Человеческая идентичность

       Приглашение на праздничную Литургию в незнакомом городе, в чужой стране человека, не проявившего ни индивидуально-нравственного, ни профессионально-познавательного, ни эмоционально-художественного отношения к религии, может выглядеть случайным. Однако известно, что случайности в своём взаимодействии формируют закономерные процессы.
       Всё свершившееся даже секунду назад не оказывается неизменным и естественным. Проблема выбора для человека по отношению к свершившемуся теряет актуальность. Если человек и задумывался над альтернативой по поводу конкретного своего действия накануне и в связи с определённым событием, процессом, взаимодействием, то он уже своё решение принял, проявив ту или иную активность, а то и предпочёл пассивную роль стороннего наблюдателя. По поводу прошлого возможен только выбор глубины и сторон его изучения, интерпретации.
       Но человек опять и опять оказывается перед новым выбором. И не только его собственная судьба оказывается в его руках. Момент осознанного принятия решения и направленность последующих усилий много значит …

       Меня пригласили в День обретения мощей Сергия Радонежского в православный храм Сергия Радонежского. Храм этот расположенный в центре крупной европейской страны, в которой по разным оценкам от трети до половины населения полагают, что роль религии в их жизни незначительна, не больше четверти числятся католиками, немногим больше пятой части граждан страны причисляют себя к различным протестантским течениям. Даже в масштабах двадцатитысячного пряничного курортного городка праздник святого, жившего много сотен лет назад в далёкой восточной стране, событие, скорее, камерное, а для кого-то и вовсе незаметное. Но это если подходить к нему с безлико-статистической или примитивно-обывательской "хлебо-зрелищной" меркой.
       Немало иных измерений, отношений людей, для которых бытовая повседневность – необходимый и неизбежный фон настоящей человеческой самооценки, восприятия мира в его сложности и неповторимости, бесценном даре человеческих отношений, понимания своего места и возможности созидания в этом мире.
       На празднике русского святого было многолюдно. Пришли представители городской администрации, руководители многих общественных организаций города, независимо от их отношения к религии. Там были, наверное, почти все прихожане этого храма, православные окрестности городов, и, вероятно, просто местные жители, гости.
       При входе на территорию храма многие участники со светлыми лицами радостно приветствовали друг друга, старательно выговаривая с легким грассирование:
       – Здравствуйте.
       Несколько раз повстречались подчёркнуто вежливые подростки, по внешнему виду которых было ясно – они здесь свои. Ребята одинаково свободно, грамматически правильно и красиво говорили и по-немецки, и по-русски. Наверное, оба языка для них были родные; оказывается, и так тоже бывает.
       Служил литургию главный иерарх православной церкви в этой части планеты – епископ (с 2011 г. – архиепископ) Михаил, викарий Женевской и Западно-Европейской епархии. Его личное приглашение разделить с ним после службы ещё и трапезу, для меня, гражданина России, и без того благодарного судьбе за участие в празднике, было особенно знаменательно.
       Может быть, в жизни и в масштабах маленького чистенького городка в центре Европы, День Сергия Радонежского казался малозначимым. Но для европейской и мировой культурной жизни, для русской идентичности, для культуры России, не говоря о Русской православной церкви, безусловно, праздник в одном отдельно взятом православном храме вдали от русской земли – ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ событие.

       Человек определяет значение любого процесса или явления в его культурной проекции.
       Вне культуры нет добра и зла. Есть лишь поиск пропитания и выявление возможных опасностей; вынужденная борьба за существование. Вряд ли при определении ценности фрагмента, факта, этапа бесконечно сложного становления культуры стоит ориентироваться на тех, кто просто не зная чего-то не умеет ценить красоту и мастерство, кто не понимает, не способен или не желает видеть совершенное в природе и талантливое культуре. Здесь важны примеры и участие в культурных процессах специалистов, признанных лидеров в своей области, людей осознанно-активно и искренне стремящихся к совершенству мира.
       Нелегко остаться беспристрастным в вопросах непростой религиозной (или, если брать шире, идеологической) проблематики. Идентичность человека многие тысячелетия не обходилась без этого. Но сегодня идеологический акцент не всегда обязателен.
       Архиепископ Михаил, родившийся в Париже сын донского казака, наверняка, отчётливо представляет себе кто он во всех смыслах  (жалею, что не оказалось возможности более детально с ним поговорить): в религиозном, профессиональном, личном... А дела его говорят сами за себя: он созидатель, творец культуры, подвижник, поборник человеколюбия. Не могу сказать, как он относится к вопросу торговли углеводородами или мигрантов в Европе, но знаю точно: он делает всё для того, чтобы каждый человек понял себя, не утратил сострадания и любви, способности радоваться жизни, открытию в других людях своего собственного отражения. Для него люди – ценность и цель; служению им он посвятил жизнь. Он русский человек.

       Преподобный Сергий – образец человечности. Он не жалел времени, сил, труда, здоровья во имя своего, то есть, нашего общего мира. Строил храмы и веру человека в себя – перед покосом или у печи, в которой румянится ароматный хлеб, перед закладкой нового храма или жилища, с кистью в руке под каменным сводом или у стены, покрытой сырой белоснежной штукатуркой, с мечом и знаменем накануне сражения, в котором решается судьба государства. Мирил простых людей и князей, укреплял доверие и сотрудничество. Человек высочайшего достоинства, непобедимого духа, который своей жизнью и повседневным служением людям, своему народу, формировал русский характер, русское мировоззрение, культуру Руси и будущей России.
       Именно этим он сделал богаче и мир, добавил в пёструю палитру мировой культуры жертвенности, справедливости, мудрости, красоты …

       Человек ценен для мира собственной неповторимостью, искренним созиданием, уважением к людям и собственным достоинством. Значение его жизни для истории зависит во многом от него самого.
       Нам повезло. У нас есть Сергий Радонежский – само воплощение любви, повседневного неустанного труда, человечности.

 
       18 июля 2021 г.


Рецензии