Превзошедший Емиро Едзаки
О знаменитом японском мастере Емиро Едзаки я узнал из воспоминаний патриарха русского и советского флота, капитана дальнего плавания Дмитрия Афанасьевича Лухманова, который писал после посещения им порта Нагасаки:
«… Его («черепаховых дел» мастера Едзаки) мастерская действительно артистически выделывала из черепаховой кости самые разнообразные вещи: и модели, и силуэты кораблей, и всевозможные предметы роскоши. Модели кораблей выполнялись в точном масштабе и с изумительной тщательностью. От мастера не ускользала ни одна мелочь, даже снасти делались из тончайших черепаховых нитей. Это стоило дорого. Модели кораблей заказывались для подношений высокопоставленным лицам, и они являлись, бесспорно, музейными вещами. Но черепаховые портсигары с миниатюрными силуэтами кораблей продавались по вполне доступным ценам. Было в большой моде у моряков иметь портсигар с силуэтом своего корабля, и Едзаки на них специализировался. Однако, для выполнения заказанной модели или силуэта было необходимо или получить чертёж корабля, или его замерить и зарисовать различные детали. Для последней цели «подмастерья» Едзаки постоянно околачивались на кораблях Тихоокеанской эскадры с рулетками, масштабными линеечками и рисовальными принадлежностями. Едзаки почти исключительно работал на русских моряков и широко их кредитовал.»
Этому мастеру во время пребывания в Японии Николая Александровича заказали изготовить из черепахового панциря памятные модели всех кораблей, участвующих в визите. Позднее, уже став императором, Николай II передал 13 этих моделей в Морской музей.
Но, как оказалось, в России, а потом в Советском Союзе был свой талантливый создатель моделей кораблей, более того – моряк, художник, истинный знаток истории флота, прославившийся своим стилем – Сергей Фёдорович Юрьев. Его судьба действительно необычна: после окончания морского кадетского корпуса служил на кораблях Балтийского флота, участвовал в революции, несколько раз был арестован и осуждён, но продолжал ходить в море, окончив штурманские курсы, совершил поход на судне «Воровский» из Архангельска во Владивосток.
Во время службы у Сергея Фёдоровича возник серьёзный интерес к военно – морской истории, появились первые исследовательские материалы – «История Кронштадта, как первого морского порта России», «Быт и служба на парусном корабле» и другие.
Пожалуй, самым интересным увлечением С. Юрьева стало создание моделей кораблей, которому он посвятил около 35 лет своей жизни. Дальний поход на «Воровском» дал ему возможность познакомиться с особенностями работ восточных мастеров резьбы по кости и панцирю черепахи, но секреты обработки таких материалов С. Юрьев открывал и осваивал сам уже в ходе экспериментов. Причём работы ( модели кораблей) отличали тонкость и высокий художественный вкус, так как Сергей Фёдорович считал, что модель – это своеобразный памятник кораблю, и она должна точно соответствовать ему в масштабе.
Восстановление деятельности при Центральном Военно – морском музее модельной мастерской, закрытой в 1916 году и назначение С. Юрьева учёным – хранителем фондов позволили создать под его руководством целый ряд экспонатов – моделей надводных и подводных кораблей. Мастеру стали подвластны любые материалы – пластмасса, слоновая кость, черепаховый панцирь и перламутр, он освоил чернение и серебрение деталей. 16 отобранных моделей – миниатюр, созданных руками С. Юрьева, экспонировались на Парижской Всемирной выставке. Так, например, модель теплохода «Грузия» длиной 20 см, выполненная в масштабе и представленная на стенде ЭПРОНа, состояла из 1000 оригинальных деталей. Миниатюрная модель линкора «Марат» величиной со спичечный коробок (материал – моржовый клык) вызвала восхищение посетителей Всемирной выставки в Нью – Йорке.
Интересы и кругозор С. Юрьева были поистине очень широкими: медицина русского флота, история военно – морской формы и обмундирования, государственные знамёна и морские флаги, по его эскизам выполнялись медали и ордена Ушакова и Нахимова.
МНОЖЕСТВО ФИЛИГРАННЫХ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ, НАХОДЯЩИЕСЯ НЫНЕ В МУЗЕЯХ, УНИКАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРУДЫ – ВСЁ ЭТО ОСТАВИЛ НАМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВСЕЦЕЛО ПРЕДАННЫЙ РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ, КАПИТАН 1 РАНГА СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ ЮРЬЕВ (1894 – 1956).
17 июля 2021 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №221071700930