Как я стал священником

   Перед вами автобиографическое повествование настоятеля Свято-Серафимовского храма г. Новокуйбышевска протоиерея Сергия (Сергея Александровича УСКОВА.)
 
                ***
   Пути  Господни  неисповедимы.  Каждого  человека  Бог  зовёт  к  себе  своим путём. Иными словами,  каждый из нас находит свою дорогу к Нему. Если вообще её находит, что  не  всем,  к  сожалению,  удаётся.  Ведь  для  этого  надо  не  только  услышать  зов Божий, но и откликнуться на него, повернуться лицом к Зовущему и пойти к Нему. Многие же и услышав, не спешат реагировать, не торопятся выходить из дебрей на светлый путь, ведущий к Истине.

                КРЕЩЕНИЕ

  В доме, где я вырос, не было икон. С детства я не слышал молитв, не видел крестов, не умел креститься. В нашем посёлке крестов не было даже на кладбище. В младенческом возрасте меня тайно окрестила двоюродная бабушка (баба Дуся) Биюшева Евдокия Алексеевна (01.03.1910–21.06.1980) –сестра деда по материнской линии. Жила она в Самаре. И в один из своих приездов к нам в деревню, окрестила меня пока отец был на работе. Такое крещение не является  полным  и  обычно  называется  погружением.  Если погружённый  умрёт,  то  он считается крещённым и над ним можно совершать церковное отпевание и поминовение.
   Если же продолжает жить, то рекомендуется неполное крещение "восполнить", то есть повторить, но уже в церкви и с оговоркой "аще не крещен". При этом же совершается и чин миропомазания, когда человеку, омытому от грехов при крещении, сообщаются дары Святого Духа.
 
  Вот такое полное крещение я принял 12 марта 1992 г. в храме Святой Троицы с. УТЁВКИ НЕФТЕГОРСКОГО РАЙОНА.

  МНЕ БЫЛО УЖЕ 44 ГОДА. Работал редактором районной газеты. Казалось бы, поздновато крестился. Но что ни делает Бог – всё к лучшему. При крещении все грехи смываются, душа очищатся.  Человек  святым  становится.  В  этом  смысле позднее крещение даже лучше. Грехов смоется больше, а времени грешить останется меньше. Тем более я всё-таки был погружённым и всегда считал себя православным. 1992 год Русской Православной Церковью был объявлен годом преподобного Сергия –"игумена Радонежского и всея России Чудотворца". 8 октября исполнялось 600 лет со дня  его  преставления,  а  чуть  раньше,  18  июля – 570  лет  со  дня  обретения  мощей величайшего святого подвижника "игумена земли Русской". О Сергии Радонежском я слышал с детства, хотя ничего о нём не знал. Но мне было приятно носить одно имя с таким  великим  угодником  Божиим, поэтому  и  при  крещении  я  предупредил священника  (отца  Анатолия),  что  хочу  креститься  именно  в  честь  Сергия Радонежского, которого считаю своим небесным покровителем. Таким образом день Ангела  у  меня –18  июля,  а  не  27  января,  как  если  бы  его  определять  по  общим правилам.


                ЖАЖДА ИСТИНЫ

   Ещё  в  древности  писатель-богослов  Тертуллиан  сказал,  что  "душа  каждого  человека  по природе христианка". Действительно, с детства не зная ничего о Боге, я смутно чувствовал какое-то  внутреннее  волнение  и  необъяснимую  тягу  к  Небу.  Икон  у  нас  в  доме  не  было. Никаких разговоров о Боге, о вере и вообще о религии никогда не велось. Я был пионером и комсомольцем и искренне считал, как нам тогда внушали, что мы самые счастливые люди на земле. И только взрослея, начал понимать, что чего-то не хватает, что-то в жизни не так. Если Бога нет, а Библия –это сказки, то почему же эти сказки нигде нельзя приобрести и почитать. Почему  эта  книга  "вредная"?  Почему  религия –дурман  и  "опиум?"  Какая  в  них  таится опасность?
   Тогда я решил подойти к этому вопросу с другой стороны – изучать религию по атеистической литературе. Коммунистическое издательство политической литературы "Политиздат" выпускало в то время большую серию книг под общей рубрикой  "Библиотека  атеистической  литературы".  Это  были  десятки  интересных  книг,  из которых  я  узнал  и  содержание  Библии,  и  историю  христианской  Церкви,  и  труды  святых Отцов,  и  много  самых  различных  сведений  по  религиозной  философии  и  богословию. Неожиданным  для  меня  оказалось  то,  что  не  всегда  удавалось  достать  нужную  книгу,  хотя политическая  литература  не  была  тогда  дефицитом.  Значит,  во-первых,  не  я  один  интересовался "атеистической" литературой, а, во-вторых, тираж её был ограничен. Руководство партии понимало, что это всё-таки распространение знаний о религии, а не только борьба с ней. Проводимые лекции по атеизму тоже давали обратный эффект. Вместо агитации против религии,  они  лишь  подогревали  интерес к  ней.  На  таких  лекциях  люди  всегда  оживлялись, задавали множество вопросов, спрашивали где можно об этом почитать подробнее и почему у нас не хватает интересных книг по атеизму. Такие лекции я тогда мечтал читать и сам, но не довелось.
   Зато, став редактором районной газеты "Ленинский Луч" – органа Нефтегорского райкома КПСС – стал регулярно печатать статьи о церковных праздниках и на другие темы церковной жизни. Правда, пришлось делать это под рубрикой "Беседы атеиста". Но это никого не смутило и  все  поняли  ситуацию  правильно.  Люди  писали  и  звонили  в  редакцию,  благодарили,  что наконец-то  газета  "стала  писать  и  для  верующих"  и  вообще  просвещать  народ  в  вопросах церковной жизни. Первый секретарь райкома партии вызвал меня "на ковёр":
  –Ты  что  же  это  делаешь?!  Забыл,  что  являешься  редактором  партийной,  а  не церковной газеты?
  –Но там же рубрика "Беседы атеиста...", –отвечаю.
  –Ты меня-то хоть не пытайся одурачить! Атеиста в твоих статьях днём с огнём не найдёшь. Зато агитацию за церковь невооружённым глазом видно...
   Секретарь,  конечно,  был  прав.  Но  я  продолжил  публикацию  до  завершения годичного круга православных богослужений. Всего в течение года было напечатано более двух десятков "церковных" статей.

                ПРИХОДЫ В УТЁВКЕ И НЕФТЕГОРСКЕ

Я очень трепетно относился к религии, особенно  к православной вере. В самом начале моей деятельности на посту редактора районной газеты, ещё до цикла этих статей, в Утёвской церкви возобновились богослужения. Я с волнением и радостью, как на крыльях, поехал на первую  службу.  Это  было  вечером  26  сентября  1989  г.,  накануне  праздника  Воздвижения Креста  Господня.  Потом  об  этом  в  газете  была  моя  статья  "Открылась  церковь  в  Утёвке". Возглавлял  службу  отец  Николай  Фомичёв – протоиерей  Покровского  собора  из  Куйбышева (Самары).  С  ним  служил  и  молодой  батюшка – отец  Анатолий  Копач,  который  со  своей матушкой Ольгой был назначен в Утёвку на постоянное место служения. Так  я  и  познакомился  с  отцом  Анатолием – настоятелем  Утёвской  Свято-Троицкой церкви.  Можно  сказать  мы  даже  подружились,  так  как  периодически  встречались  и беседовали на различные темы, я помогал ему чем мог, он приезжал к нам в редакцию. Позже он меня крестил (12 марта 1992 г.), а потом и венчал (18 мая 1994 г.). И вообще это был первый священник в моей жизни, с которым пришлось общаться. До него я живых священников никогда не видел, только в кино.
   Я был счастлив, что крестился и венчался в родной, Утёвской церкви, которую с детства видел только со стороны и всегда закрытой. Конечно, я ничего не знал тогда о Григории  Журавлёве –уникальном  иконописце,  не  имеющем  рук  и  ног,  и расписавшим  Утёвскую  церковь,  держа  кисть  в  зубах.
   Уже  в  Новокуйбышевске  я познакомился с А.С. Малиновским – писателем и академиком, уроженцем с. Утёвки, а значит и моим земляком. Перу Александра Станиславовича принадлежит прекрасная повесть  "Радостная  встреча"  о  Григории  Журавлёве  и  Утёвском  храме.  Мы неоднократно встречались с А.С. Малиновским, обменивались книгами. Он помогал нашему Приходу в Новокуйбышевске. Я был на его творческом вечере в Окружном Доме  офицеров  в  Самаре.  Поздравил,  благославил  и  подарил  икону  "Господь Вседержитель". Это было 12 марта 2002 года.
   Во времена моего детства село Утёвка была нашим районным центром, поэтому её я тоже считаю своей родиной. К сожалению, быть прихожанином Утёвской церкви, проживая и работая в Нефтегорске, не получилось, поэтому я очень обрадовался, когда у нас в Нефтегорске в 1992 г. организовался православный приход в честь великомученицы Варвары. Я был на организационном собрании, где  избирался  приходской  совет  и  тоже  написал  об  этом  историческом  событии  статью  в газету. Но членом "двадцатки" быть отказался, так как посчитал, что в силу своей занятости не смогу уделять приходу много сил и внимания. Зато прихожанином стал довольно усердным и старался церковных служб не пропускать. Под церковь в Нефтегорске сначала оборудовали бывший кинотеатр "Факел", где службы проводились до постройки нового храма в 2005 г. Первым священником был отец Алексий Лабутин (ныне игумен Вениамин). С отцом Алексием мы тоже быстро нашли общий язык. Встречались и беседовали и помимо церковных служб. Я к этому времени был уже не редактором газеты, а начальником узла связи. Чем мог помогал приходу. Давал машину для поездки в Самару за свечками и церковной утварью, сам неоднократно  привозил  из  епархии  то  духовную  литературу,  то  иконы.  Бесплатно установили в церковь телефон. Плату не брали даже за междугородные разговоры. Выделили  для  прихода  кое-какую  мебель  по  возможности.  Предоставили  отцу Алексию возможность регулярно выступать с проповедями и беседами по районной радиотрансляционной сети.

ОТЕЦ ИОАНН ГОНЧАРОВ

   В Нефтегорске познакомился я и с протоиереем Иоанном Гончаровым  – бывшим тогда настоятелем Покровского Кафедрального собора в Самаре. Произошло это 17 декабря 1993 г. во время престольного праздника (на Варвару). Я, конечно, был на службе,  а  отец  Иоанн  возглавлял  её,  как  почётный  высокий  гость.  После Божественной Литургии отец Алексий пригласил меня на праздничную трапезу, как активного помощника  и прихожанина. За столом шёл разговор на духовные темы.
Я  принимал  в  нём  самое  живое участие.  Отец  Иоанн  обратил  на  меня  внимание  и  по окончании обеда подошёл ко мне. Сказал, что рад знакомству, что приятно удивлён наличием такого помощника у отца Алексия и пригласил к себе и в собор, и домой, дав свой адрес и телефон. Так началось наше регулярное общение, продолжающееся уже 15-й год. Сейчас он служит в Казанском храме села Новый Буян. Мы обязательно встречаемся хотя бы один раз в месяц. То он приезжает в Новокуйбышевск, то я еду к нему в Новый Буян. Именно отец Иоанн приложил все старания, чтобы я тоже стал священником. Сначала мы просто разговаривали, долго и часто.
   Я  практически  каждую  неделю  бывал  в  Самаре  и  использовал  такую  возможность  не только  для  помощи  приходу,  но  и  для  встреч  с  отцом  Иоанном.  Он  уже  тогда  начал высказывать пожелание о принятии мной духовного сана. Как бы долго не продолжались наши разговоры, всегда казалось, что они заканчивались слишком быстро. Мы не успевали обсудить самого главного, поэтому я написал о себе большое письмо-исповедь, в котором рассказал всю свою жизнь, изложил все вопросы и сомнения. При очередной нашей встрече я оставил отцу Иоанну большой конверт со своей рукописью. Через несколько дней (это было в апреле 1994 г.) он ответил мне по почте очень коротко: "Письмо Ваше прочёл и очень хочу Вас увидеть, или, по крайней мере, услышать. Позвоните. Вы мне понравились...
   Отца Алексия Лабутина, служившего на приходе в Нефтегорске около двух лет, перевели  в Самару инспектором Духовного училища.  А  приход  великомученицы  Варвары  в  Нефтегорске  временно  поручили окормлять (к моему великому изумлению и радости!) отцу Иоанну Гончарову, который и прослужил там до приезда отца Николая Советкина целых 10 месяцев с ноября 1994 г. до сентября 1995 г. Тут уж наши с ним встречи и беседы стали ещё более частыми и содержательными.  Проходили  они  обычно  после  церковных  служб,  ни  одну  из которых я не пропускал. В ходе этих разговоров я неоднократно исповедовался. Мы досконально обсудили мою жизнь "от" и  "до".  Втайне  я  и  сам  хотел  бы  стать  священником,  но  это  же  очень  высокое служение, не каждый достоин его. А я кто такой? Грешный, как и все. Да и немолод уже, 47 стукнуло. Не поздно ли так круто менять жизнь? Отец Иоанн умеет убеждать, но я не решался долго. Шесть месяцев общались мы в Нефтегорске после каждой службы. То ко мне домой заходили, то к нему. Наконец, он окончательно убедил меня, сказав:
–Совсем  безгрешных  людей  не  бывает.  Но  канонических  препятствий  для  твоего рукоположения  нет.  Нужно  согласие  владыки,  а  в  первую  очередь  твое  согласие. Рекомендацию  я  дам.  Пойми,  а  вдруг  на  месте,  предназначенном  тебе,  окажется действительно недостойный. И только потому, что ты не захотел. Чем тогда оправдаешься перед Богом? Ведь Сам Господь призывает тебя на служение...

   Чтобы  принять  окончательное  решение  я  всё  же  не  стал  торопиться. Посоветовался с мамой и получил её благословение. А вскоре, 17 марта 1995 г., она умерла.  После  похорон  и  сороковин  я  почти  решился.  Будучи  директором Нефтегорского районного узла электросвязи, взял очередной отпуск в мае 1995 г. и поехал  в  Покровский  собор  в  Самаре.
   Отец  Иоанн  договорился,  чтобы меня  там приняли и разрешили присутствовать в алтаре во время служб и ночевать в кабинете настоятеля. Так я стал наблюдать за церковной службой "изнутри", помогал в алтаре чем  мог,  даже  полы  мыл,  пробовал  читать  на  клиросе.  Короче  говоря, приглядывался...

                ПРИНЯТИЕ САНА

   Через  10  дней  владыка  Сергий  спросил,  решился  ли  я  наконец?  Я  ответил согласием и уже вечером 20 мая, во время всенощной, читал в соборе шестопсалмие, как  завтрашний  ставленник  во  диакона.  Наутро,  в  воскресение  21  мая  1995  г.,  в Неделю  5-ю по  Пасхе,  о  самаряныне  (на  Иоанна  Богослова),  владыка  служил Божественную  литургию  в  Вознесенском  храме  с.  Кинель-Черкассы.  Там  я  и  был рукоположен  во  диакона.  Там  же  состоялась  и  моя  первая  встреча  с  блаженной Марией  Ивановной  Матукасовой  (впоследствии  схимонахиней  Марией).
    Приняв  диаконский  сан,  я  стал  ежедневно  служить  в  соборе.  Отпуск  мой продолжался,  и  я  оставался  пока  в  должности  директора  узла  связи.  Потом  поехал  с заявлением  об  увольнении  к  областному  руководству  в  управление  связи.  Пришлось отработать  месяц,  так  как  генеральный  директор  Б.В.  Скворцов  ни  за  что  не  хотел отпускать  меня.  Бороды  и  усов  я  никогда  до  этого  не  носил.  Пришлось  месяц  побыть небритым начальником, так как они пока не успели отрасти.
  Наконец,  21  июня  1995 г.,  я  окончательно  уволился  с  работы,  приехал  в  собор  и продолжил службу диаконом. Полгода прожил в соборе, в кабинете настоятеля. Кабинет был свободен, так как настоятелем после отца Иоанна стал сам владыка Сергий.В другой комнате работала швея Елизавета, а над нами, на 2-м этаже, была бухгалтерия.
  Проживая при соборе, я служил не только в нём, но и в Петропавловском храме. Наступило лето, пора отпусков, и надо было подменять отпускников то там, то здесь. Выходныху меня не было долго, 40 дней. Наконец, отпустили  на 2 дня и я уехал домой,  в  Нефтегорск,  31  июля  вечером.  Уехал  буквально  за  несколько  минут  до распоряжения владыки о том, что завтра, 1 августа, на Серафима Саровского, меня должны рукоположить во священника. Но... было уже поздно, а мобильных телефонов тогда ещё не было. Рукоположение не состоялось. А жаль! Было бы знаменательно. Ведь я уже столько лет служу в Свято-Серафимовском храме! Священником я стал только 13 августа. Может быть когда-нибудь пойму волю Божию на этот счёт. Ведь случайного ничего не бывает. Значит не зря моя хиротония состоялась не 1-го, а 13-го, даже если я этого пока и не понимаю.

                ИЗ ЗАПЛАВНОГО В МОСКВУ

   Став иереем, я продолжал служить в обоих храмах в Самаре до 30 ноября, пока не получил Указ о назначении настоятелем Казанской церкви в с. Заплавное Борского района, где и прослужил около двух лет. Написал там две скромные брошюры. Добровольные помощники помогли мне напечатать их тиражом по 300 экз. каждую. Первая книжка "ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ" – об истории церкви в с. Заплавном, о протоиерее Стефане Акашеве, о митрополите Иоанне (Снычеве). Вторая "С НАМИ БОГ" – о сомнениях и искушениях современного человека на пути к Богу.
   Мне хотелось упорядочить свои религиозные знания и вообще приобрести официальное духовное образование. То есть я хотел учиться, хотя уже имел несколько дипломов светского образования, в том числе и высшего.
   В 1996 г. поступил одновременно в Самарскую духовную семинарию и Московский Православный Свято-Тихоновский Богословский  институт.  Через  несколько  лет,  по  окончании этих учебных заведений, получил ещё два высших богословских образования. Причём одно из них (институт) с дипломом государственного образца.
   Шесть лет ездил я в Москву, в свой институт. Каждый год по целому месяцу жил у матушки Феодосии (Бойковой Федосьи Максимовны) – прекрасной и очень верующей женщины, воспитавшей пятерых детей и прожившей долгую и очень нелёгкую жизнь. Она родилась в 1917 году, скончалась 16 января 2004 года, немного не дожив до 87 лет. Попал я к ней по рекомендации АЛЕКСАНДРА МЕДВЕДЕВА – жителя села Заплавное. А он, в свою очередь, оказался у неё совершено случайно. Как-то, будучи на службе в одном из монастырей Москвы, спросил, нельзя ли ему где-нибудь там переночевать. Услышав просьбу, матушка Феодосия пригласила его к себе домой. Так они познакомились. Потом Александр (сейчас он иеромонах Алексий – настоятель храма в селе Виловатом Богатовского района), дал её адрес и телефон отцу Николаю Манихину из Тольятти. Матушка была очень рада принять его у себя. А потом её гостеп-риимством пришлось воспользоваться и мне. И уже по моей просьбе несколько раз побывал в той квартире и Лев Константинович Лукьянов. Последний раз я был у неё в ноябре 2002 года, то есть за год с небольшим до кончины. Каждый раз мы не могли наговориться друг с другом. Месяца нам не хватало. Она постоянно писала мне письма и всегда ждала приезда. Была прихожанкой Успенского храма в одноимённом переулке
недалеко от театра "Ленком". В тот храм, бывая в Москве, ходил и я. А ещё посещал храм Николы в Кузнецах, при котором и был наш институт.

НОВОКУЙБЫШЕВСК
 
   В августе 1997 г. владыка перевёл меня в г. Новокуйбышевск, где я служу уже более 10 лет в Свято-Серафимовском храме. Сначала с ОТЦОМ КОНСТАНТИНОМ СИБРЯЕВЫМ, а с июля 2003 г. – настоятелем. Город не село. Жизнь здесь стремительнее, напряжённее. Может быть и интереснее, но труднее.
   Если в Заплавном по моему характеру жизнь была несколько скучноватой, то в Новокуйбышевске она стала настолько напряжённой, что казалась мне не по силам.
 ОТЕЦ КОНСТАНТИН, заполучив меня к себе в помощники, взвалил на мои плечи тяжкую ношу. Года четыре я не знал, что такое выходной. Службы и требы занимали каждый день с утра до позднего вечера. Кроме того мне было поручено руководство духовным Центром "Синай", проведение в нём занятий, выпуск газеты "Вестник православия". А ведь я ещё учился сразу в двух учебных заведениях. На момент приезда в Новокуйбышевск мне шёл уже 50-й год, но на здоровье я почти не жаловался. А тут сразу узнал, что такое боли в сердце, повышенное давление, даже в обморок стал падать прямо в храме. Отец Константин старше меня почти на 31 год, но физически гораздо крепче. Он до сих пор держится молодцом, часто бывает в храме, иногда служит, хотя 7 марта 2007 г. ему исполнилось уже 90 лет.

   По приезде в Новокуйбышевск несколько месяцев служить пришлось в бывшем помещении хлебного магазина, приспособленном под храм. В это время шли отделочные работы в построенной  половине  (первой  очереди)  нового  храма.
   Последняя  служба  "в  магазине"  состоялась  10  ноября,  а  первая служба в новой "половинке" – вечером 20 ноября 1997 года. После этого магазин сразу разобрали и на его месте продолжи-ли строительство нового храма (среднюю часть и колокольню). К весне 1999 года практически всё было готово. Временные перегородки между первой и второй половинами нового храма были разобраны и на Пасху служба была во всём храме, хотя отделка и роспись продолжались ещё целый год. Великое освящение храма с помещением в икону Серафима Саровского частицы его мощей совершил 1 августа 2000 года владыка Сергий – архиепископ Самарский и Сызранский. За несколько дней до этого, по благословению владыки, я ездил в Нижний Новгород к митрополиту Николаю (Кутепову) за этой частичкой мощей. В 2001 году нашему храму (точнее приходу) исполни-лось 10 лет. К этому событию была выпущена книга "Радуйся, преподобне Серафиме...", в которой помещён мой подробный рассказ о поездке в Нижний Новгород (с. 148-151) под заголовком "Саровский чудотворец – с нами". В той же книге (с. 52-55) напечатано и "Слово об отце Сергии" – так автор озаглавил некоторые сведения из моей биографии. С появлением в нашем храме третьего, а потом и четвёртого священника нам с отцом Константином стало легче, хотя и количество служб возросло, и людей в храм стало приходить гораздо больше.
   И слава Богу! Количество верующих неуклонно увеличивается. Значит возрождается Россия от духовной спячки. И власть наша (и центральная и местная), слава Богу, поддерживает Церковь. Город Новокуйбышевск в этом плане не исключение. Мне самому приходится довольно часто участвовать в работе многочисленных "круглых столов", семинаров и других общественных мероприятиях, проводимых городскими властями, выступать с докладами и сообщениями, разъясняющими позицию Церкви в различных аспектах современной жизни. Областные власти с 1995 г. один раз в два года проводят культурно-просветительские акции "Волга православная". Мы с отцом Константином трижды участвовали в этих путешествиях по Волге на теплоходах в 2001, 2003 и 2005 годах. После каждого плавания, с посещением множества городов, я выпускал брошюру тиражом в 500 экз. со своими путевыми заметка-ми в виде дневника паломника. В 2001 году, с 17 июня по 5 июля, на теплоходе "Максим Горький" мы ходили вверх по Волге до Санкт-Петербурга и Валаама. После этого была напечатана брошюра "Велика ты, Русь святая..." С 15 по 27 июня 2003 г. на теплоходе "Капитан Пушкарёв" путешествовали вниз по Волге до Ростова-на-Дону и Астрахани. Вышла книжечка "Русь моя православная ..."Акция "Волга православная – 2005" проходила с 24 мая по 5 июня снова вверх по Волге, но только до Москвы на теплоходе "Капитан Пушкарёв". Акция посвящалась 60-летию Великой Победы. Выпущена брошюра "За веру и Отечество...". "По  стопам  святых  подвижников"  –  так  называется  не-большая брошюрка, написанная мной после поездки в Дивеево с 6 по 8 июня 2003 г. незадолго до торжеств в честь 100-летия прославления Серафима Саровского.

                ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ

   С 2003 года мы стали проводить ежегодные Крестные ходы по городу Новокуйбышевску. Первый раз – в честь 100-летия прославления преподобного Серафима, ведь наш храм носит его имя. Через год в честь 250-летия со дня рождения Саровского  чудотворца.  В  2005  году  исполнилось  10  лет  второму приходу – церкви "Умиление".
   В 2006-м – 15 лет нашему храму. А затем я предложил отцу Владимиру – настоятелю прихода "Умиление" – просто проводить Крестный ход каждое лето, не привязывая его к какой-то конкретной дате. Достаточно того, что престольные праздники наших приходов практически следуют один за другим (1 и 10 августа). В воскресенье между этими числами, после литургии, и решили мы совершать Крестные ходы. В 2007 году это было 5 августа. За 3 часа прошли почти 10 км. Летом 2005 года в нашем храме (вернее в городе) появилась ещё одна духовная традиция – Крестный ход и молебен у родника "на плотине". Благоустроенный родник там существовал уже давно. Администрация города ежегодно выезжала туда на субботник. Красивая площадка, навесы над источником и скамеечками, деревянная скульптура – мужичок в лаптях, в подпоясанной  рубахе,  на  голове  ермолка.  Небольшая,  деревянная, двухскатная крыша над скульптурой не сохранилась. От неё осталась только крестовина.
   И народ усмотрел в этом мужичке с крестом батюшку Серафима. Недаром говорится: "Глас народа – глас Божий". Люди очень полюбили этот родник. Там всегда очередь за водой, поэтому 24 июля 2005 года мы устроили Крестный ход вдоль плотины и молебен на площадке перед родником. Освятили его в честь Серафима Саровского, поставили кресты на карнизах навесов, повесили несколько икон и установили табличку: "Родник освящён в честь преподобного Серафима Саровского – небесного покровителя города Новокуйбышевска. Просьба на территории святого источника соблюдать порядок и благочестие". И теперь каждый год в воскресенье, перед 1 августа, там совершаются Крестный ход и молебен.
   Получилось  так,  что  четыре  события  в  духовной  жизни нашего города следуют друг за другом: молебен у родника в последнее воскресенье июля (в 2007-м это было 29-го), наш престольный праздник 1 августа, Крестный ход по городу и "престол" в храме "Умиление" 10 августа. Эти две недели – это дни Ангела нашего города, дни особого духовного подъёма.Есть и ещё одна духовная традиция у нашего прихода – выезд на место бывшего села Мордовские Липяги для совершения там панихиды и молебна. Село существовало до 1970-х годов. Всех жителей постепенно переселили в Новокуйбышевск, а бывшие деревенские улицы превратили в ямы для слива нефтеотходов. От села осталось только кладбище, на котором мы (на средства бывших сельчан) соорудили часовню, где и служим ежегодно заупокойные панихиды. Была в селе и церковь в честь Николая Чудотворца, построенная в 1838 году. На её месте мы установили металлический поклонный крест высотой 4 метра с мемориальной табличкой, где служим молебны. Часовню освятили 22 мая 2005 года в честь Николая Чудотворца (как раз на Николу вешнего). Крест в том же году ближе к осени. И теперь каждый год на Николу (22 мая) выезжаем туда и служим панихиду в часовне и молебен у креста. Мордовские  Липяги  располагались  недалеко  от  станции "Химик" за ТЭЦ-2. Я никогда не бывал в этом селе, но знал, что там жили многие мои земляки из посёлков Озёрный и Кравцевский. Жили и дальние родственники, как по отцу, так и по матери (и Усковы, и Петрухновы), с которыми мы не только уже не роднились, но и не общались.
   В конце 2007 года владыка благословил открытие очередного прихода в Новокуйбышевске. Освящён он будет в честь Николая Чудотворца. Будущий храм планируется построить на новом выезде из города в конце проспекта Победы, где и проживает основная масса переселенцев из Мордовских Липягов.
   К  2000-летию  Рождества  Христова  в  Новокуйбышевске была сооружена деревянная часовня на территории городской больницы No1. Первое время мне было поручено еженедельно служить там молебен с акафистом великомученику и целителю Пантелеймону. Потом эту часовню мы передали храму "Умиление". В 2006 году она пострадала от пожара. При восстановлении её немного расширили (у входных дверей), сделали алтарь, превратив, таким образом, в небольшой храм. Конечно, этот Христо-Рождественский храм, приписанный к приходу "Умиление", очень маленький и имеет скорее символическое значение. Самостоятельного прихода там нет, ведь в нём могут разместиться не более 15-20 человек.

                ХРАМ В НИКОЛЬСКОМ

   В конце 2005 года владыка Сергий (Полёткин) – архиепископ Самарский и Сызранский – благословил меня (без освобождения  от  основной  должности)  восстанавливать  старинный, разрушенный храм в с. Никольском Безенчукского райо-на.
   Село небольшое, населения в нём всего 550 человек. Это не центральная усадьба, а отделение совхоза-техникума, который базируется в соседнем селе Купино. Там же и сельская администрация. А Никольское постепенно гибнет. Детсад закрыли, недостроенный дом культуры забросили, работы нет, молодёжь разбегается. А ведь когда-то в православный приход в Никольском входило ещё пять окрестных сёл, в том числе и Купино.
   Сейчас сохранились только руины храма, построенного в 1831 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Сто лет молились в нём люди. Сколько слёз, сколько молитв видели и слышали эти стены. В 1931 году церковь закрыли. Использовали под зерносклад, потом мастерские и заправку. Да и после этого прошло уже несколько десятилетий. Сейчас остались только разрушенные стены, да колокольня, хотя и без креста. Работы по реконструкции храма очень много. За один год её не сделаешь. Да и средства нужны немалые. Начали мы с того, что собрали жителей Никольского на собрание и решили восстановить приход в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина", который был в селе 75 лет назад. Выбрали Приходской Совет и зарегистрировали официально свою общину в качестве юридического лица. Правда, на это ушло полгода.
   Но мы времени даром не теряли. Сразу начали молиться. Сначала в клубе, а в тёплое время в старинном храме прямо под открытым небом. Тем временем приспособили помещение бывшего детсада под временный храм. Он получился красивым и уютным. Потрудиться пришлось немало. Только на оштукатуривание стен ушло 20 мешков цемента. Конечно, помог-ли сельчане. Но основные средства шли из нашего прихода, из Новокуйбышевска. Владыка ведь не зря поручил это важное дело именно мне. Городской приход крепкий, нам уже 16 лет, а в деревне где средства взять? Мы привыкли, что город селу всегда должен помочь.
   Вот так и получилось, что я теперь являюсь настоятелем сразу двух приходов. Один раз в неделю обязательно служу в Никольском. Одновременно приходится решать массу вопросов и привлекать специалистов для обследования фундамента старого храма, обмеров объекта, архитектурной экспертизы, разработки  проекта,  изыскание  финансовых  средств,  поиск подрядчика. Ведь главное ещё только начинается.

                ПОСТОЯННЫЕ ХЛОПОТЫ

   Но больше всего забот, конечно, в Новокуйбышевске, на основном приходе. И касаются они не столько богослужебной, сколько хозяйственной, административной и организационной деятельности. Постоянно приходится решать массу проблем. Став настоятелем Свято-Серафимовского храма в июле 2003 года, пришлось погрузиться в них с головой. Казалось бы, храм давно построен. Слава Богу! Служи и никаких забот. Но оказалось, что никакие документы не оформлены, нет даже разрешения на строительство, а тем более на приём в эксплуатацию. А ведь это десятки различных справок и согласований. На это ушло восемь месяцев. Смонтировали пожарную сигнализацию, оборудовали вентиляцию, установили громоотводы с крестов, сделали перила у боковых входов, устранили многие недоделки. Но до сих пор, вот уже 4 года, оформляем землю и здание храма в собственность прихода.Колокольню перевели с электромеханического на ручной звон, что повысило качество звучания, улучшило его мелодичность, повысило красоту.
   Потом приобрели ещё три дополнительных колокола. Теперь у нас одна из лучших колоколен в епархии. В её звоннице 12 колоколов, не считая большого (Тарховского) трёхтонника, подвешенного отдельно на нижнем яру-се колокольни. Мы называем колокол Тарховским потому, что его заказал и пожертвовал нам В.А. Тархов, сделавший и много других пожертвований: автомобиль, иконостас, паникадила (большие люстры) и т.д. Одним из последних подарков Виктора Александровича явилось сооружение мозаичной иконы Серафима Саровского на внешней стороне алтарной стены. Помогают  приходу  также  А.П. Нефёдов,  В.И. Кролевецкий, Г.И. Бурганов, В.Н. Фомин и, конечно, С.С. Михайлов, который строит дом притча во дворе храма прямо за алтарём. Здание храма требует постоянного внимания. В нём всегда что-то ремонтируется, или переделывается. Если раньше мы восторгались самим фактом его постройки, то теперь видим недостатки и строительные, и конструктивные, и архитектурные. Во-первых, для города храм слишком мал и тесен. Он переполнен не только в праздничные, но и в воскресные дни. Во-вторых, у него нет не только цокольного этажа, но даже подвала или хоть каких-нибудь подсобных помещений, поэтому во дворе до сих пор стоят вагончики и времянки. Строим один дом, но и его будет мало. Нужно расширять территорию. Не лишним было бы отвести под храмовый комплекс весь квартал до проспекта Победы и переулка Менделеева. В-третьих, конструкция крыши оказалось неудачной, система вентиляции неэффективной. Да разве всё перечислишь...

                ***

   Иногда меня спрашивают, почему я стал священником? Неужели на самом деле верю в Бога? Или у меня зарплата увеличилась, или отпуск стал длиннее? И когда слышат в ответ, что зарплата стала меньше, чем на прежней работе, а отпусков вообще практически не бывает, то искренне удивляются и не понимают: "Тогда почему же?!", тем более, что с предыдущей должности не выгнали, а даже наоборот, никак не хотели отпускать. Я не знаю, как отвечать на эти вопросы. Да и можно ли объяснить это тем, кто, кроме материальной выгоды, ничего не понимает? Христос сказал, что Его Царство – не от мира сего. Священник – это служитель Христов. Священство – это служение Истине, это не просто другой этап в жизни, это совершенно другая жизнь. Описать эту другую жизнь в нескольких словах невозможно. Даже на нескольких страницах этой книги вряд ли. Потребуется отдельная книга. Нужна ли она? Время покажет. Всё может быть, если живы будем и Богу будет угодно.

               


Рецензии
Сергей Александрович, здравствуйте. Мне приятны мои давние знакомства с Вами. Можно сказать даже нашей давней дружбе со времен вашей работы партийным идеологом Нефтегорского РК КПСС я искренне рад. Имя и фамилию первого секретаря назвать в своем очерке вы почему-то не решились Я его назову. Ильин Алексей Михайлович, который этого заслуживает святостью души своей. Но хотя, да, он и является атеистом всю свою сознательную жизнь. Как впрочем и я, который тоже не фанатик в религии,а душой ее с детства уважаю и понимаю. И со слов моей бабушки Маши, глубоко верующей, ее полезность для всего человечества ценю. Поэтому к услугам и традициям вашей церкви, лично к вам, как к разумному священнику, прибегаю. Вы знаете чего я имею ввиду. Наше венчание с моей уважаемой женой Раисой Васильевной. Она была вами проведена по нашей великой просьбе. Так как в г. Новокуйбышевск проживают наши родственники, это мероприятие было нам с руки. Мы вас благодарим, желаем дальнейших творений в пользу веры и духовенства, и поздравляем с днем вашего рождения. И всё же просил бы еще однажды вас. В чем именно; познакомиться с зуевским служителем церковного прихода Отцом Борисом, священником нашим Борисом Михайловичем Хаустовым. Вникнуть с желанием в его проблемы по осуществлению его мечты, как когда-то и вашей, строительства церкви в нашем селе. Так как в этом плане у вас есть огромный опыт, связи, спонсоры и т. д. А мои селяне вашу доброту никогда бы не забыли, молитвами бы отблагодарили. Да и я лично вас бы по своему отблагодарил, хотя бы, как человек книги выпускающий. Как наш общий друг и коллега по перу Александр Станиславович Малиновский, ушедший в мир иной, к сожалению...

Иван Меженин   13.01.2022 22:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.