Падение Византийской империи. 1453 год

Если бы кто-нибудь решил установить памятник на символической могиле Византийской империи, то на надгробии можно было указать точную дату «смерти» - 29 мая 1453 года. Именно в этот злосчастный день молодой турецкий султан (ему тогда было всего 20 лет) Мехмет Второй дал приказ о решающем штурме Константинополя – столицы империи ромеев. Так сами себя называли жители того государства, которое вошло в историю как Византия.

Дата окончательного падения Византийской империи не вызывает у историков разногласий, а вот по поводу её дня рождения ведутся дискуссии.

Одни считают, что рассказ о ней надо начинать с последнего раздела Римской империи на восточную и западную части, который произошёл по повелению императора Феодосия в 395 году. Все предшествующие события, происходившие на восточной территории римского государства, по мнению этих исследователей, были предысторией.

Некоторые начинают историю с закладки мощных крепостных стен будущей столицы, то есть с осени 324 года. Другие историки (и их большинство) убеждены, что история Византии начитается с 330 года. В мае этого года император Константин провозгласил полюбившееся ему поселение Византий новой столицей Римской империи. Император назвал старый Византий Новым Римом, но народ вскоре стал называть столицу Византии городом Константина – Константинополем.

На Руси столицу южного соседа (Греческого царства) уважительно и восхищённо величали Царьградом. Сначала она манила наших предков как богатая добыча. Славяне, совершая набеги на Константинополь, мечтали о военных трофеях и щедрых откупах. (Византия, много воевавшая, нередко и откупалась от воинственных бандформирований, бряцающих оружием на окраинах  или под стенами городов).

Но в конечном итоге именно Русь стала наследницей главного сокровища Византии – не золотых запасов, не произведений ювелирного искусства, не наработок в области юриспруденции. Главным сокровищем Византии, по слову автора популярного фильма «Гибель империи. Византийский урок» митрополита Тихона (Шевкунова), была вера. И Русь благоговейно приняла это великое наследство. 

Тысячелетняя история Византийской империи не была ровным движением от хорошего к ещё более лучшему. Страну изнутри сотрясали экономические и политические кризисы. У неё было много внешних врагов. Византия то приобретала чужие, то теряла свои территории. Был полувековой период (с 1204 по 1261 годы), когда и сам Константинополь находился в руках чужеземцев, основавших здесь в эйфории четвёртого Крестового похода свою Латинскую империю.

То, как крестоносцы «заблудились» и, доверившись венецианским навигаторам, вместо освобождения Иерусалима от иноверцев, захватили христианский Константинополь, тема отдельная. Это событие стало точкой невозврата  в многовековом конфликте западных и восточных христиан.

Крестоносцы после завоевания Константинополя поспешили заявить, что теперь они являются хозяевами всей Византийской империи. «Однако эта хвастливая заявка оказалась весьма преждевременной, - как отметил в своей новой книге церковный историк Александр Дворкин. – Падение Константинополя не отдало всю страну в руки латинян» . На юго-восточном побережье Черного моря возникла независимая от крестоносцев Трапезундская империя. На Балканах появился Эпирский деспотат.

Но  с большей основательностью правопреемником Византийской империи в этот смутный для неё период времени  следует считать третье государство, вошедшее в историю как Никейская империя. Её возглавил Феодор Ласкарис – брат героически погибшего императора Константина XI и зять бывшего императора Алексия III. В Никею из Константинополя перебрался и Патриарх Иоанн. «Именно сюда эмигрировали и все ведущие граждане Константинополя» (Дворкин А.Л.).

Никея – город двух Вселенских Соборов (Первого и Седьмого) – достойно справилась с миссией хранительницы византийской культуры и государственности, снискав славу новых Афин. В августе 1261 года старая столица Византии уже встречала византийского императора Михаила VIII Палеолога. Последний латинский император Балдуин Второй спешно бежал от неожиданно заглянувшей в Константинополь малочисленной армии никейцев, оставив в городе все атрибуты царской власти.
 
Однако период возрождённой империи маркирован историками как период упадка Византии. Лучшие её дни остались позади. История Византии неумолимо клонилась к закату. Былого великолепия гости Константинополя уже не видели на его улицах, хотя императору приходилось повышать налоги, чтобы содержать столицу и восстанавливать после долгих лет планомерного разграбления.

Но не только и не столько материальные проблемы подтачивали основы государства. Куда большую опасность для целостности Византии представляли духовные брожения в обществе, расшатавшие тот фундамент, на котором империя держалась и с которого она заново вырастала при перипетиях в прошлые века.

«Византия – прямое продолжение античного мира» (Чистюхин И.Н.). В культурном отношения многонациональную Византийскую империю питали различные источники. Самыми полноводными следует признать две реки: греческую и римскую. Но они были бы мертвой водой, если бы не одухотворившая их благодать христианского учения. Однако по причине беззаконий любовь (этот главный индикатор чистоты христианства) оскудевала. Единству христианского мира угрожал уже не только раскол меж православными и католиками, но и множество трещин внутри самого православного общества.

Меж тем на рубеже XIII-XIV веков на востоке зародилась та сила, которой суждено было через полтора века стать могильщиком Византийской империи. Господь давал Византии отсрочку для покаяния. Византия же всё глубже и глубже погружалась в стихии мира сего. Вожди империи привыкали надеяться на искусство дипломатии, на военную мощь и хитрость, а не на милость Божию. В итоге и сама вера превратилась в разменную монету для политических сделок.

Позорным пятном и началом агонии империи следует считать участие византийских иерархов в Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, на котором была подписана уния. Византийский император Иоанн VIII Палеолог, участвуя в этой афере, рассчитывал на существенную помощь католиков в борьбе с турками. Господь посрамил чаяния императора, уповавшего на князей и сынов человеческих. Турки в 1444 году при Варне разбили армию крестоносцев, вышедших в свой последний крестовый поход. А через 9 лет пришёл черёд Константинополя.

К этому времени город уже превратился из столицы православного мира в восточный опорный пункт униатства. В знаменитом храме святой Софии служил католические мессы епископ Исидор, представлявший во Флоренции в 1439 году Русскую митрополию. Москва не приняла изменника. Князь Василий Васильевич посадил Исидора под стражу, но сторожил не строго, поэтому ренегат бежал и сделал карьеру в католическом мире.

В столице умирающей империи царили растерянность и разочарование. Настроение определённой части населения выразил командующий имперским флотом Лука Нотара: «Лучше увидеть в городе власть турецкого тюрбана, чем латинской тиары» (Васильев А.А.).

И тем не менее город не сдался туркам. Мехмеду пришлось ожидать его падения почти два месяца и пережить несколько неудачных штурмов. Молодой султан, начитавшийся рассказов об Александре Македонском и Юлии Цезаре, буквально бредил Константинополем. Он был не намерен отступать и последовательно решал одну военную задачу за другой, упорно продвигаясь к намеченной цели.

Византинист Александр Васильев в книге «Падение Византии» приводит обширный перечень исторических источников, освещающих трагические события 1453 года. Сохранились свидетельства непосредственных очевидцев происходившего, находившихся по разные стороны баррикад, и записи, сделанные хронистами по горячим следам.
Мы знаем из этих воспоминаний, что турецкие корабли к ужасу жителей Константинополя оказались одним апрельским утром в верхней части залива Золотой Рог, защищённого мощной железной цепью. По приказу султана турецкий флот был поставлен на колёса и перемещён по берегу. Знаем, что Мехмед при осаде Константинополя активно использовал артиллерию. В том числе и сверхмощную на тот момент пушку, изготовленную одним венгерским инженером. Есть сведения, что своё изобретение венгр сначала предлагал византийцам, но те отказались, понадеявшись на прочность стен. Известно, что византийская спецоперация по сожжению турецких кораблей провалилась, поскольку в стане осаждённых оказался предатель.

Император Константин защищал Константинополь, как простой воин. Он погиб с оружием в руках. Мехмед вошёл в храм святой Софии и произнёс там мусульманскую молитву, превратив христианский храм в мечеть. Затем султан отдал город своим войскам на три дня. И в эти дни погибло множество культурных ценностей. Хотя можно в литературе встретить замечание, что «турки в 1453 году поступили с большей мягкостью и гуманностью, чем крестоносцы, взявшие Константинополь в 1204 году» (Васильев А.А.). Возможно, это преувеличение. Но именно при господстве турецкого султана происходит возрождение Константинопольского Патриархата. Патриархом становится известный писатель-полемист Геннадий Схоларий, прошедший эволюцию от сторонника унии до горячего защитника православия. «С его избранием греко-римская уния полностью прекратила своё существование» (Васильев А.А.). Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Русская Церковь после Флорентийской унии и изгнания митрополита-изменника Исидора перешла на самостоятельное управление. «По великой нужде, а не по гордости или дерзости» (Воейков Н.Н.) избрали на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону. И тем не менее, узнав о бедствиях греков и падении Царьграда, русские не остались в стороне - откликнулись посильной помощью. Митрополит Иона призвал паству «жертвовать на выкуп из турецкого плена несчастных греков» (Воейков Н.Н.)  и установил переписку с новоизбранным Константинопольским Патриархом Геннадием, зависимым от власти турок. 

А русский летописец в это время записал: «Уже не осталось теперь ни единого царства православного, кроме русского» (Воейков Н.Н.).

(Эссе написано к зачёту по "Византологии" в Курской духовной семинарии).

Список литературы

Васильев А.А. Византия и крестоносцы. Падение Византии. М., 2020.
Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб, 2000.
Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / Курс лекций. Нижний Новгород, 2014.
Дворкин А.Л. Хроники крестовых походов. Том третий. М., 2020.
Чистюхин И.Н. Византийский театр. Орёл, 2019.


Рецензии
Хорошо бы разместить еще и рецензию преподавателя на эту курсовую.

Галина Иосифовна Правдина   26.05.2022 12:04     Заявить о нарушении
Преподаватель ограничился устным отзывом и автографом в зачётке)

Священник Владимир Русин   26.05.2022 19:50   Заявить о нарушении