012 Первая фитна
Сразу после кончины в 632 г. пророка Мухаммеда ансары (помощники пророка) избрали на шуре (совете) халифа — заместителя пророка. Он сосредоточил в своих руках власть светскую (эмират) и власть духовную (имамат). Первым халифом стал тесть пророка Абу-Бакр. Тогда же государство, сложившееся в ходе арабских завоеваний, получило название Праведный халифат.
Абу Бакр и его преемник, второй тесть пророка халиф Омар I продолжили завоевания, но хранили мир среди правоверных, не допуская расхищения общественного достояния. В ноябре 644 г. доведённый до отчаяния притеснениями хозяина раб-христианин Абу Лулуа смертельно ранил халифа Омара.
Третьим халифом был избран зять пророка — Осман ибн Аффан из рода Омейядов. Вместо того, чтобы продолжить политику предыдущих халифов, Осман раздал все высшие должности в государстве своим родственникам. Далее он учредил единое собрание коранических откровений и повелел сжечь все варианты, расходившиеся с его версией. Эту реформу отказались принять некоторые влиятельные чтецы Корана.
В окружении халифа сложилась оппозиция — шииты (т.е. «группировка», «партия»). Шииты утверждали, что духовным главой (имамом) и политическим главой (эмиром) следовало считать только двоюродного брата и зятя пророка Али ибн Абу Талиба (муж его дочери Фатимы), а наследовать трон халифа могли исключительно потомки Фатимы. В противовес шиитам тогда же сложилась группировка суннитов (т.е. «следующие священному преданию — суннам»)— верующих, утверждавших, что имама и эмира должна избирать вся община. Исторически суннитов численно всегда больше шиитов.
В 656 г. в Медину под предлогом хаджа одновременно прибыли отряды воинов-шиитов из Египта и Ирака. Среди них был сын первого халифа Мухаммад ибн Абу Бакр. Гости потребовали от Османа смены поставленных им наместников. С ними не раз встречался и уговаривал вернуться к местам службы Али ибн Абу Талиб. Он от имени халифа обещал, что требование их будет исполнено. Паломники согласились уйти. Однако на обратном пути они перехватили гонца, который вёз приказ наместникам казнить главарей бунтовщиков. Написал его племянник халифа Омейяд Мерван, но ярость обманутых обратилась на Османа. Они вернулись в Медину. Али ибн Абу Талиб, узнав о приказе, отказался оправдывать халифа. Не пожелали защитить его и другие мединцы. Охраны у Османа не было — в те времена власть халифа держалась на его авторитете. 20 июня 656 г. бунтовщики ворвались в покои старца, и Мухаммад ибн Абу Бакр зарубил его.
Сунниты утверждают, будто незадолго до смерти пророк Мухаммед просил Османа, чтобы тот защитил общину от фитны, которая непременно может вспыхнуть. Когда пришли убивать халифа, тот сказал: «Я не стану первым из преемников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), пролившим кровь мусульман». И его с лёгкостью убили.
Правда, есть иная трактовка событий. Говорят, будто убийц послал в Медину проповедник Абдуллах ибн Саба. Сам он был иудеем, принял ислам, но, став проповедником, трактовал учение Мухаммеда согласно Торе. Ибн Саба был убеждённым приверженцем Али ибн Абу Талиба.
В 656 г. шура наконец-то избрала халифом Али. Нового заместителя пророка признал весь Правоверный халифат за исключением мусульман Сирии и Палестины. Там наместником был Муавия ибн Абу Суфьян из семьи Омейядов, сын многолетнего сопернкиа пророка Мухаммеда — Абу Суфьяна.
Любимая жена Мухаммеда Аиша была возмущена убийством халифа правоверных Османа и поддалась уговорам многочисленных Омейядов — своих родичей и соратников её покойного мужа. Все они, и прежде всех Муавия потребовали от халифа покарать убийц его предшественника. Однако Али сослался на то, что Осман убит за обман правоверных и скверное правление не по Корану. Он отказался наказать бунтовщиков.
Поскольку мединцы были недовольны таким решением, Али с верными ему, как четвёртому халифу верующими предпочёл перебраться в Ирак. Своей столицей он сделал город Куфу.
Противники такой снисходительности Али к убийцам Османа, но признававшие его четвёртым халифом (в их числе Аиша), решили обосноваться в Мекке.
Третьим центром раскола стал Дамаск. В конце августа 656 г. там выставили в мечети окровавленную одежду Османа, и Муавия объявил о не признании Али четвёртым халифом. Так началась первая фитна.
Вожди всех трёх группировок собрали собственное войско. Рядовые правоверные поначалу не желали воевать друг с другом и подчинялись вождям нехотя. Но постепенно, по мере накопления обид и под влиянием проповедей и уговоров оголтелых противников раскололось и население: правоверные возненавидели друг друга.
В конце ноября 656 г. воинство соратников пророка напало на Басру, где проживали организаторы убийства Османа. Город захватили и казнили около шестисот подозреваемых. Но затем подошло войско Али, и в начале декабря 656 г. произошло первое большое сражение. Поскольку правоверные истребляли друг друга, бегая вокруг сидевшей на верблюде Аиши, эта бойня получила в истории название Верблюжья битва (или Битва верблюда). Победу одержал халиф Али. Погибли около десяти тысяч человек, в их числе все оппозиционные друзья пророка. Аишу и ещё сорок переодетых мужчинами женщин её свиты никто пальцем не тронул, всех взяли в плен. Почти сразу состоялось примирение жены пророка с халифом Али, по причине чего шииты относятся к Аише скверно, в отличие от суннитов.
После Верблюжьей битвы Муавия Омейяд в Дамаске оказался в затруднительном положении. Ему пришлось выступать против халифа в одиночестве. И всё-таки враги сошлись в генеральном сражении при Сиффине. Оно оказалось затяжным, то и дело прерывалось переговорами и, начавшись в середине мая 657 г., закончилось только в самом конце июля. Пик сражения пришёлся на 19 — 29 июля. В эти дни правоверные с ненавистью истребляли друг друга, причём нередко бились брат с братом, отец с сыном. И каждый полагал себя правым, а врага — предателем. Под конец воинство Али стало брать верх. Тогда бойцы Муавии прикрепили к концам копий свитки Корана, что означало предложение мира. Али хотел продолжить сражение, но измотанные воины против его воли стали уходить с поля боя. Халиф скрепя сердце согласился на переговоры. Они закончились перемирием.
____________________________
* Сиффин — местность близ сирийского города Ракка, на правом берегу Евфрата.
Часть сторонников Али, примерно двенадцать тысяч человек, сплошь беднота, были возмущены таким исходом. Они покинули основное войско и ушли в Басру, где образовали первую в истории исламскую секту — хариджиты («отступники», «мятежники»), предтечи знаменитых террористов хашашинов Старца горы. Хариджиты требовали выбора халифа всеми мусульманами, а не только сподвижниками пророка, равного раздела военных трофеев и общего владения землёй. Мусульманская верхушка осудила хариджитов, их стали повсеместно истреблять. Против смутьянов было направлено войско таких же бедняков. 17 июля 658 г. в Нахраванской битве почти все хариджиты были перебиты.
Всеобщее недовольство халифом помогло Муавии перейти в наступление. Уже в 658 г. его воины завоевали Египет, где был схвачен и казнён поставленный Али наместник, он же убийца Османа — Мухаммад ибн Абу Бакр. А в июле 659 г., когда Муавия находился в Иерусалиме, его провозгласили халифом.
Двоевластие продолжалось не долго. Спасшиеся хариджиты решили разделаться с обоими халифами. В январе 661 г. они убили халифа Али, покушались и на Муавию, но неудачно — его только ранили. Сторонники погибшего Али спешно избрали халифом его сына Хасана ибн Али, но тот продержался всего несколько месяцев. По неизвестным причинам против него взбунтовалось собственное войско, и Хасан вынужденно подписал с Муавией договор, по которому становился лишь наследником халифа. Он удалился в Медину, где был предположительно отравлен в 669 г. Шииты полагают Хасана вторым имамом, т.е. святым.
Тем временем весь Правоверный халифат признал Муавию из рода Омейядов пятым халифом. С этого времени страна стала называться Омейядский халифат. Столицу государства перенесли в сирийский Дамаск. Образование Омейядского халифата с его монархическим правлением положило конец выборности халифа, а вместе с этим были утрачены как единая община правоверных, так и всеобщее равенство её членов.
Уже в годы второй фитны (680 — 692 гг.) окончательно сформировались два противоборствующих течения в исламе. Шииты — почитатели четвёртого халифа Али. Сунниты — почитатели первых трёх халифов и пятого — Муавии Омейяда.
Свидетельство о публикации №221071800545