Фотография

               

 Как-то я спросил отца, снимали ли их во время войны кинооператоры, фотографы? «Про кинооператоров не помню, чтобы снимали, а вот фотограф был. Построили батарею нашу, сказали, что будут снимать, как мы огонь ведём. Весна была, кажется в 44-ом году. Жара кругом, а нас заставили шинели надеть шапки. Мы стреляли из миномётов, а фотограф сымал. Прям как на параде, но, правда, всё по уставу, а в настоящем-то бою когда это мы на коленки вставали?»
 Много лет прошло. Теперь уже не помню, как попала к нам книга «Парад победителей» издание 1985 года, авторы Г. Дроздов, Е. Рябко, под общей редакцией Маршала Советского Союза  В.И. Петрова. Книга со множеством фотографий цветных, роскошное издание.
Меня интересовало всё, что связано с 1-ым Украинским фронтом, в состав которого и входила 12 миномётная бригада РГК, 38-армии. На странице 109 прочитал об операциях фронта, подчеркнул (для внуков) те из них, в котором папа участвовал. Перевернул страницу и сердце моё ахнуло: на странице 111 - фото, на котором ведут огонь два миномётных расчёта. Солдаты в шинелях и шапках, а сзади стоят офицеры в пилотке и гимнастёрке: помните – жара кругом, а нас шинели заставили надеть.
Но фото общее и лица плохо просматриваются. Но по осанке, по манере носить шапку или фуражку (на затылке, с лихостью), командир первого (дальнего на фото) расчёта и есть мой батя. Жаль одного – поздно увидел я фото, а сейчас уже не у кого спросить батя это или нет.
Я рассказал об этом фото Оле, она сделала надпись на первой и последней страничке книги: «Алёше и Диме! В год 45-летия победы! (На стр. 111 ваш дедушка Фёдор Иванович.)»
А меня одно только смущает – маленькую мину подаёт боец, одной рукой держит. А батя говорил, что у миномёта 120 мм. вес мины 16 кило. Я пересмотрел кучу материалов о миномётах, о 12-ой мин. бригаде РГК в поисках ответа на вопрос: «Одного калибра были миномёты в бригаде, или разных калибров?» Ответа пока нет. Так батя на фото или нет? Надпись моей жены сохранить или убрать? Нет ответа.

P.S. Нашёлся ответ, рядом совсем: племянник мой, полковник в отставке, окончил Саратовское миномётное училище, подтвердил, что в мин. бригадах на вооружении стоят миномёты разных калибров.


Рецензии
Когда увидел фото, сразу понял, что постановочное - нет опасности , и все очень правильно и красиво. А Вы молодец. Надеюсь, что удасться установить истину в последней инстанции.

Дмитрий Медведев 5   26.08.2021 06:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! Да не стану я ничего устанавливать, просто решил, что папа на фото, вот и всё.

Иван Горюнов   26.08.2021 11:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.