Русские духом часть 2 гл 4

4.
Семен не ожидал такой подставы. Уж лучше влепили выговор, чем объявили женихом. Поступил, как полагает дворянину, благородно. Играя жизнью, ринулся спасать из плена красавицу. Тем самым снискал уважение не только среди офицеров, но и лихих казаков. Не каждый рискнет положением в обществе.
- Да, бл...ь, на кой черт мне слава героя-любовника? - горячился поручик, когда они с Матвейкой остались наедине.
Денщик отвернулся, пряча озорную улыбку на конопатом лице. Кончик носа успел обгореть и блестит от подсолнечного масла. Густая шевелюра напоминает коротко стриженный горшок. Нательная рубаха из обыкновенного хлопка заляпана жирными пятнами. Рукава закатаны. Пуговица у такого наряда только одна. Больше напоминает просторную футболку, только с рукавами и воротником. В 21 веке, на небольшой промежуток, эта одежда вновь появилась в моде.
- Аз есмь серьезный мужчина, а не какой-нибудь волокита за юбками, - жаловался Петрович.
- Да, протупили, вы, - укорил дружок. - Ни к чему было за девкой безродной лезть! Батюшка узнает, останется недовольным.
- А откуда он узнает? - вскинулся Семен. - Где мы, а где губерния?
В глубине души молодые люди импонировали кроткой Ирине, с мягким чутким голосом и нежными чертами лица. Правда, настоящая русская красавица четка дала понять, что желает связать свою жизнь с монашеством.
- Не разумею я этого! - сложил руки на груди Матвейка. - Променять шикарную жизнь на унылую келью?
- Пустой ты, не человек…
- Как?! Вот, - денщик указал на чело и лоб. - Не дурак, чай понимаю: живем лишь раз.
- Ты ошибаешься. Душа бессмертна! Когда покидает тело, находит новое.
Похожие диспуты за веру, любовь, истинный смысл жизни — не редкость в офицерских кругах. Философия позиции добра и зла занимали ключевое место, когда дело касалось чести. Только в советской пропаганде белые тупо глушат водку в кабаках и смотрят на балерин, задирающих стройные ножки. Дворяне — самые образованные люди прошлой сгинувшей эпохи. Что мы о ней знаем? С мнением Великой Империи считались в Риме и на Востоке. Соседи просили покровительства. Иностранцы — специалисты стремились в Россию, а не бежали из нее.
Главной новостью был спешный выезд полковника Ковалевского в сторону Вана. Молодой артиллерист понятия не имел: где это? Что вообще такое? Покивал головой с умным видом. Какой-то очередной распад, с выходом в ущелье цветущей долины. Здесь, не на самой вершине, таких встречается множество.
Достаточно посмотреть современные поездки путешественников по убитой дороге, заросшей травой и обсыпанной битыми булыжниками. Пожалуй, все сохранилось еще с 19 века. Во время Первой мировой ремонтом заниматься некогда. Смута и падение Гиганта надолго, если не навсегда, остановили возрождение. Некогда дружный материк разделился на множество стран.
- Эй, - крикнул караульный на стене дневальному на воротах. - Принимай гостей! Подкрепление прибыло…
Свободные от дежурства, офицеры неохотно выбрались из пустующих казарм. Начало июня уже на удивление жаркое. Во всю цветут персики. Зеленеют яблоки и краснеют вишни. В средней полосе России запросто выращивали ананасы. Применяли тепличный метод.
Пехоту, с новенькими орудиями и запасом продовольствия возглавлял Григорий Пацевич — полковник из Полтавы. Успел повоевать в Чечне и Дагестане. Впрочем, капитан Штоквич и Викентий Ковалевский в штабе не сидели. Федор Эдуардович — он же комендант получил весточку о пополнении. Безусловно, батальон не лишний.
Приезд старшего по званию вызывал у усача Штоквича неприязнь. Викентий не лез в дела города и больше выслеживал неприятеля на кордонах. Лихой кавалерист объезжал дальние хутора. Пропадал на охоте с ханом Нахичеванским. Последний, вместе с молодчиками, стаскивал во дворец все ценное. Исторический замок достался в наследство от бежавшего турецкого поданного.
- Что, солдаты, много «верных» набили? Хе-хе, - снисходительно посмеивался Григорий Михайлович, играя роль отца-командира.
Ни для кого не секрет о разделении Церкви на католическую и православную. Однако, забывают: ислам принадлежит к этой же ветви. Соборы с полумесяцами на, так называемой Святой Руси, возводились. Коран не отрицает деяния Христа. То есть корень у религии всегда был один, как и Мир. Воссоздать нечто похожее пытаются современные крупные корпорации, управляемые богачами. Основное «богатство» вовсе не в печатных бумажках, а в умении управлять отравленным сознанием людей, навязывая свою волю.
Лукавые с прищуром глаза не вызывали у Штоквича особого доверия. Пожалуй, старше его на несколько лет, но шевелюра еще густая. Благообразная прическа с пробором на бок и ухоженная борода. На груди красуются два ордена Святой Анны. Блестят новенькие погоны, чтобы сразу показать: кто здесь главный.
- Вот, - протянул запечатанный конвертик полковник. - Предписание из штаба. Комиссия направила проверить: на сколько хорошо закрепились. Ничего, со мною в обороне не забалуете! Прохлаждаться и бездельничать не дам…
Пацевич увел капитана в сторону, делая доверительное лицо.
- Я — человек новый, но беспорядка на вверенном фронте не потерплю, - увещевал величественным барским голосом.
Штабным «крысам» хорошо рассуждать о продвижении войск. На деле не все карты, с указанными маршрутами, оказываются точными. Неприятель не стоит на месте и совершает вылазки. Амуниция, продовольствие и снаряды поступают с запозданием. Спрашивается: на кой корпусу понадобилось лазить по горам. Гораздо проще доехать по железной дороге до ближайшего порта. Но профессора-историки, разумеется, лучше разбираются в военных баталиях.
- В генералитет поступила жалоба о произволе хана Нахичеванского, - продолжал давить Григорий Михайлович. - Хочется лично взглянуть на бандитский притон.
Опытный комендант уловил по хитрым искоркам в глазах, что поведение наигранное. Просто хочет запустить загребущую руку в трофеи. К сожалению, соблазн воспользоваться служебным положением всегда велик. Особенно, когда нет сильной централизованной власти. Например, Грибоедов доводит инспекцию до абсурда. Его герои, наверняка, встречались в реальной жизни.
Пацевич заложил руки за спину, величественно прохаживаясь. Не хотел признавать: для него эта поездка оказалась нежелательной ссылкой. Языком болтать — не лопатой кидать. Такие люди обычно любят казаться лучше, чем являются. Для сопровождения попросил выделить одного из офицеров, лучше артиллериста.
- Кавалерия нам без надобности, - выдавил ироничный смешок.
Эдуардовичу не хотелось отвлекать старший командный состав от повседневных забот. Дежурства на батареях распределены по сменам. То есть в любой момент готовы отразить стремительную атаку или наступление под покровом ночи, что более в духе горцев. Лезть под картечь, в открытую, очень глупо. Тут-то Штоквич вспомнил о юном герое. Выпускник училища не станет артачится и отнекиваться. Недавно изучал позиции арт-подготовки, как положено новобранцу.
- Но, почему я? - заныл Семен, пытаясь подобрать весомую причину. - Мне же завтра на дежурство!
- Ничего страшного, - капитан положил руку на плечо. - Михаил вас подменит. Старшему по званию нужен толковый адъютант и нет лучшей кандидатуры, чем вы…
Не поскупился на откровенную лесть и «мальчишка» просиял. Заалели щеки, словно маков цвет. Зрелый мужчина невольно позавидовал горячей поре, когда не ноют старые раны, не болят суставы, а пылкому сердцу хочется любви.
- Ну-с, молодой человек, рассказывайте расстановку сил, - одобрил полковник. - На какой батарее служите-с? Где, по вашему, лучше всего держать позиции?
Спрашивал, скорее, вежливым тоном учителя, чем нетерпеливый командир. «В общении предельно вежлив и обходителен» - заметил для себя поручик. Охотно поведал о дворце, расположенном на противоположном холме. Комплекс представляет великолепную цитадель. Стены из блоков. Похож на типичные, вроде, турецкие постройки.
- Думаю, возвели их до распада Империи, - заметил Пацевич.
- Греческой? - Семен преданно пристроился сбоку, напоминая со стороны доносчика.
- Да, при чем здесь «греки»? - проворчал недовольно пожилой. - Материк когда-то был единым. Города с величественными башнями, сады цвели повсюду. А этот комплекс — всего лишь сохранившиеся останки. Вот, ты, был в Париже?
- Никак нет, - обиженно заикался поручик.
- А там канализация, каналы, как в любом старом городе. Например, Петербурге, с фонтанами и набережными или Берлине. Уровень воды поднялся и все затопило!
 
            


Рецензии