Вспомнить имя своё ч. 7

Озеро из медвежьих слёз

"Три пути ведут к знанию: путь размышления -  это путь самый благородный, путь подражания -  это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький"
(Конфуций)

 Прошлого уже не вернуть, и нужно начинать жизнь с чистого листа. Эту истину понял Тумбулат, начиная жить заново, а прошлое забылось, стёрлось в памяти.
  Стёрлось, то стёрлось, да не совсем, раз каким-то странным образом он оказался в далёком прошлом своего рода или это был он сам? Тумбулат не мог сказать, сколько ему лет на самом деле, где и когда он родился. Словно появился ниоткуда, однажды и навсегда.
"А может потому, что в прошлом я сделал много ошибок? - задумался Тумбулат.
  Ведь люди не то, что не  любят делать ошибки, думая, что никогда их у них не будет. Но,  тем не менее, постоянно их совершают. Одни заблуждаются, что могут всё контролировать, другие ошибочно думают, что весь мир настроен против них. И злятся на всех и на вся, опять допуская одни и те же ошибки. Как говорится, наступают на одни и те же грабли.
"Самая большая глупость - это делать тоже самое и надеяться на другой результат"
 (Альберт Эйнштейн)
 "Нееет! Я прыгаю на них от души и с разбегу!" - так с иронией мог бы сказать сам себе Тумбулат. -  "Мы не можем не совершать ошибки - они часть нашей жизни, а самое главное, они помогают найти нам правильный путь". (1)
  Сколько в жизни сделано ошибок, увы, никому не удастся пересчитать. Многие из них - драгоценный жизненный опыт. Вот только не всегда об этом помнишь. Многие события просто отключаются из памяти, чтобы не травмировать мозг.
  Обстоятельства часто заставляют  идти против течения.  И очень сложно противостоять стихии, когда мощный поток воспоминаний сметает всё на своем пути.
   А порой столкновение двух бурных течений образует водоворот, в который  оказываешься втянутым против своей воли.
  Так случилось с Тумбулатом. Он не первый раз попадает в прошлое, чтобы увидеть со стороны то, что происходило с ним раньше, в другой, нет, в других жизнях.
"Но  всё равно настанет время, когда после всего пережитого, оказываешься на берегу тихой реки, поменявшей русло, где ты можешь залечить свои раны". (1) Тумбулат не помнил, где он прочитал или услышал эти фразы. Ведь так и произошло. Только рядом с Хелен, а потом, став мужем Вероны, Тумбулат, наконец, нашёл своё место.
  Он услышал, как наяву разговор двух братьев - близнецов, его друзей Хайме и Хорхе. Они говорили, дополняя друг друга:
"В жизни, как в компьютерной игре наступает момент, когда нужно переходить не следующий уровень".
"У некоторых это получается с большим трудом, кто-то делает из этого перехода нечто таинственное, а у кого-то это происходит абсолютно спонтанно…"
"И всё же жизнь отличается от компьютерной игры, потому что перейдя на новый уровень, в жизни уже нельзя вернуться обратно, даже если это правильно. И хорошо, когда назад не хочется, когда изменения тебе нравятся...
"Гораздо хуже, когда ты думаешь, что уже ничего не изменилось, а новый уровень у тебя уже начался, даже если ты еще об этом не знаешь".
"Хорошо, когда в жизни выпадает второй шанс. Для некоторых, этот путь полон приключений. Кто-то едва не вылетает с дороги на крутом жизненном повороте. Но, чудом успевает удержаться, а кто-то, оказавшись на перепутье выбирает направление, которое пока неизвестно куда приведёт", - сказал  Хайме.
"Он знал, о чём говорил, - вздохнул Тумбулат. -  Ведь он попал в Анкаран, в далёкое прошлое своих предков Анн-Аура по моей вине, из-за моей неудавшейся шутки". (2)
  Откуда Тумбулат знает об этом? Он всё знает, ведь скоро и сам попадёт к медведям, только не к красным*, а к белым.
*Красный медведь/Rеd Bear - символ рода Анн - Аура.
"Никогда не знаешь куда приведёт тебя дорога по которой ты идёшь, кого-то она приводит туда, откуда хочется поскорее выбраться, а кого-то туда, где хочется задержаться подольше…У каждого свой путь", - только подумал об этом Тумбулат, как у него всё поплыло перед глазами.
"Всё ещё только начинается...Ай....", - последнее, что промелькнуло в его сознании.
 "Железо закаляется огнём и водой, дух закаляется в испытаниях"
(Евгений Каплан)
  Тумбулат оказался в живописном месте у голубого овального озера, в водах которого, как в зеркале  отражались  белоснежные горы, а над ними в мельчайших подробностях и оттенки неба от тёмно-синего до бледно-голубого.
  Воздух был чистым и необыкновенно свежим. Дул свежий ветерок, пахло травами и чем-то приторно-сладким.
Так пахло на кухне, когда Верона готовит малиновое варенье. Никому не доверяла это священнодейство, как она называла способ его приготовления.
Тумбулат раскинул руки. Хотелось кричать от переполнивших его чувств радости и свободы. Он сделал глубокий  вдох, затем выдохнул. Дышалось необычайно легко и так приятно.
  Неожиданно солнце стало клониться к закату. Наступало время вечерней зари,  ветер стих. Только воды озера покрылись лёгкая рябью, что добавило ещё одну  "изюминку" в природную картину.
  Воды озера  стали темнеть  и уже не выглядели  прозрачными. Овальное озеро постепенно становилось  похожим даже не на чернильное пятно, а на отполированный чёрный мрамор на серой поверхности каменистой почвы, в то время как дальние и ближние вершины были ещё окрашены в тусклые красноватые блики. (3)
- Незнакомец! Белай кел/Иди сюда, - услышал Тумбулат. (4)
  Невдалеке он увидел костёр. У костра сидел человек в белых одеждах, который призывно махал ему рукой. Тумбулат без страха  подошёл к нему.
"Я незнакомец? Это он для меня незнакомец", - подумал Тумбулат. - "Оригинальная причёска. Где-то такое я уже видел..."
 Белые волосы сидевшего у костра были собраны в пучок. Лицо немолодое и не старое, но очень белое, словно никогда его не касались солнечные  лучи.
  Тумбулату вспомнилось выражение:
"Вкусивший душу на лицо не смотрит".(5)
- Ингир ашхы болсун!/Добрый вечер! - сказал Белый человек, так мысленно назвал его Тумбулат.
"Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение", - продолжал Белый человек, даже не дожидаясь ответного приветствия. (6)
- Кече ахшы болсун/Доброй ночи, - неожиданно для себя на том же незнакомом ему языке ответил Тумбулат.
- Ты верно сказал, доброй ночи. Ночь для того добрая, кто с добрыми мыслями и поступками в неё входит, - назидательно высказал Белый человек. -   Я  Айю Къала. А кто ты я знаю. АйБулат. Сталь, нож, меч.  Мен сени эрттеден бери кёрмегенме/Я давно тебя не видел. Ты должен был попасть сюда. Я тебя ждал".(7)
  Что Тумбулат удивился, значит ничего не сказать. Он был просто ошарашен. Не волей случая попал сюда, высшие силы вмешались.
"Значит и здесь я был ...Что ж, чему быть, того не миновать, - вздохнул Тумбулат. - Надо же, Булат..."
 Он не стал спрашивать, откуда АйК,  так стал про себя называть Белого человека, имя не выговоришь, узнал, как его звали раньше.
"А ведь верно, так звали меня когда-то...Булат...АйБулат".
- Садись рядом, АйБулат! - предложил АйК. - Помнишь, откуда у Овального озера название Аюлю?
  Тумбулат пожал плечами, давая понять, что не помнит.
- А ведь здесь давным- давно жили наши предки, когда мы были совсем юными мальчишками, - продолжал АйК. - Ведь мы с тобой кровные братья...и в древнем нашем роду были АйюЛю - белые медведи.
  Глаза Тумбулата невольно округлились. Он ничего не помнил...сердце сжалось, но потом отпустило.
  Видя это, АйК дружески похлопал Тумбулата/АйБулата по плечу, успокаивая, и начал рассказ, попыхивая, папиросой в костяном мундштуке.
-   Это сказание наполнено красочными подробностями и сказочной напевностью, какой славятся народности Кавказа. Для многих из них Родина -  Архыз - горная страна с быстрыми реками, чистыми озерами, заснеженными вершинами и вечными ледниками.
   Люди здесь  жили  4 тысячи лет назад. Наиболее крупное племя аланов. Они поселились в горах более 2 тысяч лет назад, строили города и храмы.
 Но хозяевами  этих долин и лесов были гигантские медведи Айю, с роскошным белоснежным мехом и сильными лапами, очень похожими на человеческие руки. Эти медведи были очень похожи на людей: жили семьями, растили своих детёнышей в любви и заботе, добывали в трудах пищу и делали на зиму запасы.(8)
 Они строили себе дома из брёвен и веток, не совсем похожие на современные берлоги. Белые Медведи  умели разговаривать и петь!
   Долгими и холодными зимними ночами ветер разносил по ущельям не только колкий снег, но и протяжные печальные напевы медведиц, которые баюкали своих медвежат. О чём были эти песни айю? О любви и верности, о скоротечности жизни и о том, что жизнь эта - просто случайность в огромном океане мироздания...
  Как сказал французский философ-просветитель XVIII века Вольтер:
"Случайностей не существует - всё на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие".
   Когда наступала весна, айю, как дети, радовались первым цветам и солнцу,  воде в ручьях, тёплому ветерку и первым съедобным корешкам, которых так не доставало во время долгой студёной зимы. (9)
 Айю выходили из своих домов, грелись, подставляя бока раннему теплу, а их детёныши с восторженным визгом кувыркались на молодой травке. Но как только приходило настоящее лето, взрослые айю отправлялись собирать ягоды, ловить рыбу в реках, чинили свои жилища, и очень часто ходили друг другу в гости - их семьи жили неблизко одна от другой и все айю очень скучали по своим родичам. 
   Когда же приходила ало-золотая осень, айю запасались на всю холодную пору грибами, малиной, черникой, дикими грушами и яблоками, которых всегда было вдосталь в лесах и долинах быстрых и чистых горных рек.
  Медведи Айю  были они самыми сильными, ловкими и смелыми обитателями гор. Рядом с ними в дружбе и согласии  жили бок о бок десятки народов и племён. Ведь медведи были так на них похожи!
 Люди ещё не знали, что такое хлеб, и занимались только охотой.  А зверей было множество! По склонам горных хребтов вольно бродили олени, зубры, косули, туры, лисы.
 Никого Айю не боялись, кроме Бийнёгера - беспощадного Великого Охотника. С верными собаками мчался он за добычей на своём быстроногом скакуне. Никто из зверей не уходил от его метких стрел.
 Но Бийнёгер не трогал белых медведей  - уж очень они ему нравились. Самым большим другом Бийнёгера был вождь племени айю - Великий Айюнан, сильный, мудрый и справедливый.
  Никто и никогда не пытался ослушаться его. Айюнан усмирял непокорных, защищал слабых, помогал попавшим в беду. Иногда налетит буйный ветер, и кажется, вот-вот принесёт он грозовую тучу. А эта туча не летит - это Бийнёгер на своём горячем коне скачет в гости к Айюнану и долго потом сидят они возле дома вождя за неспешной едой и дружеской беседой
  Как-то сидели Бийнёгер и Айюнан, лакомясь спелыми фруктами и запечёными овощами, и спросил вождь Белых медведей Великого Охотника:
- Не слишком ли много ты истребляешь зверей и птиц? Для того, чтобы быть сытым, вовсе не нужно столько добычи!
- Не для насыщения выхожу я на охоту, мудрый Айюнан, - отвечал Бийнёгер, - а чтобы не утратить мастерство погони и метания стрел. К тому же меня охватывает охотничий азарт. Его невозможно удержать, когда добыча и удача бегут одной тропой.
- Истребишь всех, как будешь потом охотиться? - покачал головой вождь Айю.
- На мою жизнь хватит, - засмеялся в ответ Охотник.
   Однажды ясным осенним днём выехал Бийнёгер со своими собаками в горы на охоту. И столь удачным оказался этот день для него, что другого такого дня не было в его жизни: добыча ждала у каждого поворота тропы, на каждом перевале, у каждого озера и ручья.
   Мчится Великий охотник,  направляя прямо в цель свои стрелы, падают и падают олени, зайцы, рыси, и не видно конца этой страшной кровавой охоте. 
  С криками и стонами бросились обитатели лесов и гор к Айюнану просить защиты. Вышел вождь Айю навстречу своему другу, схватил его коня за гриву и остановил на скаку.
- Прочь с дороги, ещё никто ни разу не посмел преградить мне путь! - крикнул Бийнёгер и замахнулся на Великого Айю плетью.
- Уймись, друг, скоро в лесах не останется ничего живого, пощади же моих друзей! - воскликнул Айюнан.
  Не стерпел такое Великий Охотник, в гневе ударил Айюнана своей плетью, соскочил на землю, и схватились они в жестоком поединке. Дрожали горы, падали пихты и Айюнан уже почти одолел Бийнёнера, но тот, изловчившись, вонзил своё копьё прямо в сердце Белого вождя.
  Не сразу очнулся Бийнёгер от схватки, но, когда увидел и понял, что убил своего лучшего друга, крик горя пронёсся над вершинами, и от этого крика с грохотом стали рушиться скалы... Замерли от страха все Айю и застыли на века от ужаса перед грозным Охотником... Так возникли горы Архыза.(10)
  Вскоре на место гибели Айюнана пришла его жена Айна. Долго и горько плакала она над любимым, и остались они навсегда вместе, превратившись в огромную снежную гору. И другие айю тоже превратились в глыбы льда и снега, и до сих пор остаются они возле вершин неподвижными, чистыми и светлыми, как память о доброте.
   Минул год. Лето было жарким, снег в том месте, где сражался Великий Охотник с Вождём Айю, растаял, и там возникло озеро. Люди дали ему название  Айюлю,  в переводе с карачаевского - Медвежье.
  Из озера берёт начало река Белая с водопадом Айюлю.  Вода в этой реке такая прозрачная, что кажется белой, как слёзы верной жены Айюнана.
Чья-то добрая душа при входе на поляну к озеру  сложила  среди  среди  кустиков ромашки, горечавки и васильков  каменную пирамиду. Цветы здесь не синие, какие  цветут на пшеничных полях как сорняк, а необыкновенно лилового цвета.
  Вот такая история произошла в этих горах... В этих  местах, особенно у озера, действительно немало медведей.
   А если  подняться  на один из окружающих  ледников, то можно увидеть, что даже летом здесь  пушистый, чистый и блестящий снег,  очень похожий на мех белых медведей Айю.
Природа старалась, когда это место творила.
И тени ночные танцуют на дальних хребтах.
Туманная дымка скрывает леса вековые…
Здесь время стоит и его не измерить в годах...(11)
  АйК замолчал, продолжая курить уже третью  папиросу,  дымок от которой кольцами поднимался вверх, смешиваясь с дымом  костра.
Тумбулат засмотрелся на огонь.
"Как необычно тихо, словно время остановилось. Такое редко увидишь", - думал Тумбулат.
  Была уже глубокая ночь. Вдруг тишину прервало  грохотание грома. Неподалёку засверкали молнии, но у озера, где сидели АйК и АйБулат было тихо и спокойно.  Над головой - ясное небо и полная луна.
"Хорошо-то как, - думал Тумбулат/АйБулат. - Так бы и сидел здесь целую вечность..."
  Прошла буквально минута и он спохватился.
"Ой...вечность не стоит! Меня же ждут дома".
- Ждут, еще как ждут! - читая мысли, подтвердил АйК. - И главная новость!
- Какая? - поинтересовался Тумбулат.
- Сам скоро узнаешь. Но побудешь немного со мной. Я тебе ещё не всё рассказал и показал.
- С тобой необычайно интересно,
Душа спокойна и не рвётся вдаль...
- Ты АйБулат стихами заговорил. Не удивлюсь. В тебе тоже есть дар сказителя, вернее сказочника, - с улыбкой произнес АйК. - Но сегодня рассказчик я.
"Хочешь быть умным, окружи себя умными; хочешь быть сильным, окружи себя сильными. Ежели нет ни тех, ни этих, будь мудрым". (12)



(1) рассуждения  из сериала "Кухня"
(2) читайте "Инь Ян. Оттенки прошлого. гл 1 и 2.
(3) читайте: "Кольцо ср стартом и финишем в Псыше через перевалы  Аюлю, Аркасара и  Браконтеров" kozandrevna-livejournal-com.
(4) здесь и далее на карачаево-балкарском языке.
Карачаево-балкарский язык -  один из тюркских языков, язык карачаевцев и балкарцев. Современное название стало общепринятым с 1950-х годов, ранее назывался горско-татарским. Распространён в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, в Средней Азии, Турции, в странах Ближнего Востока.
(5) Жемчужины мысли
(6) Пауло Коэльо
(7) Айю Къала означает белая крепость. АйюБулат - белая сталь.
(8) "Легенды Архыза" Владимир Романенко
(9) arkhyz.info/HISTORY. Легенда о Айюлю.
(10) Архыз -  горный район на Западном Кавказе. Он раскинулся между отрогами Главного хребта. Его северной границей является хребет Абишир-Ахуба, с запада он ограничен хребтом Аркасара, а с востока - хребтом Ужум. Контур завершает Главный Кавказский хребет, который высится на юге.
(11) Жемчужины мысли
(12) Джахангир Абдуллаев 2


Рецензии