Хрущев Н. С. управление Советским Союзом 1953-1964

1.Передача Хрущевым Крыма Украинской ССР
      Новый этап в истории Крымской области, бывшей частью РСФСР, наступил в начале 1954 года, когда новоявленный Первый секретарь ЦК Н.С. Хрущёв на заседании Прези-диума ЦК выступил с инициативой передать эту область из состава РСФСР в состав УССР. Каковы причины передачи?  «Самостийные вчёные» особо напирают на то, что главным побудительным мотивом стало то, что руководство РСФСР «очень пло¬хо справлялось с восстановлением крымской экономики», которая после войны буквально лежала в руинах. Хотя совершенно очевидно, что в условиях единого народно-хозяйствен¬ного комплекса страны этот «аргумент» не выдерживает никакой серьёзной критики. Скорее вся «крымская эпопея» была связана прежде всего с острой борьбой за единоличную власть Н.С. Хрущёва, который более десятка лет возглавлял Украинскую ССР. И он  очень рассчитывал получить мощную поддержу со стороны довольно быстро набиравшей силу украинской партноменклатуры, которая тогда резко увеличила своё представительство и в ЦК КПСС, и в Совете Министров СССР. Не случайно сама передача Крыма в состав Украинской ССР идеологически была привязана к празднованию 300-летнего юби¬лея знаменитой «Переяславской Рады», на которой, по тогдашней те-минологии, произошло «историческое воссоединение Украины с Россией».
    Кроме того, многие историки, политики и публицисты не исключают и мотива «покаяния» Н.С.Хрущёва за «политические репрессии» на Украине, которые он лично инициировал в свою бытность Первым секретарём ЦК КП(б)У.
     Уже 25 января 1954 года под председательством главы Совета Министров СССР Г.М. Маленкова состоялось заседание Президиума ЦК, по передаче Крыма Украине. Под номером XL этого протокола, озаглавленного «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», значились всего два пункта: «1) утвердить с поправками, принятыми на заседании, прилагаемый проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР; и 2) признать целесообразным провести специальное заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
      5 февраля 1954 года под председательством «президента» РСФСР Михаила Петровича Тарасова состоялось засед¬ние Президиума Верховного Совета РСФСР, на котором, согласно протоколу № 41, на котором присутствовало 15 чел. из 38 (списочная численность). Было принято решение «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», в котором прямо говорилось, что «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Настоящее Постановление внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР».
     Но, как считают специалисты, это решение было не конституционно, т.к. не было кворума и поэтому это решение не действительно. Данное решение с самого начала было незаконным и не имело никакой юридической силы. (Статья 31 Конституции РСФСР 1937 года).  Тем не менее в тот же день за подписью председателя и управделами Совета Министров РСФСР А.М. Пузанова и И.В. Груздева уже вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 156 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». (Приводим по: Е. Спицын. Хрущевская слякоть, 2020 г.).
         Конечно «аргументы» о «территориальном тяготении», «общности экономики» и «тесных хозяйственных и культурных связях» Крыма именно с УССР просто смехотворны и неубедительны. Но важно даже не это, а то обстоятельство, что данное постановление также являлось грубейшим нарушением действующей Конституции РСФСР, ибо Совет Министров РСФСР мог только исполнять принятые нормативно-правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, а не «просить» его о принятии каких-либо актов.
    Между тем, как явствует из архивных документов, заседание Президиума Верховного Совета СССР, которое продолжалось всего 20 минут, было умело подготовлено ещё 1 февраля 1954 года Н.С. Хрущёвым, М.А. Сусловым и Н.М. Пеговым по поводу передачи Крыма Украине, также было неконституционным и не имело никакой юридической силы.
     Что касается Севастополя, то относительно него никаких решений принято не было и в соответствии с Указом Президиума Верхов¬ного Совета РСФСР № 761/2 от 29 октября 1948 года он продолжал оставаться «самостоятельным административно-хозяйственным центром со своим особым бюджетом» и по-прежнему относился к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

       2.Амнистия 1955 г. 
    
       Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», который был подписан К.Е. Ворошиловым и Н.М. Пеговым 17 сен¬тября 1955 года. В нем указано: ««Учитывая прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и руководствуясь принци¬пом гуманности», Президиум высшего государственного органа страны «посчитал возможным применить амнистию в отношении  тех советских граждан, которые в период Великой Отечествен¬ной войны... по малодушию или несознательности оказались вовлечёнными в сотрудничество с оккупантами. В целях предоставления этим гражданам возможности вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами социалистического общества Президиум Верховного Сове-та СССР постановляет:
     1) Освободить из мест заключения и от других мер наказания лиц, осуждённых на срок до 10 лет лишения свободы включительно за совершённые в период Великой Оте-чественной войны... пособничество врагу и другие преступления, предусмотренные ст. 58-1,58-3,58-4, 58-6,58-10, 58-12 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик.
     2) Сократить наполовину назначенное судом наказание осуждённым на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные в ст. 1 настоящего Указа.
     3) Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осуждённых за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, направленных за такие преступления в ссылку и высылку.
     4) Не применять амнистии к карателям, осуждённым за убийства и истязания советских граждан.
     5) Прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами о преступлениях, совершённых в период Великой Отечественной войны..., предусмотренных ст. 58-1, 58-3, 58-4,58-6,58-10,58-12 Уголовного кодекса РСФСР и соответству¬ющими статьями уголовных кодексов других союзных республик, за исключением дел о лицах, указанных в ст. 4 настоящего Указа.
     6) Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобождённых от наказания на основании настоящего Указа. Снять судимость и поражение в правах с лиц, ранее судимых и отбывших наказание за преступления, перечисленные в ст. 1 настоящего Указа.
     7) Освободить от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые в период Великой Отечественной войны... сдались в плен врагу или служили в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Освободить от ответственности и тех ныне находящихся за границей советских граждан, которые занимали во время войны руководящие должности в созданных оккупантами органах полиции, жандармерии и пропаганды, в том числе и вовлеченных в антисоветские организации в послевоенный период, если они искупили свою вину последующей патриотической деятельностью в пользу Родины или явились с повинной.
В соответствии с действующим законодательством рассматривать как смягчающее вину обстоятельство явку с повинной находящихся за границей советских граждан, со-вершивших в период Великой Отечественной войны... тяжкие преступления против Со-ветского государства. Установить, что в этих случаях наказание, назначенное судом, не должно превышать пяти лет ссылки.
      Мотивы Хрущева, инициировавшего этот Указ, объясняются тремя важными обстоятельствами.
       Во-первых, совершенно очевидно, что этот указ касался прежде всего бандеровцев и украинских коллаборантов, служивших в армейских частях вермахта и СС, полицейских формированиях на оккупированной территории и т.д. Именно они составляли значительную часть осуждённых за измену Родине и отбывали наказание в различных тюрьмах, колониях и лагерях. Более того, как явствуют последние исследования, уже к началу 1950-х годов украинские националисты в борьбе с другими лагерными группировками не только «навели порядок» в ГУЛАГе, поставив себя в положение привилегированной касты, но и стояли за организацией всех бунтов, вспыхнувших в Воркутинских и Норильских лагерях вскоре после смерти И.В. Сталина.
       Во-вторых, сознавая всю шаткость своего положения на вершине власти, Н.С. Хрущёву было критически важно вновь сделать реверанс в сторону «украинских товарищей», заметно усиливших своё влияние и представительство в центральном и в республиканском партийном, государственном и хозяйственном аппаратах.
       И в-третьих, вполне возможно, что сама эта идея пришла Н.С. Хрущёву через его вторую супругу Нину Петровну Кухарчук, которая, по свидетельству многих очевидцев, имела колоссальное влияние на мужа, бывшего в быту банальным подкаблучником. 
       Нина Петровна Кухарчук (1900-1984) была уроженкой Холмской губернии и, несмотря на своё «подлое» происхождение, получила прекрасное образование сначала в Люблинской гимназии, а затем в Холмском женском училище, где прилично выучила не только украинский, но также польский и французский языки, к которым  впоследствии добавился и английский. Окончив обучение уже в Одессе, в январе 1920 года, будучи одним из лидеров местной подпольной комсомольской организации, она вступила в Легионе украинских сечевых стрельцов и украинской Галицкой армии.
     В июне 1920 года её направили на Польский фронт в армию М.Н. Тухачевского для агитационной работы среди пленных польских солдат и офицеров. А после окончания войны она была направлена на подпольную работу в Компартию Восточной Галиции (будущую КПЗУ), где сразу возглавила два отдела ЦК — по работе с женщинами и образованию. Однако в 1922 году Н.П. Кухарчук была отозвана в Москву, но по дороге в столицу, проезжая через Юзовку, она заболела тифом и попала под опеку Серафимы Ильиничны Гопнер — старой большевички, возглавлявшей в ту пору агитпропы Екатеринославского и Донецкого губкомов партии. Именно она и познакомила её с Н.С. Хрущёвым, который, будучи студентом и секретарём парткома Донецкого горного техникума, был её «подопечным» по партийной работе.
       По свидетельству ряда домочадцев и многих очевидцев, с самого начала супружеской жизни Нина Петровна, отличавшаяся очень сильным и властным характером, стала лепить из Никиты Сергеевича «щириго украиньця». Именно тогда, в середине 1920-х годов, в период первой «украинизации», он стал всё чаще и чаще ходить в украинской вышиванке, которую любил носить до конца своих дней, частенько употреблять украинские слова, пословицы и поговорки, петь украинские песни, пить горилку с салом и т.д. Не изменил он этим традициям и в Москве, куда первый раз приехал в 1929 году, став студентом Всесоюзной промышленной академии...
        Согласно официальной справке МВД СССР, направленной в ЦК КПСС в августе 1956 года, по итогам этой амнистии из заключения и ссылки только на территорию Западной Украины вернулись более 20 тысяч активных оуновцев и бандеровцев, из которых не менее 7 тысяч осели во Львове; ещё больше, порядка 50 тысяч коллаборантов, вернулись из-за границы, значительная часть которых также обосновалась в городах и весях Украинской ССР, причём не только в Галиции, но и в Харьковской, Днепропетровской и Херсонской областях. Более того, амнистия бандеровцев проводилась и позже.
     Самым показательным примером может служить амнистия Василя Кука, который ещё летом 1950 года стал преемником Р.С. Шухевича на постах главы ОУН(б) и УПА на «украинских землях». Отбыв в заключении всего шесть лет, в 1960 году он не только вернулся в Киев, но и преспокойно занялся научной работой в Центральном государственном историческом архиве и Институте истории Академии наук УССР. Причём почти вся партийно-государственная верхушка Украинской ССР считала за честь тайно посещать сего «дiяча украiньського визвольного руху», включая Первого секретаря ЦК КПУ Петра Ефимовича Шелеста. Кстати, именно при П.Е. Шелесте, который даже не скрывал своего «украиньства», в аппарат ЦК КПУ и Совет Министров УССР буквально хлынул мощный поток работников из западноукраинских областей, в том числе будущий первый президент «незалежной» Леонид Макарович Кравчук, который в 1970 году стал зав. сектором Агитпропа ЦК КПУ.
       Так, что завет одного из главарей Львовского краевого «провода» ОУН Василя Заставного оказался пророческим: «Период борьбы с пистолетом и автоматом закончился. Настал другой период — период борьбы за молодежь, период врастания в советскую власть с целью её перерождения под большевистскими лозунгами... Наша цель — проникать на всевозможные посты, как можно больше быть в руководстве промышленностью, транспортом, образованием, в руководстве молодежью, прививать молодежи все национальное... (Сведения приводим по: Е. Спицын. Хрущевская слякоть, 2020 г.)
        Таким образом, сделаем вывод: расцветшая ныне на Украине бандеровщина и нацизм во многом процветает благодаря прошлым действиям Н.С. Хрущева, хотя он возможно и не предполагал, что так случится через много лет после кровопролитной войны, в которой он активно участвовал и имел боевые награды.
      
      3. Управленческая лихорадка в 1953-64 гг.
      
       Сразу после смерти Сталина  началась перестройка управления народным хозяйством страны. По инициативе Л. Берии  ГУЛАГ был выведен из системы МВД и 18 гигантских хозяйственно-производственных управлений ГУЛАГа переданы  в ведение Первого Главного управления (ПГУ) при Совете Министров СССР и Министерства юстиции СССР. Одновременно с этим согласно записки Берии «Об изменении строительной программы  1953 г.» было предложено  ликвидировать строительство 22 крупнейших про-мышленных объектов.
      11 апреля 1953 г. по инициативе Маленкова было принято Постановление Совмина «О расширении прав министерств СССР». Согласно ему были расширены права, в т. ч. в финансово-банковской сфере, права и полномочия руководителей  всех предприятий. В результате,  министры, руководители главков впервые за долгие годы были освобождены от необходимости согласования и утверждения значительного круга повседневных вопросов в ЦК КПСС. Эти решения привели к существенному сокращению чиновничьего аппарата союзных и республиканских ведомств. Был дан старт «целенаправленной борьбе с бюрократизмом»  и ограничению многих привилегий правящей номенклатуры, как отмечали  многие историки.
     Но уже в декабре 1953 г. усилиями Хрущева  реформа была фактически отменена. Централизация  управления опять усилилась, возрос контроль партийного аппарата над работой министерств – и союзных, и республиканских. Усилиями Хрущева в 1955 г. был реорганизован и Госплан. На базе упраздненного Госплана СССР при Совете Министров СССР были созданы два новых органа – Государственная комиссия по перспективному планированию (Госплан СССР) и Экономическая комиссия по текущему планированию (Госэкономкомиссия СССР). Многие ученые и специалисты крайне негативно оценивали эти преобразования. В следующем году  на Пленумах ЦК эта реформа Госплана и создание двух комиссий были подвергнуты резкой критике из-за неэффективности их работы.
      В январе – марте  1957 г. по инициативе Хрущева, «в целях коренной перестройки управления народным хозяйством» была одобрена идея ликвидации отраслевых министерств и создания  вместо них региональных совнархозов. Потом были уточнения, о том, что создание совнархозов будет происходить не  на базе административно-территориальных единиц, а на базе укрупненных административно-экономических районов.
     Руководители крупных регионов (краев, областей) были не против этих решений, но большинство мелких областей ратовали за создание совнархозов в границах их территорий («карманных совнархозов»). И в конечном итоге было создано 105 совнархозов. Но немало крупных руководителей в стране выступали против идеи совнархозов, в т. ч. Молотов, Каганович, Фурцева. О вреде поспешной ликвидации отраслевых министерств выступали Косыгин, Байбаков (Госплан СССР), Дыгай (министр строительства СССР), Евсеенко ( министр нефтяной промышленности), и ряд других.
    Ценой больших усилий  противников  разгрома отраслевых министерств все же удалось сохранить 12 союзных министерств. Но к декабрю 1957 г. будут ликвидированы  большинство из них, которые преобразуют в бесправные Госкомитеты при Совете Министров СССР. Управленческий состав 105  совнархозов намеревались скомплектовать из номенклатурного состава союзных министерств. Сроки переброски этих специалистов в совнархозы были чрезвычайно короткие. Историки считают, что Хрущеву не терпелось выслать из столицы влиятельных хозяйственников.
      Достаточно скоро выявились пороки предложенной реорганизации управления народным хозяйство с помощью совнархозов. Устранение  министерской ведомственно-сти очень быстро обернулось ростом местничества и резким ослаблением региональных связей между самими совнархозами. Стало сдерживаться развитие отраслевой специализации и кооперации промышленных предприятий, рациональных связей между  предприятиями  разных экономических районов страны, отдалило прикладную науку от реального производства, привело к неразберихе в руководстве многими промышленными отраслями и пр.
    (И только через год после отставки Хрущева опять были воссозданы союзные и республиканские министерства по управлению важнейшими отраслями народного хозяй-ства).
      
       4.Развитие промышленного производства страны в 1953-1964 гг.

      Традиционно промышленное развитие страны в хрущевскую эпоху связывают с директивами и планами пятилеток: 5-й (1951–1955),  6-й (1956–1960) и семилетки
(1956– 1965). Основные показатели соответственно утверждались на XIX, XX и XXI съездах КПСС. Заметим, что реализация план 5-й пятилетки началась еще при Сталине  и задолго до  его утверждения на XIX съезде, состоявшемся только в 1952 г.
      Ученые отмечают, что несмотря на все хрущевские шараханья в попытках управленческих реорганизаций, в  целом были характерны еще сравнительно высокие темпы экономического роста, прежде всего в промышленном производстве.
     а) Пятый  пятилетний план (1951–1955).
     Утвержденные XIX съездом Директивы были сориентированы на  решающую роль интенсивных факторов. Это выражалось в том, что что основной прирост продукции во всех отраслях предполагалось получать за счет роста производительности труда на величину – примерно 8-10% в год, снижение себестоимости на 4% в год. Также ставились задачи сближения роста продукции отраслей группы «А» и группы «Б». Также и рост розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли на 60-70% и значительное увеличение жилищного строитель-ства.
       Крупнейшим достижением советской экономики в годы 5-й пяти¬летки, позволившим обеспечить огромный рост производительности труда в различных отраслях экономики, прежде всего в промышленности, было очень быстрое развитие электроэнергетики. Были введены в строй крупнейшие гидроэлектростанции и ряд теплоэлектростанций, в том числе Приднепровская, Черепетская, Южно-Кузбасская и Южно- Уральская ГРЭС и Мингечаурская ГЭС, Усть-Каменгорская и первая очередь Куйбышевской ГЭС. В результате мощность электростанций выросла почти в 2 раза — с 19,6 млн до 37,2 млн кВт, и таким образом всего за одну пятилетку были введены мощности, равные тем, которые были введены за все предыдущие годы советской власти. Всё это позволило резко увеличить электровооружённость тех промышленных отраслей, в которых уровень механизации был традиционно не очень высок, прежде всего в строительстве, где рост механизации составил 100%, в лесной и дерево-обрабатывающей промышленности, где он вырос на 89%, и в угольной промышленности, где механизация самых трудоёмких процессов производства выросла на 65%.
     За годы 5-й пятилетки удалось резко сократить долгострой, построить и ввести в строй более 3200 новых промышленных предприятий, в т.ч. такие гиганты советской индустрии, как Череповецкий, Орско-Халиловский и Кутаисский металлургические комбинаты, Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий комбинат, Закавказский трубопрокатный завод, Березниковский калийный комбинат и десятки новых шахт в Донбасском, Кузбасском, Карагандинском и Печорском угольных бассейнах.
      О быстром повышении эффективности производства свидетельствует  значитель-ное снижение (более 4% в год) себестоимости промышленной продукции. Благодаря этому прибыль в народном хозяйстве страны за годы S-й пятилетки выросла почти в два раза при неоднократном снижении оптовых цен на переработанное сырьё и готовую продукцию. Очень важный показатель  – существенный рост парка металлорежущего оборудования, с 1,2 до 1,7 млн единиц. Правда, надо признать, что собственными станкострои¬тельными заводами было произведено лишь 340 тыс. металлорежущих станков, а остальные 160 тыс. были получены за счёт германских репараций
     Кроме того, в стране наступил первый и важный этап науч¬но-технической революции, который выразился в начале полной автоматизации ряда крупных производств и в развитии таких принципиально новых научно-технических направлений, как электроника, атомная энергетика и космонавтика. Уже в 1951-1953 годах  был , создан целый класс цифровых и электронных вычислительных машин — ЦВМ «М-1», ЭВМ «М-2», ЭВМ «Стрела», ЭВМ «Урал» и БЭСМ-1. А в июне 1954 года в строй была введена самая первая в мире Обнинская атомная электростанция.
     Ещё одним ярчайшим доказательством не просто прорывного роста советской промышленности, а качественных изменений в научно-техническом прогрессе служат сводные данные о развитии радиотехнической промышленности. За годы 5-й пятилетки число заводов этой отрасли выросло с 98 до 156, а число занятых на них — с 250 до 470 тыс. человек, то есть почти в два раза. Общий же объём готовой продукции этой отрасли вырос в стоимостном выражении в неизменных ценах почти в четыре раза. (Данные приводим по: Е. Спицын. Хрущевская слякоть, 2020).
      Наконец, очень важным фактором успешного развития советской экономики в первой половине 1950-х годов, на что особо указывает авторитетный  экономист Г.И. Ханин, были, во-первых, сохранение жёсткой вертикальной системы отраслевых министерств и ведомств и, во-вторых, работа на ключевых постах в Совете Министров СССР в ранге заместителей его главы выдающихся советских управленцев В.М. Моло-това, Л. М. Кагановича, М. З. Сабурова, М.Г. Первухина, И. Ф. Тевосяна, В.А. Малышева, А.П. Завенягина и других.
      Профессор Г.И.Ханин в ряде своих фундаментальных работ писал, что «достигнутые в этой пятилетке темпы роста советской экономики намного превышали» не только темпы роста в США, Великобритании и ряде других буржуазных держав. Они превышали и темпы роста экономики Японии и Западной Германии, которые считались странами «экономического чуда». Так, производство электроэнергии, являвшееся са-мым концентрированным выражением уровня эко¬номического развития страны, в СССР в 1955 году превышало уровень Японии и ФРГ в 2,2 и в 2,6 раза, прокат чёрных металлов — в 4,25 и в 2,5 раза, производство цемента — 2,1 и 1,6 раза. Более того, как это ни покажется странным, но даже по производству хлопчатобумажных тканей, кожаной обуви и радиоприёмников СССР опережал Японию и ФРГ, уже не говоря о США и Великобритании. То же самое можно сказать и в отношении производительности труда. Если в США, Японии и ФРГ значительная часть прироста промышленной продукции обеспечивалась за счёт увеличения численности работающих, то в СССР преобладающее значение имел рост производительности труда.
      
     б) Шестой пятилетний план (1956-1958)

     Шестой пятилетний план развития народного хо¬зяйства на 1956-1960 годы, утверждённый на XX съезде партии в феврале 1956 года, составлялся под влиянием огромных успехов, достигнутых в 5-й пятилетке, и осознания того, в каких именно отраслях аграрного и промышленного производства советская экономика всё ещё продолжала отставать от западной. Новая пятилетка, , учитывая наработанный в 5-й пятилетке огромный потенциал в разных сферах, так блестяще продемонстрированный при создании ракетно-ядерного щита страны, призвана  преодолеть имевшиеся отставания и проделать значительный шаг к решению главной задачи — догнать США по основным экономическим параметрам.
      Эту пятилетку с полным основанием можно назвать «пятилеткой второй индустриализации». Намечалось почти удвоить объём всей промышленной продукции, и советская промышленность должна была приобрести качественно новый вид с высоким уровнем новейшей техники и технологии, с развитой специализацией и межотраслевой кооперацией, с комплексной механизацией и автоматизацией, с резким сокращением ручного труда и таким же высоким ростом улучшения условий жизни, труда и быта советских граждан.
    По своей базе «вторая индустриализация» значительно отличалась от первой, поскольку опиралась на несравненно более подготовленную армию рабочих и инженерно-технических работников. В плане 6-й пятилетки вновь был взят традиционный курс на интенсификацию промышленного производства, но уже не столько за счёт строительства новых предприятий, сколько за счёт реконструкции устаревших промпроизводств, лучшего использования имевшихся производственных мощностей, а также резкого увеличения производительности труда на основе его механизации и автоматизации, а также улучшения самой организации всего производства. Концентрированное выражение этот курс нашёл в заданиях по снижению себестоимости промышленной продукции на 17 %, то есть примерно на уровне предыдущей пятилетки.
      За три года 6-й пятилетки в строй было введено около 2700 промышленных предприятий, в том числе Горьковский, Ярославский, Сталинградский, Омский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы, Серовский завод ферросплавов, Ивановский камвольный комбинат, Саратовский химический комбинат, газопровод Ставрополь — Москва, что позволило газифицировать более 160 городов страны, и другие крупные объекты советской индустрии. Причём, как и в прошлой пятилетке, особое внимание уделялось быстрому и существенному росту производства электроэнергетики, поэтому ускоренными темпами было завершено строительство и введены в строй Волжская, Новосибирская и Иркутская ГЭС и Томь-Усинская и Верхнетагильская ГРЭС, и начался первый этап создания Единой энергетической системы страны, которым руководил первый зам. министра строительства электростанций СССР Пётр Степанович Непорожний.
     Темпы экономического развития страны в этот период по-прежнему оставались довольно высокими. Однако экономические достижения уже не были столь впечатляющ-ми, как в 5-й пятилетке. Но самое главное состояло всё же в другом — прервался переход к интенсивной экономике, начавшийся в предыдущей пятилетке. Уже в первые три года 6-й пятилетки наметились и серьёзные сбои в развитии промышленного производства, в частности резко замедлился ввод мощностей в машиностроении, а значит, и рост парка металлорежущего и кузнечнопрессового оборудования.   Однако самым тревожным оказался спад в темпах роста производительности труда и темпах снижения себестоимости продукции в промышленных отраслях.
      Причины такого положения носили многофакторный характер., но  прежде всего из-за двух важных изменений, происшедших после смерти И.В. Сталина.
      Во-первых, в системе всех органов управления, отвечавших за экономику страны, невероятно возросла роль партийного аппарата в центре и на местах, особенно после разгрома так называемой «антипартийной группы». Причём, помимо неизбежной подмены деятельности государственных органов партийными структурами, произошло и общее ухудшение качества руководства в связи с тем, что профессиональный состав партийных органов был куда более слабым и безответственным, чем государственных. Кроме того, в результате разгрома «антипартийной группы» были отстранены от хозяйственного руководства такие крупнейшие и опытнейшие руководители советской экономики, как Л.М. Каганович, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров, Б.Л. Ванников и А.С. Елян, а ряд из них — А.П. Завенягин, В.А. Малышев, И.А. Лихачёв и И.Ф.Тевосян — умерли в самом расцвете сил от непомерно тяжёлой работы и болезни. Пришедшие им на смену руководители, конечно, были их учениками, однако гораздо менее жёсткими и энергичными.
     Во-вторых, произошло резкое понижение роли контрольных органов, прежде всего госбезопасности. В условиях командно-административной экономики взаимоконтролирующие органы, играя роль «суррогатной демократии», по сути, давали возможность по-литическому руководству страны иметь вполне объективную информацию о положении дел в стране. И с этой точки зрения наличие двух центральных контролирующих друг друга органов власти — партии и госбезопасности — имело позитивное значение. Однако после расправы над Л.П. Берией органы госбезопасности были тут же лишены контрольных функций по отношению к другим органам власти, прежде всего партийному аппарату, что сразу породило безнаказанность и злоупотребление властью со стороны многих партийных бонз.
      
       в) Первый семилетний план (1959-1965)

       Контрольные цифры Директив развития народного хозяйства страны на 1959-1965 годы, утверждённые XXI съездом КПСС, и лично Хрущев,предусматривали  эту семилетку как важнейший этап в достижении превосходства советской экономики над американской, причём не только по объёму ВВП, но и по производству товаров на душу населения уже к концу 1960-х годов.
     Нереальность семилетнего плана стала очевидна уже в начале его реализации. Но поскольку в военных отраслях утверждённые планы производства не подлежали пересмотру, то первыми жертвами бюджетного дефицита стали сельское хозяйство, жилищное строительство и программы по специализации и кооперировании производства. На сельском хозяйстве это сказалось уже в самом конце 1950-х годов, когда после быстрого роста в предшествующий период он почти прекратился и вскоре начался импорт зерновых культур, серьёзно отвлекавших валютные ресурсы страны от закупок новой техники и технологий.
      В годы семилетки общий объём промышленного производства увеличился на 84%, однако многие предприятия, прежде всего отраслей группы «Б», плановые задания семилетки не выполнили. Основной прирост промышленной продукции произошёл за счёт предприятий тяжёлой индустрии и военно-промышленного комплекса. В эти годы в строй было введено ещё около 5500 крупных промышленных предприятий в разных регионах страны. При этом наибольшие успехи были связаны с ускоренным развитием нефтяной и газовой индустрии, внедрением автоматических систем и сооружением новых гигантов в металлургии и электроэнергетики. Именно тогда были построены Беловская, Назаровская, Троицкая, Конаковская и Яйвинская ГРЭС, пущены в ход самые мощные в мире Сталинградская, Братская и Красноярская ГЭС, произведён пуск первых реактивных блоков Нововоронежской и Белоярской АЭС и т.д.

        г) Создание ракетно-ядерного щита и авиации

       Как установили многие современные учёные, все годы хрущёвского правления опережающими темпами развивался военно-промышленный комплекс страны, предприятия которого отличались очень высокой производительностью труда и отменным качеством продукции. По разным оценкам, уровень военных расходов союзного бюджета в раз-ные годы колебался от 13 до 31 %, ежегодно достигая в неизменных ценах порядка 18-20% ВВП. Начиная с 1958 года значительная часть военных расходов приходилась на производство ракетной техники, ядерного оружия и НИОКР. В результате уже к январю 1960 года в арсенале советских Вооружённых сил числились 354 ядерных заряда, и в се-рийное производство запустили две межконтинентальные баллистические ракеты — Р-7 и Р-12.
      Активно велась работа по созданию надёжных носителей ядерных зарядов по двум главным направлениям: во- первых,  создание многоцелевых стратегических бомбардировщиков.  Приоритет был отдан туполевскому КБ, создавшему в эти годы стратегические многоцелевые бомбардировщики ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22, ТУ-95 и ТУ-98, способных доставлять атомную бомбу практически в любой заданный район; во –вторых, разработка и создание оперативно-тактических и межконтинентальных (стратегических) баллистических ракет (МБР), работа над которыми упорно велась сразу в нескольких опытно-конструкторских бюро. Успехи в военном ракетостроении позволили создать принципиально новый вид Вооружённых сил СССР. 17 декабря 1959 года вышло специальное Постановление Совета Министров СССР № 1384-615 «О создании Ракетных войск стратегического назначения»
       На ряде авиазаводов страны началось серийное производство таких пассажирских самолётов, как Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Як-40 и Ан-24, созданных в конструкторских бюро А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.С Яковлева и O.K. Антонова..
       4 октября 1957 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 вывела в околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли — «Спутник-1». В 1958-1959 го-дах были запущены парные орбитальные околоземные спутники «Электрон» и три автоматических космических аппарата «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». А 12 апреля 1961 г. в космосе «появился» русский космонавт Юрий Гагарин.
       (Окончание рассказа о роли Н.С. Хрущева в управлении Советским Союзом в 1953-1964 гг. см. в следующей, 3-й их части.)


Рецензии