Ехали казаки со службы домой

На каникулах после 8 класса я была в деревне. Младший брат Юра размахивал тугим ивовым прутиком, имитируя удары шашкой,пел любимую песню  прадедушки Романа:
     -Ехали казаки со службы          домой,
      На плечах погоны, на грудях кресты…- выводил тоненьким  детским голоском. Дальше куплет повторялся снова и снова.  А что там было дальше, ему ,да и мне   тогда тоже, было неинтересно. Ехали и ехали…
А недавно сын говорит мне:
- А ты знаешь слова этой песни , мама, ты ее слышала полностью? 
- Да нет, знаю, что старинная казачья песня…
- А ты почитай…
И вот текст этой песни:
Ехали казаки со службы домой,
На плечах погоны, на грудях кресты.
Едут по дороге- родитель стоит:
-Здорово, папаша,
-Здорово, сынок!
-Расскажи, сыночек, как служба прошла?
-Служба , слава Богу, хорошо прошла
-Расскажи, папаша, как дома семья?
-Семья , слава Богу, прибавилася…
Сын отцу ни слова, вскочил на коня,
Подъезжает к дому родительскому…
Мать сына встречает с иконой святой,
А сестра встречает с горючей слезой..
А жена встречает с великой виной
Закипело сердце в казацкой груди,
Засверкала сабля в могучей руке,
Слетела головка с неверной жены…
Забежал во спальню: дитя все в меня!
-Что же я наделал, что я начудил?!
Женку я зарезал, сам себя сгубил…
Маленьку малютку сиротой наградил…
Я отдам малютку в воспитательный дом, пусть кормят малютку парным молоком…

Есть еще другой вариант песни, с другой концовкой:

Подъезжает к дому, стоит мать и жена,
Мать стоит с улыбочкой, а жененька в слезах.
Мать сыночка просит:
-Прости, сын, жену.
-Тебя, мать, прощаю, жененьку никогда.
Закипело сердце во казачьей груди,
Засверкала шашечка во правой руке…
Скатилась головушка с неверной жены.
-Ох, Боже мой, Боже мой!
А чего ж я наробил,
Жену я зарезал,
Сам себя я погубил,
Малую малюточку на весь век осиротил
Жену похоронят, а меня закуют
Малую малюточку в чужи руки отдадут,
Все мое именьице с акциона продадут…

 Да, скажем прямо, совсем не детская песня… Вот такие они, « служивские» казачьи песни, песни, которые пели только мужчины…  И   не просто они ехали…


Рецензии