Памяти Петра Павловича Устинова

 


Из Кыштыма пришло сообщение о смерти на 75-м году Петра Павловича Устинова. Сообщила мне об этом настоящая одноклассница Елена Шабалина-Наседкина из Обнинска:  ТЫ В КУРСЕ , ЧТО НЕДЕЛЮ НАЗАД НЕ СТАЛО ПЕТРА УСТИНОВА, ТАЛАНТЛИВОГО,  ПОЗИТИВНОГО,  СВЕТЛОГО ЧЕЛОВЕКА.

Мы познакомились с ним в хоре дома пионеров. Как же давно это было. Шёл 1955 год.  Я учился во втором классе и меня пригласили в хор дома пионеров. Он находился тогда на втором этаже «третьей» столовой. Я пришёл в большой зал, а он уже там, высокий, белобрысый, косоглазый. Здоровались за руку, как взрослые. Он по сути объяснил, что к чему. После двух или трёх репетиций мне стало неинтересно, а Пётр Устинов продолжал ходить.  На городском смотре художественной самодеятельности он выступал в  двух хорах:  третьей школы и дома пионеров. Были смотры, когда он был единственным мальчишкой  и стоял в центре второго ряда в окружении девчонок. В качестве солиста или запевалы я Петра не помню, но он много выступал в группах с другими.

В 1961 году я перешёл в третью школу, и оказался в том же классе, где и Пётр Устинов. Правда, вскоре меня перевели в другой класс.  Устинов играл весьма заметную роль в школьной самодеятельности, он пел, играл на многих музыкальных инструментах, участвовал в ансамбле, который обслуживал танцы зимой в доме культуры имени М.Горького, а летом – в горсаду имени А.Пушкина. Свой звонкий голос к этому времени я утратил, музыке я не учился, а потому к самодеятельности я даже близко не подходил. На школьных вечерах, которые проводились регулярно, я в основном участвовал для обеспечения порядка, с удовольствием смотрел выступления школьных ансамблей, где одним из организаторов был Пётр Устинов.

В десятом классе мы вновь оказались вместе: в «А» собрали всех, кто учил английский, в «Б» - кто учил немецкий.

В том году у одной из наших одноклассниц умерла мама и практически весь 10 «Б» класс помогал в организации похорон. Пётр Устинов сказал, что обеспечит музыку. Тогда покойников ещё носили на руках через весь город. Я, к примеру, участвовал в заготовке в лесу еловых веток, которые бросали на дорогу перед идущей процессией. А впереди шествия -  оркестр, и в нём были только парни из двух  наших десятых классов. Доказали, что не только танцульки у них на уме, как упрекали некоторые.

В десятом классе я нахватал много двоек, у меня был конфликт с преподавателем физики, я написал стихи «Законы Ома, законы Гука, законы Ньютона – такая скука»... Количество двоек по физике  увеличилось.  Об этом факте написали в школьной стенной газете:  «Я памятник себе воздвиг из двоек прочный»... Примерно через неделю во время вечерней уборки в классе, а мы тогда учились во вторую смену, я снял со стенда газету и опустил в ведро с грязной водой. И меня вызвали на заседание комитета комсомола, мне заявляли, что за такое могут и исключить из комсомола.  При чём здесь Пётр Устинов? А при том, что я пришёл на заседание комитета и в ожидании кворума члены комитета и все вызванные сидели в одном классе.  И тут сказали, что надо запланировать обсуждение ещё одного вопиющего факта: комсомолец из третьей школы участвовал в побелке церкви, той, самой высокой в городе. Я уже слышал, что это Петька Устинов помогает отцу церковь красить. Я бы так не смог, поскольку боюсь высоты. И я кинулся в атаку, чтобы защитить своего одноклассника. Закончилось тем, что комитет комсомола в тот раз так и не собрался, мой вопрос оставили без решения, а о комсомольце, который красил церковь, говорить не стали. Этот случай с покраской церкви меня озадачил, но жизни не хватило, чтобы узнать истину. Мне всегда казалось, что Пётр из семьи староверов, а у них не принято хвалиться, выставлять себя, но всегда они всё делают основательно и добросовестно. Их качествами охотно пользуются многие, но при раздаче наград и дивидендов  нередко отодвигают в сторону.

В одиннадцатом классе мы учились в только что открывшейся тринадцатой школе. Всё только начиналось. И мы, выпускники,  думали не только  о том, что сделать для себя, но и о том, какой будет наша школа в будущем, о её перспективах. Я не вникал в дела эстрадного оркестра, но видел, что в нём немало учеников из девятых и восьмых классов, и Петька как-то раз в небольшом кругу сказал, что  можно спокойно «готовиться к экзаменам, оркестр сработает и без нас».

Нас было 48 выпускников, и все пошли учиться дальше в вузы, техникумы, военные училища. Я учился в Магнитогорске, Пётр Устинов в Челябинске, в музыкальном училище имени П. И. Чайковского. У меня было одно неудобство с переездом в Магнитогорск. Поезд шёл ночью на Магнитогорск, а уфалейский  приходил  рано утром, и мне  целый день нужно было провести в Челябинске. За время учёбы в Магнитогорске я основательно изучил Челябинск. И в этом мне помог Пётр Устинов. Встретившись как-то в поезде, мы поехали к нему в общежитие возле Башни на улице Горького  в Тракторозаводском районе, а потом я попал на экзамены в музыкальное училище, оно было в старом,  ветхом, но довольно красивом здании,  потом на этом месте возвели высотку  ГИПРОМЕЗА,  что сейчас там, я не знаю.  После я побывал в этом училище ещё несколько раз, где посещал экзамены-концерты, видел, как Пётр играл на тромбоне.

Из училища он выпустился в  1969 году, вернулся в Кыштым и сразу стал  руководить  в ДК имени Горького двумя  оркестрами: духовым и эстрадным.  В 1972 году его  назначили директором дома культуры.

В том году широко отмечалось 50-летие образования СССР. В нашей школе, где я учил русскому языку и литературе, из трёх восьмых  образовали два девятых. К моему классу добавили выпускников из железнодорожной школы и из посёлка Северного. Я не подавлял инициативу, ребята часто собирались после уроков, договорились с музыкальным работником, Антонина Александровна помогла им  стать победителями в школьном смотре строя и песни, а потом решили принять участие в городском смотре в честь образования СССР, сами выбрали белорусскую тематику и вскоре уже  озвучивали  песни из репертуара «Песняров», читали белорусские стихи, танцевали белорусские танцы. Я даже сам не ожидал, что их концерт будет больше часа. Директор школы Нина Андреевна Малкова  подготовила доклад о Белоруссии для городского лектория. Я поехал в дом культуры, встретился с Петром Павловичем,  и мы оперативно решили все вопросы: где будет пианино, где переодеться, как открыть-закрыть занавес, как будет оформлена сцена.

Потом будут другие совместные мероприятия. Мне кажется, у нас было полное взаимопонимание, когда я работал в горкоме комсомола. На хорошем уровне провели слёт солдатских матерей, акции «Юность обличает империализм». Регулярно в летнее время проводили вечера отдыха в городском саду.

Потом я уехал в Челябинск. Последний раз мы встретились летом 1995 года, когда два наших класса решили собраться через 30 лет после выпуска. Собрались за накрытым столом в доме культуры у Петра Павловича Устинова.

Даже живя за границей, я постоянно следил за тем, чем живёт родной город,  и искренне радовался, что мой одноклассник продолжает служить музыкальной культуре Кыштыма.

В некрологе в глобальной сети отмечено:

В  минувшую пятницу, 9 июля 2021 года, перестало биться сердце нашего земляка Петра Павловича Устинова. Около 30 лет он возглавлял Дом культуры (ныне – Народный дом).
 
Имя Петра Павловича неразрывно связано с музыкой, причём – в самых лучших её традициях. В 2006 году был назначен художественным руководителем городского центра духовой и джазовой музыки (ЦДДМ).

ДК им. Горького всегда был кузницей кадров – отсюда в большую творческую жизнь вышли многие работники культуры и Петр Павлович был их первым руководителем и наставником. Петр Павлович был человеком принципиальным, способным отстоять своё мнение и, вместе с тем, совершенно неконфликтным, готовым понять, простить и найти компромисс. К своим работникам он всегда относился по-отечески тепло. Даже в самые зашоренные времена тотального контроля, позволял свободно творить, очень гордился удачами и победами, старался поддержать талант.

История его служения музыке началась в далёком 1963 году, когда Пётр с другими старшеклассниками школы №3 организовал джаз-ансамбль «Самоцвет», который играл на танцплощадке в горсаду и быстро стал популярным. Это определило его судьбу и выбор профессии. В 1969 году Пётр Павлович закончил Челябинское музыкальное училище, по специальности «руководитель духового оркестра», а в 1982 году – институт культуры и искусств.

Вся творческая и трудовая деятельность Петра Павловича связана с ДК им. Горького (ныне Народный дом). С 1967 года он руководил духовым и эстрадным оркестром. В 1972 году был назначен директором ДК им. Горького. Работу директора он всегда совмещал с работой руководителя творческого коллектива: был руководителем Народного коллектива джаз-оркестра "Самоцвет", городского сводного духового оркестра. В разное время Пётр Павлович Устинов возглавлял духовые оркестры п/л 30 и ГОВД Кыштыма. В 2006 году назначен художественным руководителем городского центра духовой и джазовой музыки (ЦДДМ).

Пётр Павлович был мастером своего дела, преданным жанру духовой и джазовой музыки – её распространителем и пропагандистом. Он был человеком позитивным, искренним и мудрым. В следующем году ему исполнилось бы 75 лет. До последнего дня он работал. Совсем недавно, 3 апреля, в Народном доме прошел эстрадно-джазовый концерт коллективов ЦДДМ, подготовленный Петром Павловичем. Прошел как всегда на высоком профессиональном уровне с новыми интересными солистами, открытиями. Никто тогда не мог предположить, что он окажется последним...

Для культуры города, сообщества музыкантов и всех нас это большая невосполнимая утрата. Выражаем искренние соболезнования семье и близким. Светлая память светлому человеку. Память и благодарность Петру Павловичу Устинову останется в наших сердцах.


Рецензии