Ташкент

Весной 1990 года, я отправился на стажировку.

Мне выпала честь стажироваться в солнечном Узбекистане.

Дома к этой поездке отнеслись неоднозначно - время было бурное, в стране начинался бардак, который в конечном счете привел к её развалу. Да и у меня самого настроение было далеко не праздничное.

Вообще, такие поездки в новые места мне очень нравятся, правда при условии, что место путешествия, как и свой срок пребывания там, я выбираю сам - новые люди, новые впечатления.

Ранним утром 21 марта могучий Ил-86 понес меня в далёкий Ташкент.

Первое "впечатление" от Ташкента было в аэропорту: громадными буквами на здании аэропорта было начертано - ТОШКЕНТ.

Эти воздушные ворота строил весь Советский Союз, поэтому и вид у него был величавый.

Кстати, к слову сказать, второй раз я был здесь в ноябре 1992 года. Меня поразила разница между тем, что было, и тем, что стало. Здание было разрезано перегородкой на две части - узбекскую, и русскую (т.е. СНГшную), как и вся страна, усиленно работала узбекская таможня, но об этом расскажу в другой раз...

21 марта знаменательный день для народов Среднего Востока - мусульмане отмечают Новруз. А для Узбекистана, в этот год, праздник был особенный - впервые за семьдесят лет, власти разрешили его отмечать.

Не очень понятно зачем было запрещать такой красивый обычай. Но у тех головотяпов, которые принимали это решение были, видимо, какие-то особые причины.
Новруз - новый день или новый год, праздник Весны.

В этот день по всей республике готовят плов, сумаляк, и множество других изысканных блюд, танцуют, поют, короче - празднуют.

Но все это я узнал чуть позже, а пока, позвонив по телефону знакомым, и оставив в камере хранения вещи, я отправился в город.

Отовсюду доносится музыка, везде установлены громадные казаны в которых готовится плов. Естественно, я не удержался, от того чтобы попробовать знаменитый узбекский плов.

Да, это что-то!

До настоящего момента все, что я кушал раньше под псевдонимом "Плов" было просто кашей с мясом. Это я понял сразу же, после первой ложки, поднесённой ко рту.
Но, ещё больше, меня поразило то, что, посмотрев на протянутые мной деньги за кесу полную плова, хозяин казана сказал:
– Дорогой, какие деньги! Кушай на здоровье, сегодня праздник!
 
Не знаю, было ли какое-то указание, или всеобщая радость после стольких лет перерыва, но факт оставался фактом - по всему городу плов раздавали бесплатно во всех заведениях.

Погуляв по городу, я отправился к своим знакомым на проспект Космонавтов, и попал как раз в момент подготовки праздника.

Представьте: двенадцатиэтажный дом в центре города, длиной в целый квартал, и во дворе установлено два десятка длинных столов. Рядом несколько больших казанов с пловом и множество мужчин и женщин в полосатых халатах, создающих впечатление большого базара.

Кстати о базарах.

Я южный человек, знаю какие у нас на Кубани и Дону базары, но то, что я увидел на центральном Алайском рынке в Ташкенте поразило даже мое воображение.

Такое можно было увидеть только в кино.

Я много слышал про Восточные базары, но увидеть воочию, потрогать руками, вдохнуть воздух, столь сильно насыщенный пряностями, мне довелось впервые.

Представьте картинку:
Вы идете по базару, вдоль бескрайних рядов с дынями, арбузами, зеленью, овощами, фруктами, жареными орехами, горохом, рисом, и т.д. и т.п., включая ткани, запчасти, и многое, многое другое.

Кажется нет такой вещи, которую нельзя было бы, при желании, найти.
Все это на фоне незатихающего шума голосов на русском, узбекском и ещё каких-то языках, на фоне раздающейся, непонятно откуда, восточной музыки.

Вот вы подходите к одному из продавцов кишмиша или жареных в пепле саксаула, соленых косточек абрикосов, стоящему под навесом, длиной метров сто, среди десятков таких же продавцов, с таким же товаром, и, взяв для пробы несколько косточек, заводите разговор. Он называет цену и следит за вашей реакцией.

Торговля дело тонкое, к тому же с обеих сторон стоят конкуренты, и тактично ждут окончания диалога.

Цена явно завышена, и вы, не торгуясь, пытаетесь отойти от прилавка.

Но ещё не успели сделать шага, а продавец говорит:
- Зачем торопишься, бери дешевле.

Но вам не хочется брать эти орешки, тем более, в десяти шагах от вас продают те же косточки, но очищенные.

Вы пытаетесь отойти, но он чуть не за руки вас хватает и скороговоркой сбавляет цену ещё, ещё и ещё. Пока вы проходите эти десять шагов, он бежит за вами и, уже из принципа, готов отдать бесплатно хотя бы полкило своего товара. Его коллеги смеются и зовут вас к себе.

Правда, занимательная картинка для европейского человека?

В жизни бы не поверил, если бы так меня самого за руки не хватали на Алайском рынке в Ташкенте.

Но вернёмся к нашим баранам, а точнее к подготовке праздника во дворе многоэтажки.

Как мне объяснили, местная община - махалля, все праздники проводит вместе, всем домом. Да и случайных гостей никто не гонит. Любой прохожий может подойти пожелать всем здоровья и присоединиться к столу.

Для меня это было очередной новостью. Попробуйте представить себе подобный праздник во дворе многоэтажного дома современного миллионного города. С двумя-тремя сотнями гостей.

Попробовали?
Ну и как?
Что-то не получается наверное.

Хотя, например, свадьба с таким количеством народа в общем-то еще в недавнем прошлом была возможна.

И все же, чтобы так между делом, чуть не каждый выходной собираться вместе, это не для русских.

А во дворе продолжали усиленно готовиться к празднику.

Женщины готовили плов, зелень, фрукты. Мужчины обсуждали какие-то проблемы.
 
Но вот, наконец, все собрались, причем, как оказалось, женщины и мужчины сидят за разными столами. Я как-то на этот факт сразу не обратил внимания, но потом уже понял что не принято женщинам кушать вместе с мужчинами - Восток!

Первый вопрос, который я задал соседям по столу полушепотом, был о том -  надо ли кушать плов руками. На что мне со смехом ответили, что персонально для меня, как и для всех присутствующих, сейчас принесут ложки, а уж там мое дело как я буду кушать, ложкой или по старой традиции брать рис из общей тарелки щепоткой.

Плов, конечно, был превосходный!

Рис - крупинка к крупинке, желтая морковь, длинными полосками, кислые плоды барбариса, кунжут, какие-то ещё зернышки, какие-то приправы, вообще непонятно сколько и чего, но настолько вкусно, что я ел, ел, и никак не мог остановиться.
Если бы я, в обычное время, съел столько, как в тот раз, то сразу бы умер от переедания.

Между прочим ликероводочные изделия появились за столом только к концу праздника, когда ушли отдыхать старики. Но это так между прочим.

А потом подали другое чудо кулинарного искусства Востока - сумаляк.
Но я неправильно написал название, надо с заглавной буквы - Сумаляк.
Это более точно отражает его содержание.

Невероятно вкусный продукт, что-то отдалённо напоминающее не то тёмно-коричневый мед, не то вязкое повидло.

Трудно подобрать описание, но ещё труднее описать вкус. И, самое интересное, что, несмотря на его приторную сладость, при его приготовлении не используется ни одного грамма сахара.

Тут же хозяева рассказали мне о его происхождении.

В древности, огромное войско захватчиков, окружив город, после безуспешных попыток взять его штурмом, решило взять его голодом. Перекрыв все дороги, оно полностью лишило защитников возможности пополнять запасы пищи извне.

Долго длилась осада, пока в городе осталась только вода. И вот, тогда женщины, случайно, нашли мешок проросшей пшеницы. Они долго варили её, и в результате появился Сумаляк. Попробовав его воины ощутили необычайный приток силы, и, выйдя из города разбили противника.

Красивая легенда.

А в жизни Сумаляк тоже готовят из проросшей пшеницы.

В казан кладут несколько мелких булыжников, чтобы лучше перемешивалось зерно внизу, насыпают пшеницу, заливают водой и женщины, много часов, сменяя друг друга, варят зерно, пока и не получится тот самый Сумаляк, который так мне понравился.

Так мы отпраздновали Новруз.
Республика отдыхала.

На следующее утро я отправился устраиваться в гостиницу, и сразу вспомнил Сочи - те же кипарисы, подстриженные газоны, чистые курортные дорожки.

Ташкент вообще оставляет очень приятное впечатление как город пожалуй посимпатичнее Ашхабада, не говоря о Мары.

Времени у меня было достаточно, я сам был его хозяином, поэтому приобретя карту города, захватив с собой фотоаппарат, я всё свободное время проводил в изучении города. Правда с некоторой опаской, год-то был 90-й, страна бурлила и гудела как потревоженный муравейник.

В Ташкенте это, правда, не ощущалось. Хотя русские уже тогда начинали перебираться в Россию.

Местные жители рассказывали, что руководство республики, опасаясь потери инженерно-технического персонала, издало негласное указание увольнять с работы инженеров только тогда, когда они найдут себе замену.

Узбеки не любили работать инженерами, лучше, конечно, начальником, или завскладом, или милиционером, там где можно взять и дать. Но меня всё это не касалось, и я усиленно изучал достопримечательности.

Так я попал в старый город.

По карте я вычислил, что имеется древнее медресе, которому чуть ли не тысяча лет, и сразу отправился туда.
 
Попав на первую же улицу старого города, я был буквально поражён.

С обеих сторон узкой кривой улочки тянутся трёхметровой высоты глиняные стены, из-за которых раздается блеяние баранов, мычание коров, крики ишаков и верблюдов, и все это на фоне бренчания дутара или какого-то другого струнного инструмента.
Лучше всего может представить себе эту картинку зритель, видевший фильм "Брильянтовая рука", в котором Семён Семёныч Горбунков вдруг заблудился в подобном городе, и каждые сто метров направо и налево ответвляются ещё более кривые улочки со странными названиями - «Тупик № 5», «Тупик № 27», и подряд все остальные тупики до самого конца улочки. А на самой улице ни одной живой души, и лишь изредка, проедет машина или ишак протащит повозку.

Само же медресе действительно оказалось произведением искусства. Красивые купола, шикарные резные двери, и куча обуви, перед дверью, которую снимает всякий туда входящий. Но войти внутрь у меня духа не хватило, а вот сделать слайды получилось.

3 апреля тем же самолетом, что я прилетел, я отправлялся домой.

В аэропорту меня провожали друзья.

До отлета оставался час, и тут я вспомнил, что не взял рецепта плова. На Алайском рынке я давно купил все приправы к плову, а вот рецепт его приготовления все забывал записать.

Пришлось срочно доставать ручку и тетрадь. Через пятнадцать минут рецепт был у меня в кармане.

Написанная наспех инструкция по приготовлению плова из двадцати шести пунктов, до сих пор хранится как реликвия, и достается во время больших праздников если требуется приготовить что-то такое, от чего все гости будут в трансе.

Так и закончилась моя стажировка в Ташкенте, моя встреча со Средним Востоком.


Рецензии
АЛЕКСАНДР!

Благодарю вас за рассказ!
Я была в Ташкенте дважды - первый раз до Землетрясения,второй - после.
Но тогда он был ещё советский.
Впечатления об этом городе,конечно же,остаются навсегда.

Было очень интересно прочитать и приятно многое вспомнить.

мои уважение и добрые пожелания вам.

Вера Набокова   17.07.2021 11:51     Заявить о нарушении
И вам спасибо за рецензию.
Рад, что доставил удовольствие своим рассказом.
Пройдитесь по моей странице, обязательно найдете интересную для вас тему.
Еще раз спасибо, и всего хорошего! :-)

Александр Ряхин   17.07.2021 17:19   Заявить о нарушении