Самолёты горят над Сталинградом

     День 23 августа 1942 года навсегда вошел в историю города Сталинграда как самый трагический из всех дней, которые пришлось пережить городу во время Великой Отечественной войны. Массированный налёт немецкой авиации причинил городу огромные разрушения и стал символом варварства по отношению к беззащитным мирным людям. Считается, что при отражении налёта героическими действиями наших лётчиков и зенитчиков были нанесены огромные потери Люфтваффе, которая, как утверждает советская историография, потеряла 120 самолётов. Что ж, посмотрим, что говорят по этому поводу соответствующие документы.

     Например, по данным «Журнала боевых действий Сталинградского фронта» частями 8-й Воздушной армии за 23 августа было произведено 504 самолета-вылета. Со стороны противника было отмечено 1.500 самолето-пролётов. В воздушных боях было сбито 28 самолетов противника, потери армии – сбито в воздушных боях 8 и не вернулось с боевого задания 20 самолетов. Разумеется, указанные в журнале цифры не совсем точны и нынешние исследователи ещё не сказали своего последнего слова по этому поводу.

     А по данным «Журнала боевых действий 102-й авиадивизии ПВО» лётчиками этой дивизии было совершено 103 самолето-вылета, проведено 9 групповых воздушных боев, в результате которых сбито 29 самолетов противника, из них: 17 Ю-87, 2 Ме-109ф и 10 Ю-88. Наши потери: сбито 4 самолета, погибло 2 летчика, не вернулось на аэродром 6 экипажей. Конечно, и в данном случае информация неполная и нуждается в уточнении.
 
     Разумеется, много боёв с вражеской авиации провели советские зенитчики, которые сбили ещё около 30 самолётов. Если быть точнее, то в «Журнале боевых действий Сталинградского корпусного района ПВО» учтены 27 сбитых самолётов: 2 Ме-109, 2 ФВ-189, 12 Ю-88, 5 Ю-87, 6 Хе-111.

     Итак, подведём итоги действий советской авиации и зенитной артиллерии, причём, строго на основании вышеприведённых документальных источников. Произведя нехитрые арифметические расчёты, мы получаем следующие цифры: лётчиками сбито 57 немецких самолётов, зенитчиками – 27 самолётов, итого – 84 самолёта. В дальнейшем, количество уничтоженных вражеских самолётов, судя по данным открытой печати, увеличилось до 120. Возникает вполне закономерный вопрос: на основании чего, во всех средствах массовой информации, стала указываться именно эта последняя цифра? Вопрос, как говорится, без ответа. Зато, судя по опубликованным цифрам, можно сделать очень оптимистичный вывод о том, что защитники Сталинграда нанесли огромные потери фашистской авиации.         

     Да, на первый взгляд, вышеприведённые цифры, несомненно, впечатляют. Однако это, к сожалению, мало соответствует реальным потерям врага. Вот какие безвозвратные потери понесли Люфтваффе, по данным немецких документов:

     Истребительные эскадры потеряли два истребителя. Эскадра JG.3 «Udet» потеряла Bf 109F-4trop Werk-Nr. 8801, который был сбит зенитным огнем южнее Тундутово (юго-западнее Сталинграда), немецкий пилот не пострадал. JG.53 «Pik As» тоже потеряла один истребитель Bf 109G-2 Werk-Nr. 13494 «Gelbe 8», у которого при возвращении с задания отказал мотор. Пилот фельдфебель Фриц Гаммель спасся на парашюте в районе Средне-Погромная (северо-восточнее Сталинграда) и был взят в плен.
    
     Трех самолётов лишилась штурмовая эскадра Schl.G.1, причем все они были сбиты огнем с земли. Один Bf 109E-7 Werk-Nr. 6409 (6445) был сбит юго-западнее Сталинграда, пилот обер-фельдфебель Пауль Низерю погиб. Второй – Bf 109E-7 Werk-Nr. 1589 был сбит также юго-западнее Сталинграда, однако пилоту удалось спастись. Третий – Bf 109E-7 Werk-Nr. 1185 был сбит северо-западнее Сталинграда, командир отряда лейтенант Гейнц барон фон Штелльбергер (Ганс Штольнбергер) сначала был объявлен пропавшим без вести, однако позже он вернулся.

     Потери эскадры тяжелых истребителей-штурмовиков ZG.1 «Wespe» составили один Bf 110E Werk-Nr. 3475, который из-за отказа двигателя разбился западнее Калача. Экипаж «Церштёрера» не пострадал.

     Эскадра пикировщиков StG.2 «Immelmann» потеряла один Ju 87D-1 Werk-Nr. 2332 (S2+DB), сбитый в воздушном бою в районе Калача. Пилот фельдфебель Роберт Деккер не пострадал и смог вернуться в свою часть, а бортрадист обер-ефрейтор Йозеф Поль погиб.

     А бомбардировочная эскадра KG.55 «Greif» лишилась одного He 111H-6 Werk-Nr. 7401 (G1+DT). Как удалось установить, его сбил наш лейтенант А. Ф. Ковачевич в паре с другим лётчиком. Пропали без вести командир отряда капитан Клаус-Ульрих Эйсман, пилот фельдфебель Гюнтер Гоер, наблюдатель унтер-офицер Гюнтер Рейман и бортмеханик обер-ефрейтор Йоганн Армини. Лишь бортрадисту унтер-офицеру Биреру удалось спастись на парашюте и на второй день пробиться к своим войскам.

     Итого, за весь день боев в районе Сталинграда немецкая авиация потеряла безвозвратно не 120 самолётов, как утверждают все средства нашей печати, а всего лишь восемь самолётов (пять Bf 109, один Bf 110, один Ju 87 и один He 111). Как видим, четыре самолёта (в том числе три штурмовика Bf 109) были уничтожены зенитным огнем и обстрелом с земли других средств ПВО, два (Bf 109 и Bf 110) были потеряны из-за отказа моторов и только два бомбардировщика (Ju 87 и He 111) были сбиты советскими истребителями. Ещё восемь самолетов получили различные повреждения, в том числе семь по техническим причинам и один – в результате обстрела с земли. Что ни говорите, а цифры удручающие! Особенно разочаровывают совершенно мизерные реальные успехи «Сталинских соколов».   

     А вот потери советской авиации были очень чувствительные. Между прочим, немецкие лётчики-истребители заявили, что сбили 23 августа в районе Сталинграда 55 русских самолётов. Не будем, однако, верить на слово «Геринговским стервятникам», обратимся лучше к советским документам, в которых сообщается о наших потерях в тот день. 

     Так, только 4-й истребительный авиационный полк потерял двух своих лётчиков: погиб заместитель командира эскадрильи лейтенант Иван Акимович (Максимович) Марьин, не вернулся с боевого задания пилот младший лейтенант Степан Фёдорович Рыло.

     Четырех лётчиков потерял 12-й истребительный авиационный полк. Погибли в воздушных боях командир эскадрильи капитан Григорий Дмитриевич Юдин и командир звена младший лейтенант Алексей Павлович Богачёв. Не вернулись с боевого задания заместитель командира эскадрильи старшина Григорий Яковлевич Бондарев и сержант Виктор Алексеевич Обрезков.

     Погиб на Центральном аэродроме Сталинграда пилот 27-го истребительного авиационного полка старшина Григорий Владимирович Сидяк.

     Сержант Виктор Алексеевич Гавриков из 273-го истребительного авиационного полка при выполнении разведывательного полёта был сбит истребителями противника и погиб в районе разъезда Конный (Конная) северо-западнее Сталинграда.

     Не вернулся с боевого задания лётчик 296-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Сергей Иванович Фургалев.

     Командир 297-го истребительного авиационного полка майор Евгений Александрович Ларионов погиб в воздушном бою над Сталинградом. Отважный летчик, он сражался ещё в Испании, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени.

     Также не вернулись с боевого задания пилоты 515-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Иван Иванович Тонинский и сержант Виктор Петрович Мариччели.

     Двух лётчиков потерял 629-й истребительный авиационный полк ПВО: в районе Бекетовки в воздушном бою погиб старшина Николай Степанович Завалишин, а на аэродроме возле СТЗ во время налёта вражеской авиации был убит сержант Михаил Фёдорович Донских.

     651-й истребительный авиационный полк ПВО потерял одного пилота «Харрикейна» по фамилии Нагорный – дополнительные данные об этом лётчике пока не найдены.

     Тяжелую утрату понес 788-й истребительный авиационный полк ПВО: в воздушном бою в районе Варваровки погиб командир полка майор Иосиф Егорович Капустин – ветеран войны в Испании, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени.   

     Итого безвозвратно потеряно – 14 лётчиков, а также 41 самолет-истребитель. 

     Понесли потери также части бомбардировщиков и штурмовиков.

     Вечером при штурмовке войск противника в районе Ерзовка – Рынок зенитным огнем был подбит Ил-2 заместителя командира эскадрильи 766-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Фёдора Фёдосеевича Шевченко, который, по мнению некоторых историков, совершил «огненный таран», направив свой самолет на скопление вражеских грузовиков.

     Из состава 140-го бомбардировочного авиационного полка не вернулись с вечернего боевого задания на разведку в район Ерзовка-Орловка заместитель командира эскадрильи лейтенант Алексей Павлович Сулаев и стрелок-бомбардир старший сержант Иван Николаевич Костенко.

     Части ГВФ (Гражданского воздушного флота) тоже имели потери, но сведения об этом недостаточны. Лишь об одном случае есть кое-какая информация – лётчица Александра Селиванова, пилотируя самолет связи У-2 (или Р-5) была сбита немецким Ме-109, упала на остров Денежный напротив Сталинграда и сгорела вместе со своим самолётом. 

     Да, надо признать, потери советской авиацией 23 августа были ужасающе велики — всего было безвозвратно потеряно 68 самолётов и, не менее 6 самолётов, были серьёзно повреждёны, кроме того, множество самолётов получили повреждения средней и легкой тяжести.

     Наибольшие потери понесли истребительные части и соединения. Так, 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО потеряла 12 самолетов, 220-я дивизия – 4 самолета Як-1, 235-я дивизия – 1 самолет, 268-я дивизия – 8 самолетов, 287-я дивизия – 7 самолетов Ла-5, 288-я дивизия – 9 самолетов.

     Было потеряно 3 штурмовика Ил-2, в том числе 206-я штурмовая авиационная дивизия потеряла 1 самолет, 228-я дивизия – 2 самолета.

     270-я бомбардировочная авиационная дивизия потеряла 4 самолета Пе-2, 272-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия потеряла 19 самолетов У-2, 282-й смешанный авиационный полк потерял 1 самолет И-16.

     Наибольшие потери понёс 596-й ночной бомбардировочный авиационный полк из состава 272-й дивизии, из-за того, что большинство самолётов полка остались на аэродроме Рынок, захваченном противником.

     Ну что ж, пожалуй, хватит рассказывать о событиях злополучного дня 23 августа 1942 года. Пора делать надлежащие выводы, хотя они будут явно не в нашу пользу. Итак общий итог действий советских истребителей и зенитчиков по защите города Сталинграда был, к сожалению, неутешительным. Понесённые нами огромные потери не идут ни в какое сравнение с совершенно незначительным количеством потерь самолётов противника. И самое главное – надежно прикрыть Сталинград и отразить налёты вражеской авиации, приведшие к огромным разрушениям и жертвам, так и не удалось... 


Рецензии
С поврежденными процентов на 50-60 список будет заметно длиннее.

Сергей Кукин   21.07.2021 13:39     Заявить о нарушении
Известно, что ещё восемь самолетов получили различные повреждения, в том числе семь по техническим причинам и один – в результате обстрела с земли.

Олег Каминский   21.07.2021 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.