Любимая актриса Изабель Аджани

9 дек. 17 г.
      Вот так живёшь, день за днём, ползёшь седьмой свой десяток лет, оглядываешься на эпизоды прошлого, мерцающие в памяти яркими звёздами хоть и не Млечного, но пути… И вдруг! В бесконечной череде фильмов, предлагаемых услужливым интернетом, зевая и почёсываясь, начинаешь смотреть очередной, подвернувшийся случайно, как камень на дороге, и...
     Девчонка, которая играет главную роль, притягивает, как магнитом. Залюбовался так, что детали сюжета упустил, многое непонятно. Пересматриваю на другую ночь повторно. Помните старый анекдот: «Тебе рассказать политический анекдот? - Нет! Я же милиционер! - А я тебе два раза расскажу!» Так вот, я не милиционер, мне двух раз мало! Каждый просмотр — как погружение в лучшие мои 70-80-е годы. И это я всё - о фильме «Убийственное лето»!
      Смотрел я несколько поздних вечеров подряд этот двухчасовой шедевр. Смотрел и пересматривал, как я люблю это делать со всем, что мне понравилось. И повторными просмотрами всё глубже вникал в детали сюжета. И никак не мог налюбоваться несравненной красоткой, играющей главную роль. Это Изабель Аджани, моя ровесница, она тоже родилась в июне 1955 года. Лучше поздно, чем никогда!
     Но всё-таки очень обидно, что не видел раньше этого украшения французского кинематографа. Фильм снят летом 1983 года, и сразу вышел на экраны, только не в нашей стране. За нас решали, что нам можно смотреть, а что нельзя. Интересно было бы поговорить с этими бывшими цензорами, если кто-то из них ещё жив: чем они руководствовались при отборе жемчужин из навоза западной киноиндустрии? Наверняка эти «люди в футляре» становились запретителями в угоду своим партийным боссам. Молчалины эти с вожделенными партбилетами имели своё суждение молча, и рот свой открывали только для лести начальству. Рядились в поборников высокой СОВЕТСКОЙ морали. А определяющим судьбу фильма был человек, партбилет которого имел номер1.
     ФЮРЕР ДУМАЕТ ЗА ВАС! Посмотрит Сталин, а позднее Хрущёв, а затем и Брежнев какой-то новый фильм и, если ему понравится, то подготовленная запретительная рецензия меняется на разрешительную. Феодализм отдыхает. Шахи от зависти ёрзают на тронах...
     Впрочем, критиковать легко, это ещё незабвенный Аркадий Райкин проповедовал. Но запрещать-то ещё легче, что же тогда смотреть? Вспомнился эпизод замечательного фильма «Покровские ворота», когда Костик спрашивает тётушку: «Ну, как киношечка?», а та отвечает: «Бездарный фильм!» На это юный историк выдаёт перл: «Ну, тётушка, искусство в большом долгу перед народом!» М-даа, теперь-то искусство завалило потребности людей переслащённой «халвой» своей так, что «диабет 2 типа» обеспечен пресытившимся потребителям. Да искусство ли это, если обслуживает слишком БАЗОВЫЕ потребности (ну, вот и я стал поборником морали).
  17 дек. 17 г.               
      Обожаемая мною ровесница  Изабель Аджани во время съёмок фильма «Убийственное лето», играя 20-летнюю, перешагнула в свои 28 лет! А в эпизоде, где она невинно её поцеловавшего отчима в ярости калечит лопатой — она загримирована под 15-летнюю!
     Фильм «Убийственное лето» снят по мотивам одноимённого романа Себастьяна Жапризо. Я прочитал этот роман и поначалу немного остыл от своего восхищения фильмом. Хороший фильм можно сравнить с некоей вполне себе гармонично устроенной рыбой в океане информации. Роман, даже неплохой, является в этом информационном океане не рыбой, а неким растением, выросшем из почвы самой действительности. Литература, даже если это всего лишь сценарий к фильму, является как бы первым отражением жизни, первой её производной. А искусство кино – это уже вторая производная, вторичное отражение. Создаётся иллюзия натуральности, реальности происходящего, срабатывает принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Мы словно становимся свидетелями диалогов, конфликтов, происшествий. Хороший фильм лучше и доходчивее литературного первоисточника.
      Но он должен быть коротким! За два часа посмотришь фильм «Убийственное лето», а для прочтения романа нужно гораздо больше времени. Роман сложнее сюжетно и структурно, шире и полнее рассматривает описываемые события, наводит на более глубокие размышления. И теряется запал, снижается интерес, детали быта утомляют своей обыденностью. Хоть любовь ещё и не прошла, но «помидоры уже вянут». И хорошо, что есть возможность сравнить и выбрать лучшее.
    Фильм «Убийственное лето» мне нравится больше, чем книга. Здесь всё совпало для меня, сошёлся некий пасьянс, я воспринял для себя этот случайно увиденный фильм, как большую удачу.               
22 дек. 17г.
      Я посмотрел для сравнения и другие фильмы с Изабель Аджани. Фильм «Пощечина», где Изабель 19-летняя, намного слабее «Убийственного лета». Девочка милая, красивая, видна в ней будущая актриса, но сюжет хил! И участие Анни Жирардо, играющей роль матери, не делает фильм стоящим. Фильм «Одержимая» из серии ужасов, где обычные люди превращаются в монстров, я такие в принципе не переношу! Аджани играет уже в полную силу, но мне показалось, что этот фильм сослужил ей плохую службу, как бы пометил её, как женщину-вамп, и шлейф этот тянется за ней всю жизнь. Недаром её на шестом десятке лет пригласили в Москву на проект, где она снялась в роли булгаковской Маргариты! Но то был не фильм, а как бы фотогалерея, сыграть в полновесном фильме в таком возрасте стало бы перебором.
     Фильм «Королева Марго» слишком шумный, массовый, королевы там маловато. Игра неплохая, но драйва нет, не захватывает, пересматривать и в голову не приходит. И, простите, актрисе там уже 39 лет. А вот в фильме «История Адели Г.» актриса снялась в 20-летнем возрасте, буквально через год после «Пощёчины», но какая роль! Какая безупречная талантливая игра! Конечно, тяжесть этой роли утяжелила и без того уже нелёгкую актёрскую участь самой Аджани. Постепенное погружение в безумие стало своеобразным амплуа, визитной карточкой актрисы. И поэтому понятно, почему её пригласили на главную роль фильма «Убийственное лето», а позднее – и на роль Камиллы Клодель.  Да, у неё эти роли получались отлично, но талант у ней намного шире, выше и полнее! Французский, да и мировой кинематограф упустил великую актрису, не имеющую, кстати, профессионального образования! А приглашение в Голливуд, съёмки незначительных ролей в незначительных фильмах — это была пустая трата драгоценного времени.
      Самая лучшая Изабель в доступном нам просмотре — в интервью какому-то парижскому журналисту. Перевода на русский нет, но та её французская речь настолько непосредственна и, чувствуется, глубока, что я немного завидую французам! Повторю — она была великолепна, но недостаточно востребована ВОВРЕМЯ, когда всё в ней было прекрасно. Как жаль, что хорошее, а тем более — прекрасное, имеет свойство — быстро заканчиваться! «Молодость — это мгновение!» - снова цитата из «Покровских ворот».
      И всё-таки фильм «Убийственное лето» я вижу лучшим в её карьере. Меня он манит к пересмотру, она там раскрылась в своей лучшей поре женского расцвета. Её красота там буквально препарирована кадром. Она красива в данную минуту, но тут же меняет выражение лица — и перед нами словно другой человек, уже некрасивый! Новый кадр — и Изабель сияет новой красотой, но ненадолго — она меняет выражение лица — и становится совсем другой. Такое ощущение, что грим ей накладывали недоброжелатели, и она была вынуждена выходить на площадку каждый раз с новым лицом. Но этих «лиц» у ней было намного больше, чем платьев и причёсок. Вряд ли кто из актрис в будущем осмелится попыткой переиграть её в новой версии «Убийственного лета», а это означает, что и новых версий не будет. Мне заранее жаль ту, кто рискнёт...
25 дек. 17 г.
    Самое ценное из фильма «Убийственное лето» не хватает слов выразить!  О чём собственно хотел нам сказать автор – Себастьян Жапризо? О том, что беда происходит по вине конфликтов, порой не имеющих срока давности? Может быть, но разве только об этом? Устами Флоримона, мужа главной героини Элианы, автор рассуждает: «Кто может сказать – как всё бывает? Каждый видит только часть происходящего…»  Т.е. недоразумения неизбежны!
    Недоразумение, как же часто оно является тем запалом, из которого вырастают наши обиды, ссоры, конфликты разной степени тяжести, вплоть до вражды, толкающей на преступления! Но автор «Убийственного лета» смотрит ещё глубже, а что его на это подвигло – остаётся загадкой. Когда-нибудь этот фильм войдёт в своеобразную классику учебников по кинематографии. И какой-нибудь автор, ещё более занудный, чем я, разложит по полочкам всю глубину классического произведения. Если коротко охватить эту глубину, то получается так: не рой другому яму – сам в неё попадёшь! Даже если он достоин этой ямы. Месть – штука обоюдоострая! Недаром мудрые везде советуют от неё уходить. В этой связи вспоминается рассказ О Генри «Квадратура круга».
     У меня возникла мысль о конфликте внутреннем – о нежелании чуть не каждого человека мириться с бренностью всего сущего. Непонятно? Да я и сам чувствую, что выразился коряво. Никак не могу словом попасть в то, что почувствовал, но до конца не осознал. Лучше на примере: Флоримон «вспоминает», что роман с Элианой был одним из самых лучших периодов его жизни. «Когда я об этом думаю, то хочу, чтобы всё повторилось!» Только вот ничего не повторяется, нельзя в одну реку войти дважды. Остаётся память. Самые яркие воспоминания преследуют нас всю жизнь, доставляя нам и печаль, и радость, и всю гамму чувств. И вот амплитуда этих чувств способна не только отвлечь нас от настоящего, но и породить конфликт с настоящим, как это было и у самой Элианы. Память о безоблачном детстве, когда отец возил её на своей спине, играл с ней в простые игры, любил свою дочку, - сыграла с Элианой злую шутку! Оказалось, что он ей не отец вовсе! А отцом является кто-то из трёх насильников матери, всласть поиздевавшихся над нею, оставшейся без защиты в тот проклятый вечер. Более того, когда Элиана сама подросла, однажды отчим, неожиданно приласкав её, снимая с лестницы, вызвал в ней такое омерзение аналогией с поведением насильников, что она вне себя ударила его подвернувшейся лопатой несколько раз по голове! Он выжил, и даже не выдал врачу правды о том, что его травмировала дочка, сказал, что упал с лестницы, подстригая деревья. И тут к глубокой психической травме собственной неполноценности Элианы прибавился комплекс вины, наваливающийся на неё ежедневно при виде парализованного отца, инвалида-колясочника.
     Как ей жить с таким грузом? Она мечтает найти насильников матери, убить их всех трёх, сообщить об этом отцу и… у них будет снова всё как прежде, как в том безоблачном детстве (тут следует тяжёлый вздох о распространённейшем человеческом безумии). Она нашла не насильников, а случайно косвенно причастных к тому происшествию людей, один из которых уже давно умер, соблазнила сына умершего и затем вышла за него замуж (за Флоримона), задумав сделать его орудием убийства двух других «насильников». Ну, сильна крошка!       
      А когда она узнаёт от парализованного отца, что он уже убил всех трёх настоящих насильников матери задолго до недоразумения с дочкой, то психика её не выдержала, и она оказалась в клинике для душевнобольных. Впала в детство, представляет себя девятилетней, а мужа своего Флоримона не узнала! Флоримон решил отомстить за неё и убил двух невинных людей, веруя в то, что убивает виновных. Сюжетец тот ещё!
02 янв. 2018 г.
       Однако, отвлекшись на сюжет, я так и не выразил пока главную мысль: о внутреннем конфликте чуть не каждого человека, вызванного несоответствием реальности с тем представлением о ней, которое выработалось и устоялось в период неполной осведомлённости. В самом деле, полной картины конкретных фактов не удаётся осмыслить даже профессионалам типа Шерлока Холмса. Обычному же человеку приходится довольствоваться теми неоднозначными приукрашенными сведениями, которыми его с детства дурачили родители, воспитатели, учителя, соседи, дружки, случайные попутчики… Конечно, безграничная вера в добрых родителей вроде бы свята, но эта розовая «действительность» не может не привести к разочарованиям.
     Даже цинизм в основе своей имеет внутренний конфликт несоответствия представлений и реальности. А уж об инфантильности и говорить нечего, настолько распространён этот тип психики. Сильнее всего ПОСТУПКИ родителей воспитывают, а не РЕЧИ. Реальные события прокладывают в нашем мозгу нейронные дороги, а не проповеди бесконечные. На чужих ошибках учится получается, если запущено сопереживание, анализ и другие виды психических процессов. «Сухие» мысли передать особенно трудно, доходит обычно только до тех слушателей, которым нравиться размышлять и то — только если их «зацепил» и сюжет и сам говорящий.
      Автор фильма донёс до нас сильный сюжет, попытки запускать мыслительные процессы зрителей у него не видны. Но это и хорошо: искусство только тогда становится таковым, когда есть некий драйв, когда оно цепляет наши чувства. А когда нас что-то трогает, цепляет, то и размышления запускаются, переосмысления всяческие. И в итоге мы сами меняемся, переходим на новый уровень. Особенно заметны эти изменения в детстве и юности, в период становления. А внутренний конфликт возникает от несовпадения желаний и возможностей, от нестыковки уже выработанной программы «вот так должно быть, а не иначе» со случайностями - неожиданными, непредвиденными, кажущимися просто невероятными.
12 янв. 18 г.
     Каждая женщина старается быть красивее, чем есть на самом деле, это бесспорно, это почти закон. Гоняются за украшениями, за модой, цепляются за любую возможность казаться лучше. А героиня наша Элиана уже, казалось бы, красивее всех. Но как она себя ведёт? Залюбуешься!
     После медленного танца под музыку незабываемого «Индейского лета» 1975 года (пробравшегося, в отличие от фильма, через железный кордон) Флоримон приглашает её выпить. Они идут в кафе, она пьёт свой сок через соломинку, обмахивает себя своим коротким подолом. А когда она увидела, что этот потасканный «кавалер» не сводит с неё глаз, строит ему рожицу и выдаёт: «Ты смотришь на меня, как на золотую рыбку!»  Но Флоримон давно не мальчик, он не тушуется, он спрашивает: «Чёрный, это ваш натуральный цвет?» На это она выдаёт незнакомцу грубое: «Ты что, Шарль, сто пятьдесят франков каждый месяц плюс волдыри на голове!» И тут он идёт в атаку: «Я знаю один неплохой ресторан по дороге на Кавайон: бассейн, свечи, серебряные приборы…»
     Эту сцену можно смотреть и смотреть, так она великолепна, по крайней мере мне. Игра лицом у этой красавицы неотразима. «Ладно, Тото, я согласна, не изводи себя (видимо, это с незнакомыми такой юмор у неё с именами, она его и Дюпоном обзовёт по дороге в ресторан). Если вы пригласили меня в ресторан, это ещё не значит, что переспите со мной! Я предупредила!» А немного погодя, эта ветреница выдаёт: «Мы что, так и будем стоять здесь до конца жизни, как цветочные горшки? Только по воскресеньям я могу потанцевать!»  Он расплачивается, и они возвращаются из забегаловки к танцполу. По дороге кавалер решил не танцевать более, ведь цели он уже достиг, приглашение в ресторан принято ею. Он сделал ход в вечной игре пары М и Ж. Но это его стремление понятно. А вот то, что двигало ею, когда она в дальнейшем решила использовать его, как орудие своей мести, понятным становится далеко не сразу. Он сам узнал об этом уже тогда, когда исполнил задуманную ею месть – убил двух человек, тем самым и себе сломав судьбу.
21 янв. 18 г.
     Поведение главной героини обманчиво. Правда, первая сцена, описанная выше, приходится на момент, когда Элиана просто выставляет себя напоказ. Так это обычно делают красавицы. Она далека пока от планов соблазнения Флоримона и использования его, как орудия своей мести. Но она узнаёт в тот же вечер от Бубу, младшего брата Флоримона, что у них в сарае хранится механическое пианино, оставшееся от отца, давно умершего. И её планы меняются. Зритель об этом пока догадаться не может, для него поведение нашей очаровательной  вертихвостки даёт повод не к размышлениям, а к возмущениям женской половины зрителей и к откровенным любованиям зрителей-мужчин. Пересматривая фильм во второй и третий раз, уже понимаешь, что сцена прихода Элианы в автомастерскую к Флоримону – это уже начало соблазнения!
04 февр. 18 г.
      Фильм, конечно, - прелесть, но пересказывать нет смысла, разбирать тоже не стоит. «Взрывая, возмутишь ключи, питайся ими и молчи!» Единственное, о чём я не могу не порассуждать, так это о том самом «зубе», который разболелся, расшатанный этим произведением искусства. А «зуб» этот – тот самый внутренний конфликт несоответствия реальности тем представлениям о ней, которые сложились в некую программу, в некий комплекс, в личностную неповторимость, в тщетные попытки изменить к «лучшему» если не весь мир, то хотя бы одного из ближних. И какой бы утопией это ни казалось со стороны, переубедить почти каждого расстаться со своей утопией просто нереально. «Я странен, а не странен кто ж?» Эту строчку из «Горе от ума» я вспомнил по фильму «Берегись автомобиля». Интересно, перевели ли его на французский в своё время, или «железный занавес» работал и в обратную сторону? Вряд ли, скорее всего, французы увидели наш шедевр вслед за нами, «железный занавес» был что-то вроде полупроводника.
     «Тараканы» в голове любого человека редко бывают обворожительными для большинства, именно поэтому гении признаются таковыми обычно с большим опозданием. Среда сопротивляется новому возмутительно долго. Но есть «тараканы» определённых видов, распространённые в людях настолько, что впору говорить о всеобщем безумии. Про политику лучше не начинать, это именно «дурная бесконечность». Я хотел остановиться на тех видах весьма распространённого безумия, которые высветил для меня этот французский фильм. 
     В частности, одна из героинь второго плана, которую великолепно сыграла Сюзанн Флон, вспоминает своё лучшее в жизни время, когда она с мужем провела отпуск в хорошем отеле на Лазурном берегу. «В саду росли олеандры, мы каждый вечер заводили патефон, моей любимой пластинкой была «Проплывающая шаланда»…». У старушки по щекам текут слёзы, у большинства зрителей – тоже (сужу по себе, я с возрастом становлюсь всё сентиментальнее).
     Безумием тут можно назвать способность человека идеализировать прошлое и пытаться сделать своими поступками всё, чтобы этот идеал оживить, восстановить, узаконить, обожествить даже! И при этом отметать ту реальность, которая в сравнении с этой созданной нами самими иллюзией конечно проигрывает. А реальность, если быть честным с собой до конца, и в том обожаемым нами прошлом была не идеальна, просто мы не всё знали, может быть, или недопонимали происходящего в должной мере. Реальность не имеет розового флёра ни в какой миг, пройденный нами по жизни. Это мы сами раскрашиваем её в разные цвета, сравниваем события, оцениваем их эмоционально, а это определяет наше поведение в дальнейшем. Поведение это со стороны кажется не всегда логичным именно из-за разницы точек зрения. И даже по прошествии многих лет эта разница в окраске одних и тех же событий разными людьми поражает. Истина ускользает, прячется, увидеть её под слоями индивидуальных окрашиваний непросто.
09 февр. 18 г.
     От анализа прошлого отказаться невозможно, нельзя не окрашивать эмоционально свои промахи и удачи. То, что оставило в памяти заметный след, влияет на настоящее и будущее именно качеством анализа этого яркого прошлого. Уберечься от страданий по прошлым бедам и ошибкам непросто, они настигают нас регулярно, с завидной настойчивостью напоминают нам о «сбоях» в нашей «программе». Думается, одним из способов усмирения себя с прошлыми бедами является попытка взглянуть на них как бы свежим взглядом, взглядом постороннего. И каждый раз пытаться осмыслить прошедшее по-новому.
  Недавно посмотрел ещё один фильм с Изабель Аджани и Аленом Сушоном в главных ролях. Называется «Огонь и пламя». Снят раньше «Убийственного лета», оба там чуть моложе, и дуэт сложился у них там ещё, это понятно. Играют неплохо, но … Но сценарий слабенький, и философия в нём никакая. Типа – если долго мучиться – что-нибудь получится. Хеппи энд, мать его! Все, кроме преступников, богаты и счастливы, ага. «Не верю», сказал бы не только Станиславский. Кино — искусство режиссёра, и актёры — его подопечные. Бывают исключения, например — Маргарита Терехова в фильме «Собака на сене». Но  любимая Изабель Аджани скромна. Кстати, всех, кто её увидит, прошу передать ей, что в России есть такой Владимир Деев, который… ну, вы поняли!


Рецензии
Владимир, спасибо за разбор полётов. Размышления интересны. Хорошо помню этот фильм, произвёл сильное впечатление. Но смотрела его тогда. Пропустили его. Тогда нам показывали только лучшее. И мы были уверены, что у них все фильмы сильные. Позже поняли, что разные, есть и слабые, и плохие. Аджани стала широко известна благодаря «Королеве Марго». Правда у каждого своя, а истина есть Бог. Ничего нет плохого, что каждый человек создаёт себе свой мир и в нём живёт!!! Чтобы жить по своему у каждого есть собственная жизнь. И хорошо, что есть слово и Вы можете высказаться и выразить свои мысли. Аджани с Вами повезло. С уважением, Любовь

Любовь Машкович   14.03.2022 09:40     Заявить о нарушении
надо смотреть! имя на слуху, а см. список ее фильмов - ничего не видела

Нина Тур   24.03.2024 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.