Зеркало совести Тарковского
В этом фильме переданы также и ужасы тоталитарной режимов – эпизодами кинохроники и психологическими моментами в типографии. И хотя портретов генерала Франко в фильме не показано, результаты его правления зрители почувствовали не меньше, а может быть, и больше, чем правление двух других диктаторов – Сталина и Мао Цзэдуна…
В картине «Зеркало» чувства героев часто показываются через призму стихов Арсения Тарковского:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как Богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья,
С той стороны зеркального стекла.
Поэзия Тарковского – это сплошные философские размышления:
Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят… Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
Таким же оригинальным и символическим, как у отца, был язык кино у Андрея Тарковского, и начинается фильм тоже символически – кадрами лечения заикания, которое завершается многозначительной фразой – «Я могу говорить!», вот также и Тарковский «мог уже говорить!», преодолев заикание советского кинематографа…
Сам режиссёр объяснял замысел фильма «Зеркало» следующими словами:
Однажды, после просмотра этого фильма, в зале, где находились высокообразованные люди, очень долго спорили, и женщина-уборщица начала возмущаться, что мы долго засиделись: «Да прекратите вы спорить! Уже поздно, надо домой идти, а мне тут ещё убирать, и вообще – о чём здесь спорить?.. Всё ясно с этим фильмом, всё понятно, и обсуждать тут нечего!..»
Все присутствующие сразу же заинтересовались: «Если вам всё понятно, то объясните и нам, пожалуйста…»
И эта женщина сказала так: «Ну что здесь объяснять? Напакостил человек за всю свою жизнь всем тем, кого любил, а перед смертью понял, что надо попросить прощения, оправдать себя как-то, вот он и страдает – потому что не знает, как это сделать, не видит выхода…»
Я, возможно, пересказываю слова этой женщины не совсем точно, но за смысл ручаюсь! Сказала она прекрасно! Я читал много критических статей об этом фильме, но более точного и простого определения идей моей картины я ещё не встречал…
о съёмках фильма «Зеркало» было сказано раньше — http://proza.ru/2019/06/11/1472
Свидетельство о публикации №221071700288
Спасибо Вам за интереснейшую тему!
С теплом души,
Алексей Бабушкин -Алексеев 23.07.2021 06:07 Заявить о нарушении
Светлана Шакула 23.07.2021 08:55 Заявить о нарушении