Забайкалье. Часть 2, убранство дома

Убранство дома в 50-е, в забайкальском поселке было простое, обычно все, что необходимо для жизни: стол, стулья, кровати. Дом, в котором мы жили, состоял из сеней, деревенской прихожей, только холодной и двух комнат, в одной из них стояла печь, за счет чего образовался закуток-кухня.

Около печки стояла лавка деревянная, на ней ведро воды и ковшик. Каждый день меняли воду, это была питьевая вода, все пили из ковшика. Все необходимое в доме было. Но, каждая хозяйка хотела украсить свой дом, сделать его нарядным и уютным.

Как раз в те годы в моду вошла вышивка. Стало модно вышивать салфетки, наволочки, занавески, накидки на подушки, украшать вышивкой платья. Женщины и девушки стали вышивать, обмениваться рисунками будущих вышивок. Обычно, узоры будущих вышивок наносили или переводили из журнала на прозрачную бумагу, кальку.

С кальки переносили на канву и вышивали. В каждом доме были пяльцы, у некоторых швейные машинки. Машинки были ножные, внизу была широкая педаль, которую надо было нажимать.

Вышивали наволочки, пододеяльники, занавески, скатерти, платья. Вязали и крючком из белых ниток салфетки, вязали «подзоры» для постели.

Вышивали картины, мой папа нарисовал картину «сидящая Аленушка», а мама сделала по ней вышивку, гладью на машинке. Вышитую картинку обрамляли в рамку, под стекло и вешали на стены как картины.

Девушки целыми днями сидели за вышивкой. Мама вышивала на пяльцах по канве вручную, крестиком, а на машинке «Зингер» вышивала гладью и «ришелье». И это было творчество.

Вышивали занавески на окна. Была такая техника «ришелье», на швейной машинке вышивались по выкройке узоры, а потом дырочки вырезались маленькими ножницами.

На полах лежали половички, длинные узкие, пестрые их х/б ниток, домотканые. Бабушка еще сама шила коврики из лоскуточков и вязала крючком.

На стены вешали плюшевые коврики с лебедями, тиграми или пейзажами. Кровати застилали чаще всего пикейным покрывалом, под низ стелили «подзор», простыня с вязаным кружевом по низу. В изголовье и в ногах кровати тоже повязывали «надзор», занавеску.

Пикейные покрывала были в каждом доме, тонкие, тканые из х\б ниток, с незатейливыми узорами, они были дешевыми и практичными. Обычно голубой или розовой расцветки, с рисунком. В жару ими было приятно укрываться, они дарили прохладу.

Кровати были металлические, с панцирными сетками. На них стелили матрасы из ваты.
Обычно кровати заправляли так: на простыню укладывались одеяла, потом стелили «подзор», его кружевной край обязательно должен выглядывать из-под края покрывала, сверху все застилалось пикейным покрывалом.

Взбивались подушки, их было 4, а то и 6 на кровать. Подушки укладывались друг на друга, сначала большие, потом поменьше и сверху они накрывались «накидками», обычно из тюля. И в течение дня никто на кровать не ложился, было не принято.

Фикус. Почти в каждом доме был фикус, обычно он рос в большой кадке, кадку ставили у окна. Фикусы были не только в домах, модно было держать их и в конторах.

Листья фикуса собирали пыль и хозяйки протирали влажной тряпкой их от пыли. Позднее эти фикусы стали выкидывать, когда мода прошла. Можно было увидеть эти красивые растения, сиротливо стоящие в кадках, выброшенные на помойку.

 Еще, у бабушки в углу стояла прялка, деревянная, темного цвета и она на ней пряла. У стены стоял комод, большой, орехового цвета, накрытый вязаной скатертью.

Комод украшали, кто, чем мог. У нас на комоде стояла большая глиняная статуэтка копилка, цыганочка, в ярком наряде и бусах, она картинно изгибалась в танце. Стояли какие-то шкатулки, ваза с искуственными цветами, мамины духи.

На стене, высоко вверху, висели фотографии хозяев дома, точнее, портреты. Обычно портреты были ретушированы местным фотографом и очень отдаленно напоминали оригинал, но люди все равно прибегали к ретуши, так им казалось красивее.

Часто на стену вешали часы с кукушкой, кукушка эта каждый час выглядывала из дупла и в доме раздавалось «ку-ку» по количеству наступивших часов.

У мамы была ножная швейная машинка «Зингер», она стояла накрытая салфеткой. Но чаще мама на ней вышивала и тогда долгими зимними вечерами стучала машинка и ровными строчками ложилась вышивка «гладь».

У некоторых был патефон с пластинками. В центре комнаты стоял круглый стол, он был из дерева и на одной массивной ножке.

Да, чуть не забыла про абажур. Абажур! О нем мечтали все хозяйки, это была роскошь для того времени. Абажур давал мягкий, рассеивающий свет и в комнате становилось уютно. Он придавал комнате налет некоего мещанства, но в хорошем смысле, а именно, семейный уют гнезда.

Вокруг стола стояли стулья. Стол был покрыт вышитой скатертью. Почти в каждом доме был сундук. У нас был большой, темно-зеленого цвета, изнутри обклеенный облигациями гос. займа. Потом сундук стоял в коридоре. В нем обычно хранилась одежда.

В углу комнаты стояла деревянная этажерка, покрашенная в белый цвет. Все полочки этажерки были накрыты вязаными белыми салфеточками.

На этажерках обычно стояли книги, статуэтки, вазочки. Все было довольно просто, но вот все эти салфеточки, вышитые занавески и скатерти составляли особое убранство и в доме было уютно и нарядно.

Потом уже появились шифоньеры, диваны, ковры на стенах, из домов стали исчезать этажерки, сундуки, фикусы. Но это было уже другое время.


Рецензии
Ковёр с оленями на фотографии узнала: у родственников в деревне такой был.

С пожеланием успехов. :-)

Вера Вестникова   12.11.2023 21:21     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!

Нинель Розова   13.11.2023 05:19   Заявить о нарушении