Зависимость

  Заглючил ватсап на ноутбуке. И забудь про комфорт обмена информации по ватсапу.  Как исправить? Я в электронной паутине, как муха в настоящей. Дергаюсь, нервничаю, копаюсь в интернетовских инструкциях и рекомендациях, пытаюсь разобрать непонятный лексикон. И понимаю, в какой я заднице. Охватывает не только досада, даже раздражение. Возникает неприятное ощущение, что в мгновение ока, непонятно по какой причине, лишен привычного способа общения. Одновременно возникает тревога, опасение, что при моем компьютерном идиотизме «добрые» люди могут подстеречь в темном переулке интернета и ободрать до нитки.

  Тянет за собственную отсталость, обвинять не себя, проклясть мир, унесшийся далеко вперед и безучастный к моим бедам.  А он не безучастен. Он выпустил кучу рекомендаций для тупых. Но мне и их не осилить. И нужно посыпать голову пеплом и винить самого себя.   

  Почти неделю бился. Более продвинутые друзья, в ответ на мои стенания, пытались чем-то помочь. По телефону подсказывали. Но мне не понять их, продвинутых.
 
  Дурная голова задает работу ногам.  Походил и нашел мастерскую, где паренек, из поколения родившихся с мобильником в руке, подсказал, что делать. И заработало. Оказалось, все решалось на раз –два. Мой ноутбук пришел в чувство.

Но вот какой психологический парадокс: почему-то первая бурная радость спала, а тревога не уходила. И когда я не сидел перед ноутбуком, тревога чувствовались, а уж когда приближался к клавиатуре, росла, как снежный ком. Ничего удивительного. Чувство напряжения - обычное дело, когда сталкиваешься с чем-то, кажущемся сложным непривычным, недоступным пониманию.  И тем, что может вдруг выйти из строя. И главное, выйти из строя из-за твоей же глупости. 

  Такое ощущение тревоги, зависимости от неведомых сил дремлет в организме подобно вирусу. Вирус в организме начинает свирепствовать, как только простынешь и упадет иммунитет. С ноутбуком же, тем более, проблемы могут возникнуть по причинам, неподвластным моему пониманию.  И хорошо если быстро выправишь ситуацию. И прекрасно, что есть мастерские. Но ведь проблема с компьютером, это – повидло в океане не повидла. Подобным же образом могут накатиться необъяснимые проблемы с банками, с их хитрыми закавыками. Или с ЖЭКами и их закавыками.  Для таких проблем мастерских нет.

    И именно поэтому даже такая мелкая проблема, как с компьютером, угнетает. Она просто отражение непредсказуемой коварности жизни. Ноутбук уже работает, но остается стойкое ощущение, что ты в силках. Зависим от неподвластных тебе сил. И далеко не всегда добрых сил. Это пугает. Ты с особой остротой чувствуешь, что легко можешь стать жертвой мошенников, которым раз плюнуть снять деньги с твоей карточки. Мошенников, которые могут накрутить тебе счет за какие-то услуги.

  Возможно, неприятности только витают в воображении. Но ты уже испуган. Знаешь, что вроде бы изобретаются изощренные защиты. Но знаешь, что на деле на хитрую защиту есть отмычка с винтом. Чем сложнее, многозвеннее становится структура цивилизации, тем она уязвимее. Тем больше обычный человек чувствует, что не защищен.
 
  Человека, продвинутого в компьютерах компьютерная проблема, конечно, не угнетает.   Но ведь он не свободен от других проблем. Не везде же он знаток.

  Если вдуматься, нет существа, которое не знало бы чувства зависимости и тревоги. Травоядные зависят от хищников. И хищники зависят от травоядных. Кроме того, они еще и конкурируют между собой. Слабые зависят от сильных. Но и сильные по - своему зависят от слабых. И тоже конкурируют между собой.  Талантливые зависят от неталантливых. Писатели от читателей.  Артисты от зрителей. Но сегодня врач – зритель, а завтра артист – пациент. Сегодня артист - читатель, а завтра писатель –зритель. Мир полон взаимосвязи. Мир скреплен этим, как атомы в молекулах.

   Ладно. Может быть, бог, всемогущий, ни от чего не зависит?  Почитайте Библию. Бог- то как раз зависит от человека. Он хочет, требует, настаивает, чтобы в него верили. Он боится, что человек может и разувериться. И подтверждает свое могущество бесконечными чудесами в виде потопов и землетрясений. А почему? А потому что разуверились. Предания говорят, что боги жестоко наказывали тех героев, кто посмел хотя бы робко вмешаться в их дела, и зародить в смертных мысль. Что они и без богов могут обойтись.
 
  Но богов придумали люди, обожествляя силы природы. Человек зависел от явлений природы. А природа долгие тысячелетиями мало зависела от человека.  И все же человек боролся с капризами природы. Благоустраивал пещеры, мастерил обувь, защищающую от воды, одежду, защищающую от дождя, зноя и холода, опахала и зонты. Научился строить дома, способные выдержать порывы ветра и землетрясения. Провел свет и отопление в дома. Придумал канализацию. Придумал кондиционеры, вентиляторы, поезда и пароходы, и самолеты. Научился, распахивать целину, осушать болота, строить плотины, каналы, и поворачивать реки. Научился жить без бога.  И теперь природа уже зависит и страдает, от человека.

  После всего вышеперечисленного осталось рассмотреть, как люди зависимы не от бога, а от человека, возведенного в ранг бога. И какая тут, собственно, связь с моим ноутбуком? 

  У   человека, объявленного богом, те же две руки и две ноги и одна голова. И подчас эти руки, и ноги, и голова далеко не лучшего качества.  И каждый может заметить.  Не бог. Были времена, когда вождя, монарха провозглашали божьим помазанником. И все тут. Нечего присматриваться. Выбора нет.
 Но эти времена прошли. Нужно доказывать, как помазанник умен, как он держит в узде страну, как он играет в хоккей, ловит падающий карандаш. Ну и так далее. И не нужно другого, кто ловит карандаш еще лучше.   

  Там, где общество может выбирать себе руководителя, зависимость от первого лица не в тяжесть.  А будет в тяжесть –  выберут другого.  А если подходит - оставят. И то на время. Потому что общество, хоть и инертно, но его желания перемен, как правило, опережают возможности руководителя верно держать в руках штурвал власти. От власти руки закостеневают. В такой обстановке заглючивший ноутбук - это просто заглючивший ноутбук. И ничего больше.

  Другое дело, где власть не выбирают. Тут ты и чувствуешь тяжесть зависимости от сил, на которые ты не можешь повлиять. И зависимость от компьютера – лишнее напоминание, аналогия. И тут серьезнее. Мастерские по ремонту ситуации позакрыты.

  И не льсти себя надеждой, что ты умный, талантливый, знаменитый, богатый. Вывернешься. Перед Иваном Грозным и богатые, и бедные, и родовитые, и талантливые, – все были рабами.  Все они чувствовали зависимость от воли властителя. И рабская мораль пронизывала все общество и смелых, и честных.
 
   И в таком обществе, ощущение напряжения переходит в чувство подавленности от бессилия перед властью, могучей и непредсказуемой. И тогда заглючивший ноутбук – трагедия общего плана. Живешь, вроде, по правилам, жмешь нужные кнопки, улицы переходишь в положенном месте, новости смотришь, не бузишь, от митингов шарахаешься, налоги платишь, работаешь, голосуешь. Но чувствуешь, что вот-вот, и где-то заглючит: то объявятся дополнительные, прежде не учтенные, враги, то провозгласят крестовый поход на вражеских агентов, то займутся исполнением интернационального долга в какой-нибудь нам духовно очень близкой далекой стране. Как выбраться? Кругом замки, а все отмычки, как Кощеева смерть, внутри не яйца, а властной вертикали.


Рецензии