Универсум Запрета и другие универсумы Игры
В таких процедурах вопрос об истинности или ложности тех или иных предположений и утверждений не ставится вовсе.
Я приведу простой и лично мне совершенно очевидный пример:
Что бы не сказала Женщина, не спорь с ней!
То есть безразлично, что она утверждает. Процедура простая: не спорь!
Вот этот прямой и ясный Запрет и спасает практические бытовые ситуации.
Это не абсолют, не идеальное положение.
Это чисто практический житейский совет.
В быту мужчина как правило – слабейшая сторона в споре, и нет смысла тратить энергию на выяснение этого прискорбного факта.
Этот «совет» относится к разряду ситуаций, описываемых в таких выражениях:
«как бы ни поступил, всё равно будешь жалеть об этом!»
Так вот: споря с женщиной к сожалению «об этом» добавится еще и сожаление о том, что стал спорить. А так пожалеешь только «об этом»! то есть одним сожалением меньше!
К чему это мы?
Ах, да!
Есть целый класс объектов внешнего мира, которые не являются ни предметами, ни событиями, ни восприятиями… они абстрактны!
Например: точка, линия, прямая, угол, окружность, уравнение, масса, вес, сила, скорость…
Всё это высокие абстракции весьма удалённые от жизненного опыта человека.
Например «смерть». Для нас, пока мы живём, смерть – чистая абстракция. И нет такого опыта – опыта смерти. Если пережил – то это была еще не смерть. А так. откуда ему взяться?
Человек отличается от животных тем, что он абстракции высокого уровня использует в чисто практических целях. Планирует, проектирует, теоретизирует. И на основе этой внутренней работы с абстракциями принимает конкретные «решения».
Вот для чего в российских гимназиях изучали латынь и древнегреческий языки?
Прекрасное освещение этого вопроса дал наш великий педагог.
Мёртвые семантические площадки позволяли ставить учащемуся дисциплину мышления!
На таком тренинге будущий чиновник учился высоко и строго дисциплинированно мыслить!
В своё время мы пришли к выводу, что именно постановка дисциплины мышления – основная цель изучения шахмат!
То есть изучая шахматный материал ребенок на нём во много раз быстрее учится избегать логических ошибок!
И здесь очень важно понять: на шахматных упражнениях ребёнок достигает такого же результата, как и на изучении латыни и древнегреческого языка, но… в десятки и сотни раз быстрее!
При этом он сразу учится работать с абстракциями чрезвычайно высокого уровня: с универсалиями, которые мы именуем для себя универсумами.
В теории изобретательства есть весьма ценный совет: если работаете над новой идеей, избегайте употребления известных вам терминов. Вместо слов «мотор», «шестерёнка», «коммутатор» и т.д. употребляйте слова абстрактные: «штуковина», «бяка», «непридумка» и тому подобные. Тогда Вы сами себе не создадите лишних проблем в разработке нового содержания.
Ребёнок, научившийся работать с абсолютно абстрактными понятиями в шахматном материале, в школе уже легко переваривает объёмы универсалий в математическом, физическом, химическом ряду. Он уже научился в своей голове самостоятельно обрабатывать комбинации определений, игры соподчинений и переподчинений. Он уже понимает, что для решения любой задачи необходимо работать и – что очень важно – уже имеет позитивный опыт такой работы!
И палочкой-выручалочкой на первых этапах освоения этого умения работать головой как раз и выступает универсум Запрета.
Основанием для запрета в большинстве случаев служит развёртка: «нет смысла».
Мы уходим от многих вопросов потому, что нет смысла тратить на них время, по крайней мере тебе, здесь и сейчас.
В дальнейшем ты можешь заниматься всем, что угодно твоей душе, если только это не вредит другим людям и вообще порядку во Вселенной. А пока мы просто вводим понятие «запрета» и таким образом сокращаем время на объяснения. Нельзя, потому что прямо запрещено. Без выяснения.
Именно работа с чистыми высокими абстракциями в условиях принятия системы Запрета и позволяет нам решать наши скромные педагогические задачи в локальном пространстве-времени.
Именно так и построены наши автобусные остановки.
У тебя две-три минутки.
Ты можешь смотреть на мир вокруг.
А можешь рассматривать вот эти картинки.
И если ты на них смотришь и о них сам себе что-то думаешь, ты невольно уже учишься играть в шахматы, мой волшебный, мой сказочный ребёнок!!!
Свидетельство о публикации №221071800571