежащих к романно-католической, германо-протестантской и российской культурным зонам, установилось два отношения к природе, пока друг другу почти не противоречащие.

Одно – старое – утилитарно-хозяйственно-научное, совершенно чуждое любви. Оно сосредоточило взор на использовании заключённых в Природе ресурсов энергии и измеряет всё критерием материальной выгоды для человечества или, что ещё хуже, для некоторых из антагостических его частей; с этой точки зрения оно одобряет также спорт, пляж, туризм. Сторонники этого отношения из интереса к тому, «как это устроено?», спокойно потрошат заживо кошек и собак, а для удовлетворения атавистического охотничьего инстинкта подкарауливают зайцев и куропаток».

                В праве ли человек вмешиваться в происходящее в Природе? Например, очень расплодились кролики, нужно ли уменьшать их численность? Уничтожение воробьёв в Китае. Почему такое происходит: нашествие термитов, нашествие саранчи и т.п.? Пытается ли Земля говорить с нами или это связано с космическим влиянием на Природу Земли?

«Может быть, в первом случае имеется в виду и любовь к человечеству: ибо из Монбланов собачьих трупов извлекаются, наконец, крупицу познания, например, условных рефлексов; этим, как известно, просвещается алчущий ум и двигается вперёд медицина. Но любви к Природе здесь нет и тени. Больше того: такое отношение к Природе аморально, потому что никакие интересы живых существ, кроме человека, не принимаются во внимание и потому что на всю Природу устанавливается взгляд, как на дойную корову.

 К счастью, такое отношение начинает смягчаться более новым: безсознательно-эгоистически-физиологической любовью к Природе, иногда осложнённой привнесением эстетики.

Но это развитие ещё не привело к осознанию того, что возможно и необходимо, сохраняя старые оттенки любви к природе, за исключением, конечно, аморально-утилитарного отношения к ней, безмерно обогатить это отношение смыслом этическим и религиозным. Не пантеистическим, когда человек только смутно ощущал присутствие в Природе некоей    безличной, равномерно разлитой божественной силы, - нет. Это уже было, и первобытный праанимизм – доказательство того, что пантеистическое чувство цивилизованных людей есть не что иное, как трансформация древнейшего переживания арунгвильты-праны. Нет!»

Пантеизм – философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее божество\бога и мир (интернет).

«Арунгвильты-прана – безличная, безсознательная тонкоматериальная субстанция, разлитая в Энрофе, переливающаяся из тела в тело и обеспечивающая возможность индивидуальных органических существований. Чувство присутствия арунгвильты-праны было осью душевной жизни праанимистического человечества и являлось, по-видимому, древнейшим из откровений.

Энроф – имя нашего физического слоя – равнозначно современному понятию астрономической вселенной. Характеризуется наличием в нём пространства трёх измерений и времени одного измерения».

«Перед нами  - иное. Перед   нами – отношение несравненно более нравственное и сознательное, более чёткое, развитое и изощрённое, более жизнерадостное, более активное. Оно может быть основано только на том опыте, когда человек непосредственно ощущает сквозь Природу богатейшие и многообразнейшие миры стихиалей. Ощущает – то есть вступает в общение, всё яснее понимая возможности счастливой и творческой с ними дружбы, прекрасного перед ними нашего долга и горькой, старинной нашей вины.

Правда, неясное чувство вины перед Природой, в особенности перед животными, стало сказываться. Возникли общества охраны животных, любовь к ним стала поощряться даже школьной педагогикой, а охрану зелёных насаждений взял на себя такой прославленный источник любви, как государство. К сожалению, исходило оно при этом только из соображений хозяйственной пользы, а что касается охраны животных, то благотворители получили от учёных-естественников жестокий урок: после горячих дискуссий вивисекция явочным порядком заняла в науке место  одного из ведущих методов. Оправдывая себя пользой для человечества, этот позор человечества накрепко обосновался в университетах, лабораториях и даже в той самой средней школе, которая учит любить кошек и собачек».

Вивисекция – вскрытие живого животного, живого организма с научной целью (интернет).

                Возможно, что и само человечество является подопытным биологическим организмом, отдельные части  которого (отдельных людей) так же изучают, как мы животных. Надеюсь, что более гуманными способами.


Рецензии