Изгнанные

 Динка проснулась от ощущения, что кто- то смотрит на неё.На кровати напротив сидела мама.Резко рванув вперёд , Динка медленно сползла вниз.Тошнота подступила к горлу.Как рыба открыв рот и вдохнув в себя глоток воздуха, она улыбнулась маме.
-Как ты сама села? А я вот сидя уснула.
-Замучила я тебя.Все никак не уйду- тихо сказала мама.
- Мам, ты о чем?Мы без тебя жить не сможем.
-А кто огород будет сажать? Ты сидеть, а я сажать.
Зная,как важна для мамы пережившей голод,огородная тема, Динка пыталась взбодрить ее .Мама тяжело вздохнув , покачала головой.
-Нелегкая у меня была жизнь.Не думала , что доживу до таких лет.Я в 1943 году осталась с братом без родителей. Ты слышала, что бабушка сидела?
За то, что к ним с братом зашёл в гости один карачаевец. Кады
А он сотрудничал вроде бы с немцами, которые уже окулировали тогда нашу территорию.Сосед написал донос. Бабушку в Коми на четыре года за то, что чай налила, а ее брата на двенадцать лет.Мой папа работал ответственным секретарем Нарсаны( Кисловодск) Это был центр Карачая.( Горская республика)
Его двоюродный брат сбежал в Америку и дедушку твоего посадили как врага народа.
Это было в 1932- 33 годах.Бабушка обивала все пороги чиновников. Но все вопросы тогда решал Михаил Суслов-С 1931 года управляющий объединённым госпартконтролем.
Он обещал бабушке разобраться. Но случилось непоправимое- дедушку нашли
повешенным на кухонных полотенцах.Бабушке даже не отдали труп папы и мы так и не
узнали где он похоронен.Суслов способствовал и тому, что в 1943 нас выслали в Казахстан. Он сам сбежал тогда бросив управление Ворошиловском( Ставрополь) а все свалил на предательство карачаевцев.Берия назвал нас , возможными врагами,Ночью солдаты врывались в дома, без всяких объяснений выгоняли нас на улицу. Давали два часа и разрешали взять самое необходимое. Около 53тысячи солдат на 68 тыс высланных.Нас загрузили в машины, потом загнали как скот в товарные вагоны. Было уже холодно. Щели, грязь.Вот представляешь- бабушка в тюрьме, папа ни за что повешен, мне тринадцать, Марату- десять. Он был тогда у родственников в селе Терезе. А я была в абазинском селе Красный Восток.Нас не должны были выселять, так как мы абазины по папе. Меня взяв за руку сдала солдатам тетя. Марата усадили в вагон другие родственники.В разных вагонах, отправленные в неизвестность. Но нам Потом по прибытию я запрыгивала на подножку поезда и искала его в Казахстане по станциям.Его приютила казахская семья. Он им скот пас за это.Когда мы ехали в товарняках  я слышала, что нас хотят сбросить в реку. Стояли два дня, но потом поехали.Как передать ту боль, которую мы испытали?Она на всю жизнь огромной раной на душе осталась.И страх.
Те кто оттуда вернулся- боялись вообще об этом говорить.Я не могу сказать сколько дней мыехали. Все смешалось- день, ночь..Спали полу- сидя. Вагоны были забиты. В углу стояло ведро для нужды.Одна женщина родила в вагоне.Кто-то умирал от голода. у кого- то сердце останавливалось.Трупы выкидывали на ходу. Редко кому удавалось на стоянках успеть похоронить родных.Даже не знаю имена тех, благодаря которым выжила в дороге.Человек может многое вынести. Только за что Бог послал столько испытаний- никто не знал.По прибытию в Казахстан нас разобрали по домам. У одних карачаевцев умер отец и семилетний мальчик помыл труп отца и с матерью закопал его.Мы боялись говорить на своём языке. За нами следил комендант.За папу твоего я вышла, когда он вернулся с войны раненный. Меня выдали. Ему 44 года , мне 14. У него сын умер от голода маленький. а жена на войне.
Вот так и выжили.
Динка села на колени перед мамой.
-У тебя есть мы! Пятеро твоих детей! Ты лучшая мама на свете!!!!
Мама взяла ее руку и поцеловала.
- Спасибо тебе за все!
Динка не сдержав слёзы побежала в ванную.Две последние недели просто вымотали ее. Сердце ныло не переставая. От безисходности.Врачи поставили страшный диагноз. Он звучал как приговор- Рак.Мама прощалась и уходила, нелюбовь к детям возвращала ее обратно.В критические минуты Динка наклонялась над ней и кричала-
- Мама! Только не уходи!
Вокруг маминой кровати стояли ее еще четверо детей. Седые, бессильные перед старостью.Все ветки одного дерева, которое скрепя сейчас падало на землю.
Ухаживая за мамой Динка как никогда стала задумываться о своей старости. Назвать свою жизнь легкой она не могла. С детства с мамой работала на птицефабрике и штамповала яйца.Эти деревянные ящики со стружкой она запомнила на всю жизнь.Шум , аммиак и длинные ряды клеток из которых выглядывали куры. Потом Динка научилась вязать ажурные платки и свитера и продавала их на местном базаре. И все деньги отдавала маме.Базар был на другом конце села и она успевала в обед прибежать домой,постирать, отбелить ещё партию платков и опять вернуться на базар. Ела на ходу и однажды прямо на улице упала в обморок. Это были ее Динкины картинки из детства. Обижалась ли она на маму? Нет.Что могла дать ей она, кроме своей любви?Динка видела как тяжело маме .Папа был уже старенький.Инициатива вернуться на Кавказ была бабушкиной.Но кто ждал высланных здесь?Никто не вернул отобранных домов, вещей, земли. Опять- выживание. Мама была обреченна на испытания, она не знала другой жизни.
Кто распределяет там в небесной канцелярии это счастье? Одним сполна, а другим-трудности.Мамин сценарий жизни был написан чужим дядей.
Динка до сих пор помнит треск дров в железной буржуйке. Но даже в таких условиях Мама умудрялась одеть их и накормить.

-Дина!Я лечь хочу!
Динка обняла худое тело мамы. Под рукой хрустели кости.
Она подняла глаза к Нему!
- Все в твоих руках!
Только не забирай маму!


Рецензии