1829 год, истории фальсификации восхождения на Эль

Занимательные истории подлога и искажения исторических фактов и сведений восхождения на  Эльбрус в 1829 году в работе венгерского путешественника Бессе

          Это наша 28-я история и рассказ, связанный  с созданием одного из мифов из множества в истории Кабардино-Балкарии.

Как известно исторически балкарцы и карачаевцы считаются одним народом, коренными жителями на Кавказе с первых веков нашей эры. Их этнонимами в разное время были: асы-аланы, бассияне, джики-зихи, балкары, чегемы, пятигорские черкесы, карачеркесы.
 Второй народ, живущий и в Кабардино-Балкарии и в Карачаево-Черкесии это народ адыге, прозванный Кабарты черкесы, так как, их зарождение связано с Азовским побережьем и рекой Кубань в месте впадения её в Азовское море или как его средние века называли – «Забаклы тенгиз» – Забак, Цабак, Чабак – рыба; Тенгиз - море. Вспомним – Чебоксары – «Золотая рыба» с татарского языка. Адыги жили на островках образованных разными рукавами реки Кубань, поэтому их называли на татарском языке: адыгле – островитяне. На татарском языке остров называется – Ада.
И наконец, одно из старых названий реки Кубань – Копа, стало названием одного из ответвлений  народа адыге  - Кабарты, то есть, живущие на правой стороне Кубани.

      Многим и неведомо, что в XVII веке русские всех живущих в устье реки Волга на побережье Каспийского моря  и до отрогов Северного Кавказа называли черкесами. И мы ещё в 60-х годах XX века помним, что если кабардинцев, мы называли «черкесами» для них это была сильная обида. Сегодня ориентиры поменялись, и многим стало модно  называть себя «черкесами».

Если кратко об этом термине, то с одной стороны – это географический термин больше соотносимый с Таманским полуостровом. С другой стороны это тюркское слово, в котором ясно читается: Чери Киси (Киши) – Служилый человек, то есть воин, где Чери-воин, Киси (Киши) – Человек(Мужчина). Именно, как наёмные дружины тюрков-черкесов в ранее средневековье нам известны торки, берендеи, кипчаки и другие тюркские народы.

Это к нашей истории имеет прямое отношение, так как, участники научной экспедиции в 1829 году на гору Эльбрус, Купфер и Ленц, всех без исключения на пути восхождения называли черкесами, как и было, принято называть жителей Кавказа  у русского историка  середины XVIII века  В.Н. Татищева «Избранные труды по географии России».

Говоря о самих Кабарты черкесах, современных кабардинцев, то они после 1475 года, завоевания Османской империей Генуэзских колоний, куда входили и Кабарты черкесы в середине XVI века начинают миграцию к западному побережью Каспийского моря через Астраханское ханство.

 В 1560-х годах их устойчиво фиксируют, как Кабарты черкесов на устье реки Терек. А в 1588 году, их расселение отмечено в «Книге Большого Чертежа», как живущих по левой стороне реки Терек до входа в осетинские ущелья. Такое состояние сохранялось до первой четверти XVIII века, до того времени, когда часть кабарты черкесов бывший подвластным народом Крымкого ханства в 1720 году бегут от отрядов крымского хана Саадет – Гирая, который требовал непомерную дань за несколько лет. Бегство состоялось на территорию Балкарии, которая в «Книге Большого Чертежа» отмечены, как «Пятигорские черкесы»,  как Бештау Эл – Пятигорская страна.
Кабардинцы на территории Балкарии расселились в средних течениях рек Баксан и Чегем, правобережье реки Малка. Такое состояние сохранялось до 1822 года, до строительства русских укрепленных крепостей на равнине Балкарии.

В начале  - XIX в., часть кабардинских князей со своими крепостными крестьянами бегут на территорию Закубанья, которая ещё не под властью Российской империи.
 Бегство связано, прежде всего, с боязнью кабардинских князей потерять всевластье над своими крестьянами. Русская администрация запрещала и расследовала убийство рабов и крепостных крестьян, запрещала при продаже крепостных людей разлучать семьи, заставляли кабардинцев вести оседлую жизнь, и перестать  кочевать. Вот основные причины бегства кабардинцев, и так называемой «Кавказской войны».

У кабардинцев на начало XIX века не было частной собственности ни у князей, ни у крестьян, так, как кабардинский этнос жил кочевой жизнью, не имея постоянного оседлого состояния. Места кочеваний становились их территориями до новых маршрутов кочевки. Кочевание не было трудным делом, так как, кабардинцы в то время в начале XIX века составляли не более 20 тысяч человек. В 1825 году генералом Ермоловым кабардинцам было запрещено пасти табуны и скот между реками Малка и Золка. На  реке Малка при впадении другой реки Кичмалка и на реке Хасаут на территории Карачая к 1829 году стояли русские отряды, которые запрещали кабардинцам пасти свои стада или же переходить через Карачай к Закубанским черкесам. 
Основная  же причина этих запретов,  защита мирных казачьих станиц в Пятигорье.

Восхождение 1829 года на гору Эльбрус не было популярным и особо изучаемым историческим событием. Тот же Купфер и Ленц в своих научных работах пишут об этом вскользь, особо не выделяя, как выдающееся событие. Для этого на наш взгляд есть и свои причины. Об этом мы расскажем в конце нашего исследования. Но если говорить о научной стороне считалось, что первым восхождение на Эльборус совершил, как тогда писали XIX веке  англичанин Дуглас Фрешфильд в 1868 году при помощи балкарских проводников Ахии Соттаева и Джатчи Джаппуева. И даже тогда, сам Фрешфильд считал, что он совершил восхождение на высшую точку, подразумевая, что «восточная» и есть «западная» вершина. И только восхождение в 1874 году Грове на западную вершину прояснило общую картину.

При первом и втором восхождении были свидетели, которые в своих воспоминаниях подтверждают общую картину восхождения.
Причиной отсутствия сведений и популярности рассказов о восхождении 1829 года, можно объяснить и те обстоятельства, что карачаевцы входили в  другую область, а балкарцы и кабардинцы, в другую. В 1865 году известный исследователь Радде писал, что при восхождении на гору Эльборус в 1829 году, первым взошедшим на вершину был карачаевец Киляр.

Давидович в 1887, писал, что это был хромой старик из Баксанского аула (Урусбиево)…
Самая серьёзная научная работа, проведенная в 30-х годах XX века по сбору и публикаций кабардинского фольклора, вышедшая, как книга «Кабардинский фольклор» в 1936 году, в описании восхождения была точка зрения, что первыми, кто взошёл на вершину Эльбруса, в 1868 году был энглиз Фрешфильд.

Так было до насильственной депортации карачаевцев в 1943, балкарцев в 1944 году в районы Средней Азии и Казахстана, навечно, без права возврата. Причины надуманные, истина - благодатная земля Балкарии и Карачая, примыкающая к малой родине великого вождя И. Сталина, к Грузии.
В одночасье карачаевцы и балкарцы потеряли все политические и юридические права на свою историю и свою родную Отчизну.
После насильственной депортации стали писать вымышленные истории, что балкарцы и карачаевцы, это остатки татаро-монгольских войск, а чуть позже, что это десант крымскотатарских ханов в тыл Кабарды, чтобы та не могла действенно помогать русским. Это действительно так писали, вот и сама книга «Сборник статей по истории Кабарды», Кабардинское книжное издательство, Нальчик, 1954, и сам автор И. Г. Акритас «Древнейшее название горы Бештау», сс.208-214. Вот одна  цитата этих поистине невероятных сочинений о Кабарде «2. Занять их неприступный тыл (верховья Кубани, Малки, Баксана, Чегема и Черека) татарскими племенами, тем самым угрожать им оттуда, отвлекая их внимание…», с.213, Акритас.
Когда уже балкарцы и карачаевцы вернулись на свою историческую родину, тогда, когда восстанавливалась кажущаяся справедливость в учебнике «География Кабардино-Балкарии», пособие для учащихся средней школы, Нальчик, 1971 г., с.67, раздел X. География населения, напишут: «В горной части Центрального Кавказа сформировалось коренное население – балкарцы. В равнинной и предгорной частях обособились переселенцы с побережья Азовского и Чёрного морей – кабардинцы».
«Побережья Чёрного моря», привязка к истории древних народов зихов и касогов, эта ошибка для многих исследователей, которые создают версии происхождения кабардинцев, с зихами и касогами  расселявшимися на побережье Чёрного моря. Уверены, что и эти заблуждения уйдут и история касогов и зихов, займёт свое место в истории тюркских народов.
 С именем этого учёного и связано, так называемая находка о кабардинце Киларе увековеченного в памятнике и  найденного в Грузии.
До этого 1948 г., журналист Толстов, в 1951 г., другой московский журналист И. Тресков пишут, что первовосходителем, оказывается, был кабардинец с села Кучмазукина Килар Хаширов.
Так началась эпопея возведения  выдуманной истории в историю «реального героя», которая со временем становления кабардинской исторической школы кадрами из собственной среды обрастала всё новыми и новыми историями о «чудесных находках».
Вкратце если пройти по книгам, которые вышли в Кабардино-Балкарии об этом вымышленном герое и о каждой новой версии рассказывают следующие книги:
1.
а) И. Тресков, 1951 год: «Послевоенной Кабарде». Особенности истории от Ильи Трескова: Ж.-Ш. де Бесс назван, как «Иван Бесс» и представьте себе с именем, придуманным в 1951 году, появляются, якобы от 1870 г., прошение от детей Килара Хаширова и памятник, якобы от 1829 года с именем « Иван» и Ив Бессе?!
б) Наш герой Килар Хаширов родом из кабардинского селения Кучмазукина. О прошении 1870 года, не известно. Что, Килар  служил 9 лет в русской армии ничего не известно!
в) Нет в истории И. Трескова «чиновника горного корпуса Вансовича» и нет легенды о «Вольном Ауле»!
    г) И нет описания внешности и физических данных о Киларе.
   д) В этой истории нет сведений о балкарцах и карачаевцах коренных жителей этого края.

2.В.Ф. Кудинов «Альпинизм в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 1957, сс.8-10.
В этой брошюрке указано, что первовосходителем  на Эльбрус был кабардинец Киллар Хаширов, а всего их двое кабардинцы Алик и Киллар. А ещё, Киллар Хаширов сложил на вершине каменную пирамидку и вложил в неё свою шапку. Представляете при морозе на высоте свыше пяти тысячи метров и температуры воздуха минус свыше 30, остаться без шапки. Видимо, кто диктовал эти строки, был совсем «без головы».
Но есть  интересное дополнение от Купфера, что: Достижение К. Хашировым (правда Купфер не знал его фамилии –Х.Т.) этой вершины связано с его постоянным проживанием в горах на больших высотах…

3.В.В. Гурьянов «География Кабардино-Балкарской АССР», Нальчик, 1964, с.9, всего два предложения, что первовосходителем был кабардинец Килар Хаширов из селения Старая Крепость Баксанского района.
4.Учебник «География Кабардино-Балкарии», Нальчик, 1971, с.15: «Первовосходителем на восточную вершину Эльбруса (1829) был кабардинец Киллар Хаширов из с. Старая Крепость…»
5.О.Л. Опрышко «По тропам истории», Нальчик, 1976, В этой книге рассказ более обстоятелен, представлен на сс.170-172.
Что нового пишет О.Л. Опрышко: «Г.А. Эммануель, бывший в то время начальником центра Кавказской линии, организовал научную экспедицию для исследования Эльбруса и его района…» перечисляет Купфера, Ленца, Мейера, Менеторие… И, «К ним присоединились геолог Вансович, архитектор Кавказских Минеральных Вод Бернардацци и венгерский географ Бессе.
В нынешнем селении Каменномостском, генерал взял двух проводников – кабардинца Киллара Хаширова и балкарца Ахию Соттаева, которые должны вести экспедицию к Эльбрусу…»
Что в этом рассказе узнаем. Первое, что никаких депутаций в укреплении Каменный мост (Каменномостское- Таш кёпюр) от балкарцев, карачаевцев и кабардинцев, не было. Это научная экспедиция и проходит на территории Карачая и Балкарии, именно эти народы расселяются у склонов Эльбруса.
Нет имён кабардинских князей Асланбека (Арсланбека), Кучюка Джанхота и других.
Появляется «геолог Вансович», не «чиновник горного корпуса», Бессе назван просто Бессе, ошибку Тресковка не повторяют, но его легенда «Иван Бессе», уже закреплено в официальных документах «Прошение» и «Чугунные плиты».
В 1979 году партийным диктатом первого секретаря Кабардино-Балкарского обкома КПСС Т.К. Мальбахова рядом с балкарским поселением Верхний Баксан (Урусбиево) установлены два памятника кабардинцу Килару Хаширову и балкарцу Ахие Соттаеву, как восходителям на Эльбрус, несмотря на те фактические  и исторические доказательства, что экспедиция проходила по территории Карачая и проводниками были карачаевцы, и следовательно, как писал в 1865г., Радде, что восходил на Эльборус в 1829 году,  карачаевец Киляр. 
А в 1868 году, балкарцы Ахия Соттаев и Джатчи Джаппуев вместе с группой Фрещфильда взошли на восточную вершину Эльбруса.
 Балкарцы и карачаевцы, представители депортированного народа промолчали, хотя из рассказов участников этого «праздничного события 1979 -го» многие были подавлены этой вопиющей ложью и обманом исторической действительности. В это же время изготовят на машиностроительном заводе города Нальчика, копию с другим текстом в отличие от настоящего и поставят перед КБНИИ, научно-исследовательским институтом. Так творили историю партийные лидеры Кабарды, затем будут творить эту же линию фальсификации, выросшие научные кадры из числа кабардинцев под неусыпным оком властных структур состоящих их кабардинского большинства республики.

О.Л. Опрышко оказался плодовитым историком. Его  книга «По тропам истории», переиздавались в 1979, 1990 гг., с изменениями и дополнениями.

Талантливый писатель, и историк О.Л.Опрышко, оказавшись перед выбором или ничего или писать под диктат партии и своих непосредственных начальников из числа кабардинцев не смог отказаться от «фальсификации истории, принятой партийной линии кабардинского большинства»,  далёкого от истины и научной истории.

В 1990 году, выходит очередная книга Опрышко «По тропам истории» уже с новыми «версиями истории», как-то: «Генерал Эммануель включил в группу учёных чиновника горного корпуса Вансовича и в качестве художника архитектора «Минеральных Вод» Бернардацци. Уже в пути к экспедиции присоединился венгерский учёный Янош Бессе…

В конце июня Эмануель повел отряд пехоты и линейных казаков из Константиногорской крепости в укрепление Каменный мост на реке Малке. Здесь, несколько дней спустя, генерал приехавших из Петербурга учёных.
      Из Каменного моста (ныне селение Каменномостское)…»,  это подчёркивается специально, так как, это современное кабардинское селение. Тогда, в 1829 году, карачаевцы, жители этого края называли это место «Таш кёпюр – Каменный мост», чтобы не путать с другим таким же названием «Таш кёпюр» у подножья Эльбруса и на реке Кубань в местности «Аман ныхыт». И Каменный мост у слияния рек Малка и Кичи-Малка (карачаево-балкарские названия) начиналась территория Карачая.  И никак, как это писал Х. Думанов в 1985 году в газете «КБП» и как пишет, в своей книге в 1990 г., Опрышко «Из Каменного моста экспедиция направилась по горам, в сторону Эльбруса. Сопровождали её кабардинцы, балкарцы и карачаевцы…» Вот этого факта не было ни у Ленца, ни у Купфера. В работу Купфера уже сделали подлог и искажение фактов. Но опираясь на письма Ленца и книгу Бессе: издания 1967, Владикавказ:
«Глава VIII, При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены
5 селении или племен,  принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...
Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык — татарский, а религия — магометанская; впрочем, они придерживаются ее обрядов очень относительно, за исключением постов, которые добросовестно соблюдают...»
Бессе, 1974 г., Нальчик: «Первыми представились карачаевцы…»

И это произошло на местности Харбас 7 июля 1829 года, в глубине территории Карачая.
Опрышко, 1990г.,  со ссылкой: «По данным нальчикского (кабардинского-Х.Т.) историка Хасана Мухтаровича Думанова, Килар Хаширов являлся жителем Вольного Аула…», пишет: «Лишь только один человек из состава экспедиции – тридцатидвухлетний проводник Килар Хаширов, вышедший  с места своего ночлега раньше всех, сумел дойти ло вершины Эльбруса и тем самым, по словам участника экспедиции князя Щербатова, «совершил столь смелый подвиг». Венгр  Янош Бессе (Ну не Иван Бессе – Х.Т.) называет Килара мужественным человеком и пишет, что этот человек «вольный кабардинец» «небольшого роста» и «крепкий», был жителем «свободной деревушки возле Нальчика в Большой Кабарде…»
Мы уже в наших публикациях со ссылкой на работу самого Бессе писали, что он о «кабардинце Киларе не писал и не описывал его физические данные». Более того, в издании 1974 года, Нальчик, публикация и редакция местных кабардинских историков, ни одного слова о кабардинцах в пользу этих высказываний не нашли и только в предисловии автора и составителя сборника В.К. Гарданов «Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -  XIX вв.», с.329, написал следующее: «Бесс находился в базовом лагере экспедиции во время подъёма на Эльбрус кабардинца, Килара, единственного участника этого восхождения, 10 июля 1829 г. вершины величайшей горы Кавказа…» !
И, всё!  Ни одного слова от Бессе, что он писал о кабардинце Киларе!
Ни одного слова!

Автор этой статьи родился и живёт в Кабардино-Балкарии, закончил исторический факультет КБГУ в 1982 году.
 Уверенно знаю, что если была бы хоть одна закорючка у Бессе о «кабардинце Киларе», то эту закорючку не пропустили  и сделали бы большой рассказ из ничего.

Что и сейчас, происходит  с  созданием мифических находок с «кабардинцем Киларом…» Нам приходится писать то «Килар, то Киллар», то есть, как пишут авторы различных публикаций.

И ещё Опрышко определился, что «по рекомендации генерала Эмануеля, Килар Хаширов был зачислен на службу в лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон и около десяти лет состоял в его рядах…» Сие было невозможно, знал это и уважаемый нами Олег Леонидович Опрышко, но не мог не писать. Таково было время  диктата кабардинской научно-политической элиты республики.  Да и сейчас в Кабардино-Балкарии не позволят опубликовать ни одну научную работу раскрывающую историю расселения кабардинского этноса.
О вымышленных «великочеркесских княжествах», о динамично развивавшемся государстве Кабарда в XVI веке. О военно-политическом союзе Кабарды с Россией…
О первом генералиссимусе  России, который был кабардинцем…
О мифе «Канжальское сражение – 1708 г.» и о самом восхождении 1829 года. И таких мифов в этой республике множество…
В 80-х годах на наш взгляд создаётся фальсификация с публикациями в газетах «ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ», 1829, №34, «С.ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ», № 113 и «ОДЕССКИЕ ВЕДОМОСТИ». Цель одна утвердить через публикации 1829 года, что и тогда было известно, что первовосходитель был кабардинец. Отодвинуть границы Карачая от Эльборуса, закрепить «чиновника горного корпуса Вансовича», и игра в поддавки с «хромотой Килара».
Вспомним, что имя «Иван Бесс» появилось в публикации И. Трескова в 1951 году, но не было имён Вансовича и Щербатова.
На современной плите в Нальчике начертано «Венгерский путешественник Ив. Бессе» - Это фальсификация!
Историк  О. Опрышко,  пишет в  книге  «По тропам истории», 1990 года издания, страница 303: «по словам участника экспедиции князя Щербатова, «совершил столь смелый подвиг» и он же, со слов Бессе, описывают: «Килара мужественным человеком и пишет, что этот человек «вольный кабардинец» «небольшого роста» и «крепкий», был жителем «свободной деревушки возле Нальчика в Большой Кабарде…»


Отметим, что Х. Думанов в своей книге «Килар Хаширов…», 2009 года издания, на странице 11 называет «врача экспедиции Щербатова» и на странице 219 «г-н Щербатов, офицер медицинской службы от кавалерии…» Запомним эти факты.
Ранее в 2007 году выходит книга Гориславский, Зюзин, Хаширов «Первовосхождения на Эльрус…»
Не думаем, что эта группа авторов соперничает с авторитетным на тот момент директором КБИГИ, где куётся фальсификация, и Думанов, сам инициатор того, что «первовосходитель кабардинец Килар…» Тем не менее, в этих работах появляются ляпсусы, которые не заметить невозможно. Ведь в принципе эти группы людей выполняют одну работу. Фальсифицируют одну тему – 1829 год, восхождение на Эльбрус.
В «Первовосхождении на Эльбрус…», с.11: «Офицер из свиты генерала А. Щербатов, вспоминая день перед восхождением, уточняет подробности приготовлений: «Мы, - рассказывает он в частном письме, - поспешили снабдить их всем нужным к совершению столь трудного пути; заготовили им шестов, кольев, веревок и прочее…»
Только вот вопрос, где в горах при отсутствии деревьев на высотах можно собрать материал, чтобы изготовить «шесты и колья…»?!
О применении шестов и кольев в этом восхождении, кстати, ни одного упоминания!
Офицер Щербатов предстаёт перед нами в ипостаси: Князь, офицер свиты, офицер медицинской службы…
Проследуем далее за нашими фальсификаторами…
И вот восхождение состоялось, наш Щербатов в частном письме, которое, якобы  опубликовано в газете «Тифлисские ведомости», 1829, №34, ссылка из книги «Первовосхождение на Эльбрус…», с. 14: «Ружейная стрельба, гром музыки и хор песельников…»
Мы об этом уже писали и такую ерунду, никто не писал из участников восхождения ни Купфер, ни Ленц.
     От имени Щербатова продолжают авторы «Первовосхождения на Эльбрус…»: «По возвращении наших путешественников мы узнали, что удалец, решившийся один взобраться на самую высокую точку Эльбруса и тем доказавший возможность сие исполнить, был один из вольных кабардинцев, бывший прежде пастухом…», с.14.
В этой же книге публикуется рассказ «Экспедиция к Эльборусу» (Отрывок из частного письма), 2 августа 1829 года, Горячеводск и которое якобы опубликовано в газете «Тифлисские ведомости», 1829. №34.23 июля, именно, такой ляпсус остался от 23 июля. В самой газете стоит дата от 23 августа.
Подписант частного письма А. Щ-в, как ранее заявлено – Щербатов.
Мы эту «газетную публикацию», разбирали.
И в этой публикации ничего не подтверждается от того, что заявлено от имени некого «Щербатова».
И тем не менее, как обычно делаем начнём разбор этого письма в двух поставленных нами вопросов.
Один из вопросов ставит сам А. Шербатов: «За совершение сего подвига сей неуклюжий и хромой Килар получил предназначенный генералом Емануелем приз, 400 рублей ассигнациями и 5 аршин сукна состоявшей…»
Подчеркнём, что мы, не рассматривая в чём, сколько денег было передано Килару.
В этой же книге «Первовосхождения на Эльбрус…» опубликованы главы из книги Ж.-Ш. де Бессе «Путешествие в Крым…», Париж, 1838г., на сс.17-34. Но в этой публикации нет одной детали.
Не раскрывается «ошибка» А. Щербатова, что якобы: «неуклюжий и хромой Килар», хотя если рассуждать с точки зрения нашего ответ фальсификаторов своему «герою Щербатову» о неуклюжем и хромом Киларе готово, но это должен быть второй акт. Вторая публикация.

Хотя трудно понять, как может быть в одной и той же публикации Килар быть, тем, кого представляют: «Спустя час времени явился из-за скалы один только человек и стал подвигаться довольно твёрдым и мерными шагами к вершине Эльборуса…»
И он же, в этой же публикации: «неуклюжий и хромой…».
С одним свойством, несомненно, мы должны согласиться. Карачаевец Киляр действительно был хромой, но это нисколько не мешало ему подниматься в гору, ведь он рос в горах, и вся его жизнь была подчинена умению быть горцем, настоящим, смелым и неутомимым охотником, как его называет Купфер.
Да! Именно так, Купфер называет его черкесом, но не кабардинцем.  Купфер и Ленц, всех без исключения называли черкесами. А, как известно экспедицию сопровождали только карачаевцы и балкарцы, и их всех называли – черкесами, что не противоречило тому, что балкарцы именовались, как «Пятигорские черкесы» а карачаевцы «Карачеркесы».

Второй акт и вторая публикация, которая продолжит якобы раскрывать тайны этой экспедиции – это книга «Килар Хаширов: Исследования и Материалы», КМВ, 2009, Х.М. Думанова, кабардинца, доктора исторических наук, профессора, экс-директора КБИГИ.
Как всегда в это книге сетования на то, что национальность «кабардинца Килара» подвергаются сомнению в работах балкарских исследователей И. Мизиева, М. Залиханова, Н. Будаева.
И вот, как пишет Думанов в отличие от Гориславского, Зюзина, Хаширова и привлечённых ими переводчиков, Х. Думанов, привлёк к переводу А.Я. Купфера и Ж.Ш. де Бессе преподавателя французского языка КБГУ Н. Мидова.
Наша задача показать фальсификацию о восхождении на Эльбрус в 1829 году приводимых, якобы фактах в работах:
Гориславский, Зюзин, Хаширов «Первовосхождения на Эльбрус…», 2007;
 Х. Думанова «Киллар Хаширов…», КМВ, 2009;
А.Хаширов «Первовосходитель…», Нальчик, 2019.
Мы ранее в наших публикациях показали документально, что Х. Думанов совершил подлог и искажение в сведения от генерала Ермолова, выдумав  кабардинское поселение «Вольный Аул», якобы существующее в 1823 году на правой стороне реки Нальчик, рядом с русской крепостью Нальчик, откуда был Килар Хаширов.
Не подтверждается документально и служба Килара Хаширова в русской армии.
Х. Думанов и А. Хаширов в своих публикациях допустили высказывания искажающие историю Балкарии и Карачая в отношении их расселения и проживания по Малкинскому ущелью, что является фактором, ведущим к межнациональным конфликтам и межнациональному противостоянию.
Не подлежит серьёзному отношению и так называемое «Прошение детей Килара Хаширова, 1870г.», которое неоднократно подвергалась документально изменению, якобы архивного документа, отсутствием реквизитов позволяющих идентифицировать это прошение, как требовал документооборот в период 1870 года. Также этот документ не соответствует речевому этикету этого же периода.
Это всё является итогом того, что в научных учреждениях Кабардино-Балкарии самими руководителями поощряется создание так называемых научных работ, где от науки и истины, такие работы находятся в противоположных направлениях.
В этом разрезе находятся названные нами работы. В нашем случае, мы апеллируем к работам и публикациям  Х. Думанова, как руководителя, и как, учёного  представляющего свои публикации, как учёный и исследователь официальной власти.
Для нас является интересным, что в книге Думанова «Килар Хапширов…», на страницах 67-79, имеется материал от В.А. Потто «На Эльбрусе и Арарате», с указанием на Том, №5, Ставрополь, «Кавказский край», 1994, с.368-371, с.377-385.
Вопрос заключается в том, что первые публикации  Том 5, впервые были осуществлены в 1889, 1891 гг.
В имеющихся на сегодняшний день публикациях 1889, 1891 гг., отсутствует глава «На Эльбрусе и Арарате», которая должна была идти, как XI – Глава.
Публикация, представленная Думановым, как от В. А. Потто является искажением и подлогом в исторические документы. Как известно, Потто исходил из публикаций Ж.-Ш. де Бессе, и соответственно, их материалы должны совпадать.
Если в первой публикации Бессе, 1974 г., отсутствовали любое упоминание о «кабардинце Киларе», то вначале книг Думанова, материал от Потто, который показывает искажение исторических фактов: «Вышли двадцать казаков и один кабардинец по имени Килар», «То, был, как оказалось впоследствии, кабардинец Килар, уроженец Нальчика», «пили …за кабардинца Килара», сс.77-79.
Это говорит только в пользу того, что и работа Бессе была искажена и фальсифицировано.
Но теперь, мы знаем, кто мог быть заинтересованным в исчезновении в 5 Томе, XI – Главы в изданиях 1889, 1891 гг., и обратиться в соответствующие органы для проведения расследования этого факта.
Не мог же сам лично Думанов, это провернуть?!
Такая же фальсификация в отношении Рапорта генерала Емануеля гр. Паскевичу, от 30 июля 1829 года, № 180. – Горячеводск., с.143-144, эта же фальсификация произведена и в интернет версии сборника АКАК, Т.7, сс.940-941, с упоминанием имени кабардинца Килара.
Фальсификацию выдаёт размещение  2 – х орудий, которые якобы оставлены в двух разных местах. На самом деле по данным Купфера, Ленца пушки были оставлены в одном месте Харбасе.
Думанов, публикует отрывок письма Ленца, но не раскрывает в этом письме о встрече карачаевской депутации и князя Кучюка Джанхота, сс.195-197.
По Купферу множество фальсификаций. Об этом будет отдельный рассказ. И вот, наконец, страница 200, Бессе «Экспедиция в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинопроль…», 1838 г.
Как вы думаете, с чего начнёт свой рассказ Х.М. Думанов? Уверен, не отгадаете.
Как вы помните, некий А. Щербатов назвал кабардинца Килара «неуклюжим и хромым».
На самом деле, то, что Килар, был хромым, писали Ленц и Давидович. Но о них Думанов, не упоминает.
Почему?
Игроки: Думанов и Ко, в этом письме сами умышленно из уст Щербатова называют Килара «хромым и неуклюжим». Если рассуждать с другой позиции ведь, если мы фальсификаторы, то мы могли же и не делать Килара, таковым.
Да, могли. Но здесь другая игра Щербатов называет Килара «хромым и неуклюжим», значит, он не виртуальный, он, же правду написал?!
Но это тоже так кажется.
А. Щербатов с первых строк  выдаёт искажённую информацию о составе экспедиции Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер и Вансович, которые вместе выезжают из С. Петербурга.
На самом деле открытые листы, то есть право представлять научную экспедицию выданы всем четверым учёным. Вансович в этом списке не указано. С. Петербурга выехали вместе Купфер, Ленц и Менетрие. Мейер приедет в лагерь на  Хасаут 3 июля 1829 года.
С пушками, с музыкой, хором песельников – эта помпезность похожа на стиль А. Хаширова.
Самое главное в этом частном письме ключевое слово: «Пред сим водопадом, саженях в пяти, лежит через реку естественный каменный мост, заросший травой, и тут находиться конная дорога  в Карачаев и за горы, к живущим там народам…»
На самом деле – это фальсификация. И вот, что подтверждает эту фальсификацию. Исследование М. К. Голомбиевского «Попытки восхождения на Эльбрус в 1887 и 1888 годах и топография этой горы и её окрестностей. Известия Кавказского Императорского Русского Географического общества, том 16, 1903, Тифлис: «Малка вытекает из-под ледника Уллу-чиран и вначале, до минерального источника Джилы-су, носит название Кызыл-кол.
 Минеральный родник Джилы-су, исследованный геологом Абихом, по составу своему железисто-углекислый; на поверхность земли выходит на высоте 7525 ф. над уровнем моря. Он очень богат водой, которая имеет
температуру 18°,8 R и бьет двумя ключами с значительной силой. Как видно, источник Джилы-су имеет большое сходство с знаменитым Нарзаном в Кисловодске; только он теплее, чем Нарзан, на 7°.
В летнее время сюда стекается много больных из местных жителей. Купанье происходит в двух ямах, из коих верхняя предназначена для женщин, а нижняя - для мужчин. Сейчас выше источника Малка образует водопад, называемый Кокерсук, высотою около 15 саж. Над самым водопадом есть природный мост, называемый Даш-кепыр. Кроме того, ниже родника два ручья  впадают в Малку тоже красивыми водопадами до 40 саж. высоты…» Это всё описывается территория Карачая в 1829 году. Именно, здесь на реке Кызыл – Кол находился лагерь Емануеля 8 июля вечером, 9 и 11 июля  1829 года, до обеда.
А теперь о конной дороге, что пишет Голомбиевский: «Всякое оседлое население отсутствует в верховьях Малки, и первый аул на ней (Кармовский) встречается лишь в 60 верстах ниже водопадов. Только от этого аула идет колесная дорога вниз по течению Малки, вверх же дорог нет, так как Малка течет в скалистой теснине, неудобной для дорог...»
 В.Ф. Новицкого в исследовании « В горах Кавказа. Три поездки в окрестностях Эльбруса летом 1896 года и восхождение на эту гору», Санкт-Петербург, 1903 г.,пишет, "В Малкинском ущелье находится карачаевский аул, это современное местонахождение санатория «Долина Нарзанов»: «Хасаут населен карачаевцами, горцами татарского происхождения, обитающими в ущельях северного склона Кавказского хребта, в окрестностях Эльбруса…»
Возвращаясь к Думанову,  и его книге «Килар Хаширов…» скажем подоплёку второго этапа игры в «Щербатова» и «Бессе».
Бессе по идее махинаторов-фальсификаторов Думанов-Хаширов возвращается обратно в Крым…
Так задумали фальсификаторы…
И Бессе в книге Думанова начинается: «Керчь – Таманский пролив…», с.200, Думанов…

Продолжение следует

Хадис Тетуев, 18.07. 2021г.


Рецензии