Зеркало совести Тарковского

   Фильм «Зеркало» – самый автобиографический фильм Андрея Тарковского, потому что отражает моменты его детства, а также той эпохи, когда осуществлялось его становление, как личности.
   В этом фильме переданы также и ужасы тоталитарной режимов – эпизодами кинохроники и психологическими моментами в типографии. И хотя портретов генерала Франко в фильме не показано, результаты его правления зрители почувствовали не меньше, а может быть, и больше, чем правление двух других диктаторов – Сталина и Мао Цзэдуна…

   В картине «Зеркало» чувства героев часто показываются через призму стихов Арсения Тарковского:

          Свиданий наших каждое мгновенье
          Мы праздновали, как Богоявленье,
          Одни на целом свете. Ты была
          Смелей и легче птичьего крыла,
          По лестнице, как головокруженье,
          Через ступень сбегала и вела
          Сквозь влажную сирень в свои владенья,
          С той стороны зеркального стекла.

   Поэзия Тарковского – это сплошные философские размышления:

          Предчувствиям не верю, и примет
          Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
          Я не бегу. На свете смерти нет:
          Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
          Бояться смерти ни в семнадцать лет,
          Ни в семьдесят… Есть только явь и свет,
          Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
          Мы все уже на берегу морском,
          И я из тех, кто выбирает сети,
          Когда идет бессмертье косяком.

   Таким же оригинальным и символическим, как у отца, был язык кино у Андрея Тарковского, и начинается фильм тоже символически – кадрами лечения заикания, которое завершается многозначительной фразой – «Я могу говорить!», вот также и Тарковский «мог уже говорить!», преодолев заикание советского кинематографа…

   Сам режиссёр объяснял замысел фильма «Зеркало» следующими словами:

   Однажды, после просмотра этого фильма, в зале, где находились высокообразованные люди, очень долго спорили, и женщина-уборщица начала возмущаться, что мы долго засиделись: «Да прекратите вы спорить! Уже поздно, надо домой идти, а мне тут ещё убирать, и вообще – о чём здесь спорить?.. Всё ясно с этим фильмом, всё понятно, и обсуждать тут нечего!..»
 
   Все присутствующие сразу же заинтересовались: «Если вам всё понятно, то объясните и нам, пожалуйста…»

   И эта женщина сказала так: «Ну что здесь объяснять? Напакостил человек за всю свою жизнь всем тем, кого любил, а перед смертью понял, что надо попросить прощения, оправдать себя как-то, вот он и страдает – потому что не знает, как это сделать, не видит выхода…»
   
   Я, возможно, пересказываю слова этой женщины не совсем точно, но за смысл ручаюсь! Сказала она прекрасно! Я читал много критических статей об этом фильме, но более точного и простого определения идей моей картины я ещё не встречал…

   о съёмках фильма «Зеркало» было сказано раньше — http://proza.ru/2019/06/11/1472


Рецензии
Интересная работа, Светлана. Тарковский - это поэзия в кинематографе. Много можно говорить по этому поводу, но суть останется одна: Безусловно, Тарковский, гений мирового масштаба. Таких величин как он - единицы на всю историю человечества. "Андрей Рублев"- это что-то космическое.
Спасибо Вам за интереснейшую тему!
С теплом души,

Алексей Бабушкин -Алексеев   23.07.2021 06:07     Заявить о нарушении
Да, вы правы, таких, как Тарковский, нет больше в мире, он стоит ПЕРВЫМ в ряду мировых режиссёров... ВСЕ его фильмы - космические...

Светлана Шакула   23.07.2021 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.