Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 130

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



ВЫХОД К ОЗЕРУ - МЕЧТА ВЛАДЕЛЬЦА

Князь Головчинский «перешагнул» рубеж средних веков, его потомки расстались с Завидичами в 1608 году. Он был последним титульным собственником на Лепельском побережье.

Как Головчинский приобрел Завидичи, неизвестно. Похоже, произошло это вследствие наследственных корней. Предшественником князя был Одинцевич, общая родословная которых основывается на истории приднепровского княжества.

Бывшее удельное княжество – Друцкое – лежало восточнее Лепеля, на притоке Днепра, входя в состав единой Полоцкой земли. Но удел терял свой вес под напором капиталистической волны. После бегства некоторых владетелей Друцка в Москву регион оказался в «подвешенном» состоянии, и князья искали покровительство в городе на Двине.

Сразу скажем, что один из представителей Друцких занимал пост наместника в Полоцке еще в 1407 году. Вторая половина XVI века засвидетельствовала интерес бывших удельных князей к лепельскому берегу. Вот что отмечали обследователи, составляя «Писцовую книгу» для Иоанна Грозного: «В той же волости (Лепельской, - авт.) сельцо Завидичи… что было князя Ондрея Одинцовича».

«Ондрей» - это князь Андрей, сын Семена – того самого, которому король Сигизмунд пообещал вернуть Друцк и дал надежду на Лубошанское староство «после Немировича».

Андрей, в отличие от отца, занимал скромное положение в Великом княжестве Литовском, звезд с неба не хватал. Он был в то время городничим в Минске, памятуя славное прошлое Друцка и надеясь снова обрести величие. Он преданно служил новой, королевской, власти, содействуя объединительному процессу под эгидой Короны. Похоже, он осознавал важность перспективной задачи: контролировать всю водную «дорогу» - от Балтики до Черного моря, и участвовал в посольской делегации к крымскому хану Девлет-Гирею, которая состоялась незадолго до Ливонской войны, в 1555 году.   

Одинцевичи в то время обосновались на центральноевропейском озере, и могли наблюдать рост панской заинтересованности к торговым маршрутам. Как они обрели права на часть Лепельского берега, достаточно ясно и определенно высказалась «Полоцкая ревизия 1552 года».

В ней отбражены все владельцы, приписанные к городу на Двине, но Лепеля не найдем. Считается, что он занимал особое территориальное положение, подчиняясь виленской духовной знати.

Но Одинцевичи названы, и вот почему. Часть лепельского берега – восточного, с центром в Завидичах, входила в состав структуры, которой распоряжался Полоцк. Такой структурой был Черсвятский двор.

Какова его история, точно не известно, но все признаки указывают на религиозную предназначенность: там, на Ушачских озерах, обнаружены скиты богомольцев, которые освящали древнейший водный путь. А польский Словник, не вдаваясь в исторический экскурс, "обмолвился" единственной фразой: когда-то Черсвяты были собственностью "арцибискупов полоцких".

Период, который мы рассматриваем, был уже другим. Влияние Короны, прагматизм, свойственный капиталистическому образу жизни, изменил край. С созданием воеводств предназначеность обрела другой характер. Воеводе и его окружению понадобился прокорм, и Черсвятский округ обрел черты «поставщика услуг».

В ревизии 1552 года черным по белому написано, что и сколько должен был двор поставить воеводе, его наместникам, тивунам, войтам и сторожам – всех не перечислишь. «А сумма всех доходов…, - писал в заключение ревизор, - прыходит его милости», то есть королю.

Добывали доход, конечно же, крестьяне, землями которых распоряжались «слуги путные» - бояре. Они же покупали и продавали участки.

После реформы, осуществленной в Великом княжестве Литовском, князья уже не располагали единоличным правом на уделы, и приобретали землю одинаково со всеми. Так князь Семен Одинцевич купил Завидичи у «сына Хрущова Васко». Кто это такой? Полоцкий мещанин, то есть житель Полоцка.

«Сын Хрущов» продал князю кусок лепельского берега. «Княгиня Семеновая» оборудовала там двор – «с пашнею», и держит «трынадцат человеков», - удостоверял ревизор.

А как Завидичи достались Хрущу?

Ответ на этот вопрос тоже ясен: «…Люди путные Заведичане продали земли свои мещанину полоцкому Хрущу…»

Денежная волна накатывала, вовлекая в оборот всех, невзирая на титулы и сословия. Земля уже рассматривалась как товар, и князья ничем не отличались от обычных коммерсантов, выкладывающих деньги за прибыльный кусок.

Видимо, факт княжеского участия в распределении земельного наследия очень примечательный, и ревизор, составляя отчет, акцентировал внимание - дважды об этом говорил, повторяя тезис, что Семен Одинцевич приобрел надел у «сына Хрущова Васко».

На чем же собирался заработать князь, жена которого оборудовала двор?

Похоже, потомки Рюриковичей с давних лет располагались в той области. Об этом говорит название в ревизии одного из местечек - Одинцевщызна, где «людей отчызных дымов девять…»

Область южного заречья, где «литовские люди город поставили», манила окружающих. Завидичи отделялись речной полосой - Уллой, но не это составляло главное достоинство прибрежного участка. 

Реформа сдвинула уклад жизни, и главным достижением целей становилось обогащение – извлечение прибыли за счет крестьянского труда.

Выход к Лепельскому озеру давал неоспоримые козыри.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): герб князей Головчинских.


18.07/21


Рецензии