Остановка обучающая малышей ходу слоном

Автобусная остановка обучающая малышей ходу слоном


первые представляю серию оформлений шахматных обучающих малышей остановок.
Ребёнок рассматривает изображения и невольно учится ходить слоном.
Родителям даже не нужно ничего объяснять ребёнку. Он постепенно за серию визитов разберётся самостоятельно!
Сегодня мы смотрим на обучение ходу слоном.
Есть четыре базовые фигуры игры в шахматы: ладья, король, слон, конь.
Пятая фигура, приводящая шахматы в совершенную пентагональную форму появилась гораздо позже. В своём индивидуальном развитии ребёнок повторяет всю историю развития человечества в свёрнутой предельно сжатой форме. И при  выращивании игры в ребёнке полезно кратко повторять этапы её становления.
При всей соблазнительности кажущейся лёгкости для трех-пятилетнего ребёнка первые шаги в шахматах чрезвычайно сложны и ответственны.
Цель обучения шахматам не в спортивных достижениях вундеркинда, а в наиболее коротком пути к освоению мышлением растущего человека умений работать с абстрактными понятиями наивысшего уровня.
Создание в небольшом городке четырёх автобусных обучающих шахматам остановок позволит охватить бесплатным начальным обучением шахматам очень большое число детишек.
Основано всё на многократном повторении, поскольку родители с детьми бывают на каждой такой остановке неоднократно.
Важно и то, что мозг ребёнка сам ищет себе объекты для исследований и здесь не требуется внешних дополнительных воздействий.
Казалось бы не самый сложный ход в шахматах – это ход слоном.
В известном смысле именно ход слоном не создавал шахматы.
Кто не умеет ходить дамкой в русских шашках?
А ведь движение дамки и слона во многом совпадают! И в первую очередь в самой формуле перемещения, когда координаты х и у равны по модулю!
Что вы хотите?
Диагональ!
Но есть и весьма существенная разница.
В шашках фигура бьёт фигуру перепрыгивая через неё. А в шахматах фигура бьёт фигуру вставая на место побитой.
Вообще тема взятия – одна из наисложнейших и интереснейших в разнообразных играх на фиксированных явных и неявных матрицах.
Но на автобусных остановках мы эту тему рассматривать пока не предлагаем. Разве когда-нибудь в далёком «потом».
Пока у нас базовая задача дать малышу материал, достаточный для самостоятельного освоения четырёх главных формул хода.
Про коня и ладью мы уже рассказали.
И вот теперь у нас бедолага слон.
Подчеркну: внешнее оформление остановки – дело третье. Мне нравится идея использования в опорных торцах контуров классических шахматных символов на диаграммах. Понятно, что прекрасно могут смотреться и живописные картинки со слоном, конём и ладьёй. А царствующих особах я промолчу. Но это – внешнее оформление опорных стенок. А вот главная поверхность задней стены мы предлагаем покрывать не абы чем и как, а очень точно выверенными диаграммами, и на них использовать весьма продуманную систему символов.

В основе предлагаемых рисунков лежит многолетний опыт автора в обучении именно малышей азам игры.
Данным массивом автор на занятиях не ограничивается и использует огромное число и текстовых и демонстрационных техник.
Например:
Наискосок!
По чёрным клеточкам!
По белым клеточкам!!
Не сворачивай!
Как шёл так и иди!
Как бежал, так и беги!
Как по лесенке!
Подчеркну особо: слово «диагональ» школьная программа вводит только во втором классе. И не случайно. Ранее ребёнок с этим словом работает обычно некорректно.
А между тем действует принцип: «абсолютно ясно!» или «запредельно ясно!».
Ребёнку должно быть не примерно понятно, а именно запредельно понятно!
И проблема педагога как раз в том и заключается: каким чудом малыш точно поймёт и усвоит понятие «по диагонали» без этого слова.
Ход слоном, как и ход ладьёй – «интуитивно очевидное перемещение».
Оно прямолинейное. На поле, где слон закончил движение, он может вновь выбирать себе направление движения.
Если для ладьи это, условно говоря, «юг», «север», «запад», восток», то для слона это «юго-запад», «северо-запад», «северо-восток» и «юго-восток».
У нас в садике есть прекрасный аналог – лестничный спуск или подъём.
В коридорах мы двигаемся ровно, как ладья, а по лесенкам наискосок, как слон!
Прямолинейное движение интуитивно очевидно. В городе ныне море прямых линий и прямых углов. Мышление нашего юного горожанина квадратно-прямолинейное.
И потому начинающих «пю-дагогов» ждёт большой сюрприз. Оказывается примерно десять процентов детей никак не могут усвоить прямолинейные перемещения!!!
Дело в том, что у десяти процентов детей мышление изначально неэвклидово и для них нет проблемы с проведением пучка прямых, параллельных данной через одну точку!
Вообще наших милых начинающих тренеров не беспокоит этот вопрос. В себе и для себя они уже поделили мир на «успешных» и «безуспешных».  У ребёнка очевидно нет способностей! Так и ладно! Ничего страшного! А нам есть с кем заниматься и без него.
Но вот встал вопрос о шахматном всеобуче.
Игорь Сухин занялся этим вопросом серьёзно. А вот группы начинающих решили, что всё просто и понятно! Для них ход слона не проблема.
Сейчас покажем ребенку и ужо он пойдёт!!!
Что реальный шахматный всеобуч это огромная работа, это каторжный труд, это тьмы проблем они в силу собственного как бы «успешного» как бы «овладения» вроде бы «материалом» не задумываются.  Но на самом деле нет неуспешных детей. Один на миллион!  А есть неуспешные «педагоги».
Между прочим и ладья и слон ходят «по квадрату»! То есть их траектория движения всегда сторона какого-то конкретного квадрата!
Для ладьи это минимальная матрица 2х2
Для слона это минимальная матрица 3х3
Для коня это минимальная матрица 4х4.
На Яндекс-Дзене я сопровождаю этот текст иллюстрацией. А на прозе.ру только фрагмент рисунка показывает эту матрицу для слона – 3х3.

Здесь мы прервёмся! Нам предстоит познакомиться с категорией высших абстракций и теорией тотального Запрета. Потому просто отдохнём и полистаем что-нибудь простенькое.


Рецензии