Гостиница Медведь
Как пишет греческий историк Страбон в своей книге «География», «римляне уделяли огромное внимание трем вещам, которыми греки пренебрегали: строительство дорог, акведуков и канализационных систем».
С IV века до н.э., с началом расширения римской империи, дороги строят преимущественно в военных целях, для завоевания и контроля над покоренными территориями. Для отдыха римских легионов на марше, каждый вечер на обочине дороги, организовывалась стоянка, castrum. В некоторых из этих мест позднее строились казармы и склады провизии, а со временем возникали поселения и города.
В правление императора Августа для должностных лиц, курьеров и почтовых служащих, вдоль государственных дорог были предусмотрены официальные пункты отдыха, Mansio. Располагались они с регулярными интервалами друг от друга, примерно на расстоянии дневного перехода. Так обеспечивалась административная связь Рима с провинциями, коммерческие и культурные связи между городами и народами. Обычно это были солидные постройки, типа виллы, где служивые люди могли переночевать и отдохнуть.
Рядом с ними возникали частные приюты попроще, cauponae – для лиц, что обслуживали государственных служащих. Здесь меняли лошадей, мулов и буйволов. Соответственно, на территории копоны присутствовали ветеринары, специалисты по ремонту повозок и поставщики еды. Здесь тоже можно было переночевать и отдохнуть, однако копоны пользовались несколько сомнительной репутацией, поскольку их часто посещали воры и проститутки.
Путешественники, желающие иметь уровень сервиса получше, чем в «копона», но для которых официальный постоялый дом, «мансио», был закрыт, пользовались частными пунктами отдыха – tabernae («сарай» или «хижина»). Были они относительно недорогие, но более пристойные, что во многом, правда, зависело от хозяина.
От них, кстати говоря, берут свое начало современные таверны.
По мере роста Римской империи росли и расширялись ее таберны, становясь все более достойными. Одна из таких таберн даже упоминается в Евангелии (Деяния 28:15). Там говорится, что Святой Павел по пути в Рим, был встречен группой римских христиан в Трес Таберна. Она возникла как почтовая станция на Аппиевой дороге, в месте её пересечения с двумя другими дорогами. И это была первая таберна на входе в Вечный город и последняя при выходе из него.
Вскоре таберны появляются и в городе, давая приют паломникам и предоставляя самые различные услуги. Часто они располагались в жилых домах, на первом этаже инсул, около главного выхода на улицу.
В средние века «туризм» был, по преимуществу, религиозным. В Рим устремлялись паломники, жаждущие прикоснуться к могилам Святых апостолов и мучеников, посетить соборы и античные постройки. Для некоторых такая поездка была сродни паломничеству в Иерусалим, к Гробу Господню, как последнее в жизни, искупительное путешествие.
Многочисленные иностранные религиозные общины и представительства, бытующие в Риме, предоставляли помощь и содействие своим соплеменникам. Нередко помимо духовной поддержки, путникам, преодолевшим многие километры нелегкого пути, требовалась и медицинская помощь. Поэтому рядом с крупными базиликами стали появляться госпитали. Здесь не только лечили больных, но и предоставляли приют бедным и нуждающимся паломникам. Так появился госпиталь Сан Джованни у Латеранской базилики, госпиталь Санто Спирито ин Сассия у собора Святого Петра для саксонских и немецких паломников.
Со временем наряду со скромными приютами появлялись частные апартаменты, локанды и гостиницы. Они предназначались для более зажиточных путешественников, артистов, художников и поэтов, которые со всего света стекались в Вечный город.
Великий Данте посетил Рим в юбилейный 1300 год. Он приехал как представитель флорентийской республики к папе Бонифацию VIII. Предание гласит, что остановился поэт в гостинице Медведь, поблизости от Ватикана. Но, по документам, в ту пору здесь стоял особняк семейства Пиччони. Их гербы и по сию пору сохранились вмурованными во внешние стены строения. Возможно, графы Пиччони предоставляли почетным гостям некоторые из своих апартаментов.
Из архивных документов следует, что гостиница в здании особняка была организована с середины XV века. Гостиница Дель Орсо, или Медведь, стоит и поныне на одноименной виа дель Орсо, в районе Понте. Это изящная реконструкция XV века с портиком и лоджией, где искусно использованы античные колонны, капители и декоративные элементы. Потраченное временем, почти неразличимое изображение медведя, давшее название гостинице, похитили в смутные времена. Его заменили мраморным фрагментом льва вставшего на задние лапы и вонзившего когти в пойманную добычу.
Гостиница Медведь была одним из первых заведений такого рода и пользовалась большой популярностью из-за близости к мосту Святого Ангела и собору Святого Петра. Хотя, следует заметить, что первые римские отели не отличались большими удобствами: стекол в окнах не было, обогрева тоже, а спать постояльцам приходилось на мешках, набитых сухой листвой или соломой.
Как рассказывает римское предание, один из первых владельцев гостиницы Медведь, для украшения заведения и привлечения постояльцев решил изобразить двух косолапых на каждой из створов въездных ворот. Хозяин пригласил художника и объяснил задумку. Хитроумный художник сказал, что медведей стоило бы посадить на цепь. Правда, это обойдется дороже, но медные звенья цепей, смыкающиеся у замка, будут декорировать врата и служить дополнительным символом безопасности заведения. Скупой хозяин упорно торговался с художником за каждый грош, и для экономии решил отказаться от декоративных цепей. В конце концов, мастер махнул рукой и принялся за работу. Однако, заказчик не долго любовался могучими зверями. С наступлением ненастного времени и участившихся дождей, фигуры медведей вскоре исчезли. Хозяин поспешил к художнику и принялся браниться. Тот, молча, поглядел на сварливого сквалыгу и сказал:
- Да, медведи просто сбежали от вас.
Почесав задумчиво голову, хозяин попросил:
- Тогда верни их и посади на цепь!
Улыбаясь лукаво, художник взял набор прочных красок и изобразил на воротах медведей, посаженных на прочные цепи. Проученный хозяин, уже не торгуясь, заплатил требуемую сумму, а изображения зверей ещё долго украшали въезд в гостиницу.
К слову сказать, позднее клиентами этой, уже более обустроенной гостиницы были Монтень, Рабле, Гёте, многие другие знаменитые путешественники. Останавливался в «Медведе» и Гоголь.
По рассказам, в этой гостинице дядя Наполеона, кардинал Феш, нашел часть незавершенной картины Леонардо да Винчи «Кающийся Святой Иероним», что хранится ныне в музеях Ватикана.
В XVII веке отель утратил свою привлекательность. Он превратился в некое подобие почтовой станции. В нём останавливались почтальоны, конюхи, шорники и специалисты по ремонту колясок.
Лишь в наше время, 8 октября 2002 года, после пятилетней реставрации, на которую было потрачено три миллиона евро, заведение, которое относится к разряду достопримечательностей Вечного города, открылось снова. Теперь это шикарный ресторан, на трех этажах которого размещаются пьяно-бар, сам ресторан и салон-дискотека «Ла Кабалла» с музыкой софт.
Надо сказать, что с XVIII века «туристические центры» с многочисленными гостиницами сместились в более современные, буржуазные районы: на Кампо де’ Фьори и к площади Испании. Здесь жили Гёте, английские поэты Байрон, Шелли и Китс.
В эту эпоху некоторые из разорившихся аристократов подчас предоставляли в распоряжение богатых путешественников целые дворцы в историческом центре города. На известной виа Венето для строительства отелей даже частично разрушили воспетую поэтами и путешественниками виллу Людовизи.
После объединения Италии гостиницы стали строить по типу парижских отелей. Они занимают отдельные здания, которыми нередко управляют иностранцы: швейцарцы, англичане, немцы. Потом римляне начали перенимать их опыт. Появляются частные гостиницы у вокзала Термини, на виа Кавур. Но шикарный Гранд Отель уже построило государство. В конце XIX в 1894 века глава итальянского правительства Ди Рудини способствовал строительству Отеля Риц. В 1906 был открыт шикарный отель Эксельсиор на виа Венето. Великолепное здание, построенное в стиле либерти, прославлено Федерико Феллини и стало символом Дольче вита, Сладкой жизни.
По окончании второй мировой войны отели становятся более универсальными. В последние годы, с распространением глобализации, возникают цепочки гостиниц, интернациональных по духу и стилю. Они смещаются на окраины города, где дешевле и проще строить, ближе к аэропорту, транспортному кольцу и выездам из Вечного города. Появляются государственные и частные отели с системой обслуживания, типа bed & breаkfast (ночлег и завтрак). Но одновременно с этим рождается стремление уйти от обезличенных муравейников. Во многом поэтому, люди снова арендуют частные квартиры, апартаменты и виллы.
Свидетельство о публикации №221071801241