Холодная Война. Журналисты и спецслужбы

«Здравствуйте, полковник!», - так обычно здоровался со своими советскими коллегами-журналистами Уолтер Липпман (Walter Lippmann, 1889 – 1974), прозрачно намекая на принадлежность советских журналистов к разведслужбам КГБ.

Однако, Уолтер Липпман, один из отцов современной американской журналистики, человек, который запустил в широкий оборот термин «холодная война», таким же манером мог бы приветствовать многих своих американских коллег. Как выяснилось, американские журналисты тоже совсем не гнушались работать на американские спецслужбы.

В ходе расследования операций американской внешней и военной разведки в 1975 году, Специальный комитет Сената по разведке под председательством сенатора Фрэнка Черча (Frank Church) обнаружил, что более 50 американских журналистов тайно работали в качестве  агентов ЦРУ в период Холодной Войны. В дальнейшем оказалось, что число файлов с именами сотрудничающих журналистов превышало 400!

Связи ЦРУ и прессы берут свое начало еще с ранних лет Холодной Войны, когда Аллен Даллес (директор ЦРУ с 1953г). приступил к обхаживанию наиболее престижных журналистских организаций для обслуживания секретных операций.

В статье 1977 года «ЦРУ и СМИ» («The CIA and the Media») репортер Карл Бернстайн (Carl Bernstein) писал, что в 1953 году директор ЦРУ Аллен Даллес руководил сетью СМИ, которая оказывала существенное влияние на 25 газет и телеграфных агентств. «Американские издатели, как и многие другие корпоративные лидеры того времени, были готовы направить ресурсы своих компаний на борьбу против глобального коммунизма», - пишет Бернстайн.

Репортеры, особенно иностранные корреспонденты, обычно служили «глазами и ушами» ЦРУ. Часто агенты инструктировали их перед поездкой и опрашивали по возвращении; они делились своими записными книжками, рассказывали о том что видели или слышали и высказывали свои впечатления. Были и более сложные договоренности, когда по просьбе ЦРУ репортеры подбрасывали дезинформацию или служили связующим звеном между агентами и иностранными контактами.

«Мы просили их делать то, что соответствовало их роли журналистов, но о чем они бы не подумали, если бы мы не попросили», - доверился Бернстайну один агент. «Например, репортер в Вене сказал нашему человеку: «Я встретил интересного второго секретаря в посольстве Чехии ». А мы ему: «Можете ли вы узнать его поближе? А после того, как вы познакомитесь с ним, сможете ли вы его оценить? А потом, не могли бы вы познакомить его с нами? Могли бы мы использовать вашу квартиру?»

Корреспонденты, связанные с Агентством, были в цене у начальства: они имели доступ к «источникам» в Агентстве. А агенты ЦРУ видели в прессе идеальный инструмент для сбора информации: кто еще, кроме репортера, имел такой свободный доступ в чужой стране, мог задавать множество вопросов не вызывающих подозрений?

Операции ЦРУ в 1950-х и 60-х годах в значительной степени полагались на журналистов, работающих в Латинской Америке и Западной Европе. Представители прессы использовались в качестве посредников для передачи сообщений и денег европейским христианским демократам, а также помогали Агентству отслеживать передвижения людей, прибывающих из Восточной Европы. Кроме того, ЦРУ владело 40 процентами Rome Daily American, англоязычной газеты в Италии тех лет.

Репортеры перекачивали доллары ЦРУ оппонентам Сальвадора Альенде в Чили и писали пропагандистские статьи для частных изданий ЦРУ в этой стране.

ДЖОЗЕФ ОЛСОП

Джозеф Олсоп (Joseph Alsop), один из самых известных журналистов-обозревателей того времени, не стеснялся  открыто  говорить о своих обширных связях с ЦРУ. В задачи Олсопа в 1950-е годы входила поездка в Лаос, чтобы выяснить, используют ли там американские репортеры антиамериканские источники, а также визит на Филиппины по указанию ЦРУ, которое считало, что его присутствие там может повлиять на исход выборов. «Я горжусь, что они попросили меня, и горжусь тем, что сделал это», - сказал Олсоп о своем участии. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ГАЗЕТЧИК НЕ ИМЕЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД СВОЕЙ СТРАНОЙ, - БЕЗУМИЕ».

По словам одного высокопоставленного чиновника, брат Джозефа Олсопа, Стюарт, также обозреватель, был агентом ЦРУ.

К.Л. СУЛЬЦБЕРГЕР

Весьма примечательно, что даже такой видный обозреватель, как племянник владельца New York Times, К.Л. Сульцбергер (CL Sulzberger), который имел доступ к высшим эшелонам власти (в 1961 году передавал послания Президента США Джона Ф. Кеннеди советскому Премьер-Министру Никите Хрущеву), считался ценным источником информации ЦРУ на протяжении 1950-х годов. Сульцбергер утверждает, что он «никогда не приблизился бы к бизнесу «призраков», но признается, что делился информацией с агентами, многие из которых были близкими друзьями: «Я уверен, что они считали меня своим активом. Они могли задавать мне вопросы о какой-нибудь вымышленной стране. «Вы едете в Слобовию, - они говорят. - Мы хотели бы поговорить с вами, когда вы вернетесь». Или они хотят узнать, страдает ли глава руританского правительства псориазом. Но я никогда не выполнял задания ни одного из этих парней».


CBS.  УИЛЬЯМ  ПЕЙЛИ  И  СИГ  МИКЕЛЬСОН


Бернстайн утверждает, что хорошие отношения между директором ЦРУ Алленом Даллесом и президентом СиБиЭс Уильямом Пейли (William Paley) сделали сеть CBS самым ценным вещательным рупором ЦРУ. «На протяжении многих лет, - пишет Бернстайн, - корпорация обеспечивала прикрытие для сотрудников ЦРУ, включая по крайней мере одного известного иностранного корреспондента и нескольких внештатных репортеров.
 
Президент CBS  Уильям Пейли выбрал Сига Микельсона (Sig Mickelson), руководившего отделением новостей (CBS News) с 1954 по 1961 годы, в качестве связного с ЦРУ. Микельсон (который впоследствии стал президентом Радио Свободная Европа и Радио Свобода) вспоминает, что ему приходилось использовать телефон-автомат для связи с ЦРУ, а затем установить для этой цели частную линию в обход коммутатора CBS.

Его файлы подтвердили, что он был причастен к передаче фильмов и снимков CBS должностным лицам ЦРУ в обмен на оплату, и что он регулярно пересылал копии внутреннего информационного бюллетеня CBS своим кураторам в ЦРУ. То же расследование показало, что двое сотрудников CBS - стрингер Остин Гудрич (Austin Goodrich) и Фрэнк Кернс (Frank Kearns), сетевой репортер в 1958-1971 годах - были тайными оперативниками ЦРУ.

NEW YORK TIMES.  АРТУР ХЕЙС СУЛЬЦБЕРГЕР

Нью Йорк Таймс была для ЦРУ в сфере газет тем же, чем CBS была для Агентства среди теле-радиовещания. Издатель Артур Хейс Сульцбергер (Arthur Hays Sulzberger) организовал прикрытие для примерно 10 сотрудников ЦРУ в период с 1950 по 1966 год в рамках своей общей политики оказания помощи ЦРУ.

По словам представителей ЦРУ, связи Агентства с Нью Йорк Таймс были крепче, чем с любыми другими газетами, из-за масштабов отдела иностранных новостей газеты и из-за тесных связей между издателем Сульцбергером и директором ЦРУ Даллесом. Результатом этих тесных отношений, как правило, были отчеты для агентов ЦРУ и поиск новых потенциальных иностранных агентов.

WASHINGTON POST.  УОЛТЕР  ПИНКУС.

Бывшие работодатели Бернстайна в «Вашингтон Пост» избежали его разоблачения, но другие исследователи задокументировали обширные связи ЦРУ с газетой «Вашингтон Пост». По словам Джона Келли (John Kelly) из журнала CounterSpy, репортер «Вашингтон Пост» Уолтер Пинкус (Walter Pincus) работал на ЦРУ в 1959 году в качестве делегата Международного молодежного фестиваля в Вене. Его заданием было шпионить за американцами. Проинформировав агентов о своей деятельности и взяв на себя обязательство хранить тайну, он продолжил посещать молодежные конференции в Гане и Гвинее. Пинкус утверждает, что он отказался от предложенной ему должности в ЦРУ, хотя, по запросу Агентства, он действительно присутствовал на политическом собрании в Нью-Дели, прежде чем перейти к более привлекательной работе в  «Вашингтон Пост».

WASHINGTON POST. РАССЕЛ УОРРЕН ХОУ

Репортер Рассел Уоррен Хоу (Russell Warren Howe) также имел долгую историю службы в ЦРУ. Он работал в собственной компании ЦРУ «Информационный бюллетень, Лтд.». (позже известной как Forum World Features), в дополнение к финансируемым ЦРУ «Africa Report» и «Survey». Хоу был полностью осведомлен о связях своего работодателя с ЦРУ, назвав однажды Forum World Features «главный поставщик пропаганды ЦРУ в средствах массовой информации в мире». Согласно Комитету Черча, руководство «Вашингтон Пост» знало, что один из репортеров работал на издание ЦРУ и что в нескольких случаях они сознательно перепечатывали пропагандистские материалы этого издания в «Вашингтон Пост».


WASHINGTON POST. ФИЛИП  ГЕЙЕЛИН

Филип Гейелин (Philip Geyelin) был уже агентом ЦРУ, прежде чем устроился на работу репортером в «Вашингтон Пост».

ЦРУ отзывалось о Гейелине как о своем ресурсе и «добровольном помощнике», когда он работая до этого в Wall Street Journal.

Когда Чарльз Сейб (Charles Seib), уполномоченный по контролю за соблюдением правил в «Вашингтон Пост», заявил, что ЦРУ должно заниматься своей грязной работой, а задача прессы информировать общественность и они не должны знать друг друга, Гейелин встал на защиту ЦРУ. «Напротив, - возразил Гейелин, - и журналисты и агенты вместе ищут одни и те же крупицы правды о внешнем мире».

Он пошел еще дальше, когда протестовал против усилий Конгресса по регулированию связей ЦРУ и СМИ. Он настаивал, что это  конституционное право журналистов  работать на разведку, быть шпионами. «В своем рвении ограничить свободу ЦРУ вовлекать прессу, - писал он, - может оказаться, что Конгресс примет закон, который фактически ограничит свободу прессы».

ЖУРНАЛ TIME. ГЕНРИ ЛЮС

Создатель всемирно известных журналов Time (1923), Fortune (1930), Life (1936) и других изданий Генри Люс (Henry Robinson Luce)считался одним из самых активных источников информации ЦРУ в СМИ. Люс, будучи одним из личных друзей Аллена Даллеса, позволял сотрудникам свободно работать с ЦРУ и охотно предоставлял полномочия для агентов, у которых не было журналистского опыта. На протяжении 50-х и 60-х годов корреспонденты Time посещали брифинги ЦРУ и Люс поощрял своих иностранных корреспондентов встречаться с представителями ЦРУ после возвращения из заграничных поездок.

C.D. Джексон (C.D. Jackson), вице-президент журнала Life в начале 1960-х годов, был соавтором исследования ЦРУ по реорганизации разведывательного сообщества во время своего пребывания в Time-Life и одобрил конкретные планы по прикрытию оперативников ЦРУ. Бывшие управляющие редакторы Life Эдвард Томпсон и Джордж Хант (Edward Thompson and George Hunt) рассказали Стюарту Лури (Stuart Loory), что они регулярно разрешали агентам военной разведки приходить в офис Life для просмотра фотографий и, поскольку они были общественным достоянием, иногда давали им распечатки. Агентам ЦРУ было разрешено брать интервью у корреспондентов, возвращающихся из заграничных командировок.

ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Ральф Макгихи, бывший офицер ЦРУ, заявил, что ЦРУ часто анонимно размещало материалы в новостных изданиях, чтобы распространять дезинформацию. Истории, распространяемые ЦРУ, могли быть подхвачены и распространены другими газетами или изданиями в несколько измененной форме или даже приняты как новости, а затем переделаны журналистами.


Пропаганда, подброшенная таким образом, иногда засоряла само Агентство собственной дезинформацией. Макгихи приводит пример на основе собственного опыта. В 1965 году ЦРУ сфабриковало историю о поставках оружия, отправленного по морю Вьетконгу. Чтобы «доказать» иностранную поддержку Вьетконга, ЦРУ взяло тонны коммунистического оружия со своих складов, погрузило его на вьетнамское прибрежное судно, имитировало перестрелку, а затем вызвало западных репортеров. Эта история была подхвачена другими источниками новостей. И тогда морские пехотинцы начали патрулировать побережье, чтобы перехватить контрабанду, о которой было сообщено.


ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ АМЕРИКАНСКИХ РЕПОРТЕРОВ В КАЧЕСТВЕ ШПИОНОВ


Сотрудничество журналистов и ЦРУ стало предметом обсуждения в феврале 1996 года, когда независимая целевая группа Совета по международным отношениям во главе с Ричардом Хаасом (Richard Haass), бывшим старшим директором по делам Ближнего Востока и Южной Азии Совета национальной безопасности при администрации Буша-старшего, предложила «по-новому взглянуть ...на использование неофициальных «прикрытий» для сокрытия и защиты лиц, причастных к подпольной деятельности ».

Позже Хаас публично высказался по этому поводу, предлагая пересмотреть то, что он охарактеризовал как запрет на использование журналистов в качестве тайных агентов разведки. Протест среди журналистов, в том числе многих членов Совета по международным отношениям, вынудил президента Лесли Гелба (Leslie Gelb) дистанцировать себя и Совет от целевой группы и ее рекомендаций.

Однако реакция профессионалов разведки США была совершенно иной - и гораздо более тревожной для журналистов. Джон Дойч (John Deutch), директор ЦРУ в то время, выступил перед Конгрессом и сказал, что нет необходимости менять политику США, как призывал Хаас, поскольку ЦРУ уже имеет право использовать американских репортеров в качестве шпионов.


Рецензии