М. М. Кириллов Единовременность и единомыслие Очер

 М.М.КИРИЛЛОВ

ЕДИНОВРЕМЕННОСТЬ И ЕДИНОМЫСЛИЕ
Очерк

     Очевидно, что жить в одно время и поэтому быть единомышленниками, совершенно необязательно и, вообще, это, вроде бы, на первый взгляд, слишком разные понятия. Их сопоставление чаще беспредметно, хотя и известно, что каждую эпоху общественную жизнь человечества характеризует своё, то или иное, специфическое, иногда, даже почти всеобщее единомыслие.
    Речь идёт, в основном, конечно, о политическом и идеологическом единомыслии, а не о каком-то более узком, конкретном, научном, экономическом, культурном или каком-то ином его варианте. При всём интересе анализа природы этих частных вариантов единомыслия, остановимся лишь на его идеологическом варианте.
    Само понятие - люди одного Времени, одной эпохи или даже одной судьбы - пояснения не требует, хотя рассказ о них был бы, возможно, интересен и сам по себе, особенно в сопоставлении. В конечном счёте, к этому же и сводится вся история человечества. А вот разговор о возможности идеологического (политического) единомыслия людей в соответствующее время более предметен и конкретен. Причём предметное и историческое содержание единомыслия и его массовость могут быть самыми различными: от узкого круга людей до целых школ, партий и общественных движений различного направления. Я уж не говорю о возможных оттенках такого единомыслия.
    Обычно конкретное Время, в случае его однородности для определённого круга людей, определяет и одинаковое для них его содержание, а значит, и возможность сходства ими его оценки, восприятия и понимания, то есть собственно единомыслия. Тогда само Время может стать его условием или своеобразным законодателем. Как если бы многие в одно и то же время смогли бы подумать об одном и том же. Редко, но так бывает.
   Другое дело, к примеру, марксистская идеология в Х1Х-ХХ веках и единомыслие, в конечном счёте, миллионов людей того времени на её основе. Начиналось-то всё с известного «Манифеста» и с малочисленных рабочих кружков, а закончилось созданием массовых партий и даже крупнейших государственных образований. Этот процесс не завершён и сейчас, хотя и заметно трансформировался, в том числе в связи с изменениями последнего времени. 
    Массовость единомыслия в ХХ веке основывалась на популярности (привлекательности) и убедительности идеологических постулатов марксизма-ленинизма для широкого круга людей труда. Идея постепенно овладевала массами, как писал В.И.Ленин, рождая их единомыслие. Это и составило единую в то время политическую платформу различных коммунистических партий всего мира. При этом важно вспомнить и о коммунистическом Китае.
    В результате возникло единство времени и человеческой мысли в умах миллиардов людей, и большинство из нас самих были не только реальными свидетелями, но и участниками этого. Это стало для всего мира временем социализма, даже если для кого-то это произошло и вынужденно. Можно сказать, что коммунистическое единомыслие изменило тогда и само время. Это общеизвестно и не требует особых комментариев.
    Возможны и другие примеры рождения единомыслия, особенно в более частных вариантах (наука, клиника, музыка, поэзия, любое творчество, даже любовь). Единомыслие такого рода всегда продуктивно, особенно если оно устойчиво. Коллективное единомыслие - особенно. Не зря же говорят, один в поле не воин, а вместе - можно и горы свернуть.
    Примеры кратковременности и неустойчивости возникшего единомыслия тоже известны. В этих случаях люди как бы выпадают из своего Времени, ранее общего для них. Иногда непростительно предавая при этом и теряя прежних своих единомышленников и общее дело. Сам такой человек в любом случае, вследствие этого, духовно беднеет, а иногда идейно и морально умирает как личность.
    Советская власть в своё время упорно воспитывала в людях коллективизм. Да и в более ранние времена веками наш народ славился общинностью. Коллективизм в народе воспитывала общая судьба, общая беда, особенно, опасность войны и эпидемий. Это особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны в сороковые годы прошлого века, потребовавших от людей общей защиты и больших жертв.
    Известно, что коллективизм и единомыслие воспитывают в людях и служба в армии, и трудовая деятельность, по своей природе и мыслимые именно как общее дело.
    В последние десятилетия в нашей стране изменилось не только время, но и радикально изменилась общественная система и жизнь всего населения. Общее и коллективное в значительной мере вновь было заменено частным и сугубо личным, традиционная доброта и бескорыстие большинства людей сменилась индивидуализмом, безразличием и эгоизмом многих, равенство людей - бессовестным расслоением общества на очень богатых и очень бедных, на господ и их собственность.
    Безжалостная коронавирусная пандемия только обострила эти противоречия. Сами противоречия приобрели антагонистический характер, тщательно скрываемый гибридной мимикрией власти.
    Былое идеологическое и политическое единомыслие людей, как показали последние годы, было значительно раздроблено указанными трудностями, рыночной инициативой, доминантой частной собственности, реальным бесправием людей и отсутствием перспективы развития современного общества, в целом, и отдельного человека, в частности. К тому же произошло заметное вымирание населения нашей страны и не только нашей, так, что это, безусловно, социальное, явление, характерно и для всего буржуазного мира, неотъемлемой частью которого и является современная Россия.
   Возможность организованного единомыслия многих, как было прежде, затруднена в условиях повсеместного выживания населения, когда люди озабочены только одной мыслью - быть бы живыми сегодня. Такое теперь наступило время.
    И, вместе с тем, именно оно вновь создаёт объективные условия для всё большего осознания людьми возникающей общей, угрожающей, судьбы трудового народа, а значит и для воскрешения былого массового единомыслия в условиях неизбежной гибели современного, малоэффективного, буржуазного строя, основанного на эксплуатации людей. Время само подталкивает людей к их политическому единомыслию. Срабатывает и их недавняя генетическая память, да и не утраченный опыт.
    История, это предсказывали и ранее, развивается по спирали. Это нужно предвидеть и работать в этом направлении уже сейчас.
    В этом основной смысл сопоставления мною рассмотренного взаимопроникновения понятий единовременности и единомыслия людей и самого назначения этого очерка для нашего времени. А что об этом думает читатель?


Рецензии
МИХАИЛ!
Благодарю вас за интересный очерк.
Сопоставление понятий единовременности и единомыслия
изложили доступно и понятно.
Разделяю вашу позицию.

С уважением и добрыми пожеланиями.

Вера Набокова   21.07.2021 13:26     Заявить о нарушении