Как дождик начинался... 5

Всем детям,
не имеющим настоящей – сельской – Родины,
посвящается...

Моей малой Родине -
деревне Дубок Сланцевского района Овсищенской волости, -
посвящается...

Моим дедушке и бабушке,
а, точнее, моим Ванечке и Любочке, -
посвящается...


КАК ДОЖДИК НАЧИНАЛСЯ...

Большой рассказ маленького человека.


ГЛАВКА ПЯТАЯ.

Кот Пират,
или Издалёка-издаля, где не кончится Земля.


...Я жду, и вся деревня ждёт-изнемогает. С завалинки решил перебрался в сени, на ступеньки – там темно, прохладно, ходить мешаю... Знаете, есть такой чудесный стишок про облака, правда он для малявочек, но мне нравится:

Облако за облаком
По небу гналось –
За облаком-лодкой
Облако-лось.

     Надо сказать, что, сдавая экзамен своей Когтевидной Учительнице, я совсем не смотрел наверх. Наоборот, почему-то мне легче было вспоминать параграф про облака опустив голову почти на колени и зажмурив глаза. С вами такое бывало?
     Вспомнив стишок, я наконец глянул на небо – а на нём те самые облачные лодки, лоси, собаки, телята и птицы стали, размываясь, всё быстрее и быстрее убегать-уплывать. Как будто трусливые. Как будто им страшно. Чего же они так испугались?  Ага! Вот оно что! Так я и думал! Так я и знал!..
     Издалёка-издаля, где не кончится Земля, прямо на меня угрожающе плыли те самые тучевые облака. Хотя какие же это облака, когда это самые что ни на есть настоящие... ТУЧИ!
     ТУЧИ!!! ТУЧИ!!! ТУЧИ!!!
     А это значит...
     Я закрыл глаза и решил ждать Дождик с закрытыми глазами. Во-первых, так легче – и веки  отдыхают, и я вместе с ними. А знали бы вы, ребята, как мы с ними устаём за целый летний день, ведь надо успеть всё (до завтра отложишь – пропадёт): и высмотреть в саду гнёзда докучливых дроздов-рябинников (с таким же успехом их можно было назвать и дрозды-малинники, и дрозды-вишенники, и дрозды-клубничники); и на спор попытаться, но, конечно, не разглядеть пассажиров не менее докучливых в летнюю пору самолётов; сосчитать всех-всех головастиков в пересыхающем пруду. Во-вторых, друзья мои, с закрытыми глазами жить интереснее. Сижу, значит, слушаю, представляю, как мой Друг Дождик идёт ко мне в гости. Сижу... Сижу...
     Та-а-к: листва на деревьях в саду и в осиновой роще за садом шелестеть начала. Всё сильнее, сильнее. Всё резвее, резвее. Как будто разом много-много голосов заговорило. Воздух вдруг стал таким свежим и чистым. Я никогда не был на море, но от Большой Воды, так, видно, и пахнет.
     Вдруг...  о мою ногу стал тереться явно мокрый соседский кот Пират. Его так прозвали, потому что он сам белый и с чёрным пятном вокруг одного глаза – кажется, будто пиратская повязка как результат боевой биографии. К тому же и повадки у него пиратские: к примеру, взять на абордаж наш стол в садовой беседке, вцепиться ни с того ни с сего мне в штанину, да так, что сразу хочется сдаться, или шкодливо косить из-за угла соседского дома своим чёрным пиратским глазом.
Вот я и думаю (а глаза не открываю): Пират мокрый, а это может значить только одно – шумят не листья. Точнее, листья, но шумят-то они от... ОТ ДОЖДЯ!!!
     И тут я резко открыл глаза. Первое, что увидел – наскрозь (так говорит моя бабушка)мокрого Пирата, который сидел рядом со мной на задних лапах как собака из сказки Андерсена «Огниво» : глаза у него были как два чайных блюдца. Смотрел он на меня в упор. Но от его хитрости и нахальства не осталось и следа.  Казалось, будто он хотел спросить у меня: «Ничего себе ничего, это дождик, что ли?! С весны его не помню». Испуганно-удивлённые глаза соседского кота сообщали мне одновременно о его капитуляции и даже (или мне почудилось?) о его желании завязать со мной дружбу, хотя бы на время Дождя.
     А Дождик вызрел – так вызрел. Полил, как из ведра, или даже как из бочки. Да-а-а, ну я и замечтался со своими закрытыми глазами! А Дождик-то – уже  не Дождик, а Дождь, даже целый Дождище! Как лупит, как лупит! Стена-стеной! Белый такой, важный такой. Не иначе как до нитки всё и вся промочить хочет.
     ...Ой, опять замечтался! Там же бочки, наверное, налились! Сейчас дело через край пойдёт, надо вёдрышки подставлять. И я, совершенно неожиданно для начинающего привыкать ко мне Пирата, сорвался с места. Вслед я услышал испуганно-огорчённое «Мя». «У», наверное, как и Пират, решило остаться в сенях.
     Так вот, Пират и буква «У» остались на крыльце. Не на кры;льце, а на крыльце;. А я бегу под Дождём по порядком вымоченной траве и скользю на виражах петляющей дворовой дорожки. Нет, не так. Давайте снова. А я бегу по порядком вымоченной траве и скольжу на виражах петляющей садовой дорожки. Вёдра забыл! Пока бегу – думаю: «В вёдро не бегут за вёдрами, а в дождь бегут! В вёдро бегут сразу за шлангом!» Глупость какая-то. А всё равно бегу и повторяю, бегу и повторяю... Даже рассмешил сам себя... Добегался – пролетел, скользя, мимо сарая.
- Стоп машина! – Скомандовал я сам себе.
- Есть «Стоп машина!» – ответит я сам себе.
- Полный назад! – скомандовал я сам себе.
- Есть «Полный назад!» – ответил мне мой же голос.
- Вёдра взять и под желобки подста-а-вить!
- Есть «Вёдра взять и под желобки подставить!»
     «Военная дисциплина» – сказал бы мой дедушка, «комсомольская закалка» – сказала бы бабушка.
     Ну всё, вёдра подставил. Но надолго ли их хватит? А где же бабушка с дедушкой? Покрутил головой, вижу – машут мне из летней кухни, мол, давай к нам, за какие такие награды наскрозь мокнешь. А я – герой из героев, и дождь мне не страшен! Да и как бояться того, кого ждёшь больше праздника!
     Всё это время за мной с недоумённым любопытством наблюдал мой новый друг Пират. Да. Мой новый друг. Пират. Я и сам не заметил, как перестал на него обижаться. Как говорят – кто старое помянет, тому глаз вон. А мне без глаза никак нельзя – высматривать всё надо, ребята, высматривать, особенно летом.
Пирату – ничего, на то он и пират, чтобы быть хотя бы без одного глаза.
Помните, как в той песне:

Через глаз – повязка,
Через череп – шрам.
Это не жизнь, а сказка,
Доложу я вам!
Добычу при победе
Мы делим пополам
Но только...
И только...

     Забыл, о чём там дальше, помню только – о девчонке какой-то. А их, девчонок то есть, я вниманием и комплиментами не жалую, если вы успели заметить.
Но вернёмся к моему новому другу.
     - Где же ты, Пират? Где ты, негодник?! – Эту фразу я произнёс, передразнивая соседку бабу Фросю, хозяйку Пирата, скрипя и кряхтя, даже зачем-то скрючился, как она, в пол-погибели и сделал вид, что поддерживаю подол халата, который у бабы Фроси всегда предательски путался под ногами (ведь роста она очень маленького). Мама мне рассказывала, что и в её детстве тётка Фрося ходила в своём длиннополом халате. Так сколько же лет твоей хозяке, а, Пират?..
     Я зачем-то начал считать – сколько. Да вспомнил, что ищу кота. (Видите, опять замечтался. Бабушка с дедушкой меня так и называет – «замечтательная личность».)
- Пиратка! Пиратушка-а-а!
В ответ тишина.
- Пиратушка-а-а!
     В ответ снова тишина. Нет, шум Дождя, конечно, – по листьям, по парнику с помидорами, баклажанами, огурцом-зозулей и базиликом, по прудику без рыб в глубине сада, в который уже успела набраться вода, по крыше, по завалинке, по жестяным листам, заботливо брошенным посреди двора и покорно ждущим своего часа, который у дедушки называется «А вдруг в хозяйстве пригодится?». Да-а-а. Ничего себе – тишина в ответ.
     Как бы то ни было, но кот мне не отвечал. И тогда я закричал что было сил:
- Пира-а-ту-у-у-у-ш-к-а-а-а-а-а!
- Мя-я-я-у-у-у???!!! – Услышал я в ответ на небезопасные эксперименты со своими голосовыми связками. Перевожу с кошачьего языка на человечий: «Не может быть! Я? Ты зовёшь... м-меня-у? Пиратушка – это же почти как Пират, только добрее и пушистее. Мррр-мяу-у-у».
     Бедный Пират! Вот оказывается, где собака была зарыта! (Каламбур, правда? Бедный – кот, а зарыта собака. Что, небось, думаете, какая-то собака много лаяла, покоя всем не давала, вот и решили её зарыть?  Нет, просто так говорят, сам не знаю почему. Хотя лай у собак действительно доставучий...)
     Бедный Пиратка! Видно, ты, брат, никогда не слышал Ласкового Слова. И никогда ни с кем не дружил. Нет, баба Фрося, конечно, не враг тебе, да где ей угнаться за твоими шкодами да проказами. 
     Хорошо ещё, что она тростью тебя никогда не гоняла, как другая наша соседка, бабка Свёкла, своего рыжего Партизана. Так она прозвала кота в память о своём единственном сыне, погибшем в войну во время очередной немецкой облавы на наших партизан. Её сын – Алексей-партизан – был молчалив по долгу службы, а кот-Партизан – видно, просто по ленивой привычке. Досталось лентяю геройское прозвище! Да на месте бабки Свёклы я бы тоже тебя палками гонял, дармоед-мышей-не-ловит!
     На самом деле бабку Свёклу зовут бабка Фёкла, просто она всю дорогу ворчит и ругается, и не только на своего кота – на пыль от дорог, на драчливых воробьёв, на хитрую сороку, на нашего петуха, который поёт не в то время и не ту песню, на улюлюкающую детвору, на день и на ночь. Говорят, ворчат и ругаются не злые люди, нет, и не глупые, а те, кто очень устал. Бабка Фёкла, наверное, очень устала от жизни, вот и бурчит. И так она увлечённо это делает! В минуту она укладывает больше слова, чем положено по правилам этикета и русского языка, у некоторых обрывает концы или делает их началами других слов (кажется, будто слова эти играют в прятки друг с дружкой). А ещё бабка Фёкла непременно машет руками – крыльями ветряной мельницы. От всего от этого лицо у неё делается даже не красного, – свекольного цвета, потому и стала она бабкой Свёклой. Да-а-а, видно, горюет она о своём сыночке Алёшеньке. А мужа у неё ещё в Финскую убило...
     Охохонюшки, Пиратка, надо же Сеньке сообщить, что дождь пошёл! Ой, как это сообщить – он ведь и сам знает. Нет, всё равно. Новость есть новость, даже если её уже слышали или видели, ведь каждое событие обсуждений требует, прений сторон там всяких... И побежали мы с Пираткой прямо под дождём по единственной деревенской улице-дороге, идущей от нашего дома в гору. Бежим – а навстречу нам ручейки. Как весной! Привет вам, ручейки! Привет тебе, Дождик!
     Но не успел я сказать «Привет!», как Дождик вдруг засобирался в дорогу, подбирая все до одной дождинки, и таинственно так стал прощаться: «По-ка! По-ка!» Это могло значить одно – он обязательно вернётся, и скоро вернётся. Вот с какой новостью я теперь бежал к другу. Что Дождик был – для кого секрет? А я бы доверил лучшему другу настоящую тайну!
     Воодушевлённый, освежённый, торопился я на другой конец нашей не такой уж и большой деревни. Где-то по дороге от меня периодически отставал Пиратка, потом, правда, приставал обратно. Ну вот. Добежали. Пора и отдышаться (что я и сделал, упершись руками в колени). А Сенька стоит как ни в чём не бывало у себя на крылечке, сухонький такой стоит, и знай себе яблочки точит.
- А что,  – говорю, запыхавшись, – караболовка уже готова?..


                Продолжение следует...



ПРИМЕЧАНИЕ от автора!
Название "Главкам" дано по очень похожему принципу, уже встречавшемуся на страницах детской литературы - а именно: в рассказе Валерия Медведева "Капитан Соври-голова".
Автор настоящего произведения не берётся сказать, что первое предстало его (её) внешнему (или внутреннему) взору - собственная фантазия или знакомство с хорошей советской детской литературой. В любом случае, всё новое - это хорошо забытое старое...

В тексте использован фрагмент стихотворения Якова Акима "Облака",
а также фрагмент "Песни старого пирата" Юлия Кима.

 


Рецензии