На фото маршал авиации Кожедуб

Другие лица и автор - Валериан Чобану,  давно...
Иван Никитович Кожедуб. Родился 8 июня 1920 года в уезде Черниговской губернии - умер 8 августа 1991 года в Москве. Советский летчик-ас. Сбил лично 64 самолета. Маршал авиации (1985). Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Депутат Верховного Совета СССР (1946-1961). Народный депутат СССР (1989-1991). Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в уездe Черниговской губернии. По национальности - украинец. Отец - Никита Ларионович Кожедуб, церковный староста, писал стихи, много читал. Мать - Стефанида Ивановна Кожедуб, домохозяйка. С ранних лет Иван демонстрировал художественные таланты, отлично рисовал. В юности даже собирался поступать в художественный техникум.
Однако в начале 1940 года не повезло с художественным училищем и поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан - в город Чимкент. В 1942 году Кожедуб едва не погиб во время одного из тренировочных полетов. Сразу после взлета у него заглох мотор. Он вспоминал: "Тяга начала падать. Самолет терял скорость. Как бы не свалиться на крыло - это гибель. Медлить нельзя. Энергично отдаю ручку от себя и перевожу самолет в планирование. Впереди - лес, в стороне - поле. Успею ли развернуться на такой малой высоте, отвернуть от леса? Только не мешкать! Не терять ни секунды! Промедление смерти подобно. Быстро разворачиваю самолет. Стремительно набегает земля. Толчок: самолет прополз на животе по полю и остановился. «Жив», - думаю". Также он признавался, что ему с трудом давалась огневая подготовка. Впервые выполняя упражнения по стрельбе из пулеметов, Иван Кожедуб был уверен, что уложил в щит все пули, но, когда дежурный объявил результаты стрельб, оказалось, что он промахнулся мимо мишени - ни одного попадания. Летчик был разочарован, но инструктор прочитал расстроенному Ивану небольшую лекцию: «Когда Валерий Павлович Чкалов стал служить в воинской части, он уже блестяще пилотировал. Но вначале Чкалов стрелял неважно. Он откровенно и прямо сказал об этом командиру части и начал упорно тренироваться. Валерий Павлович достиг замечательных результатов: вышел на первое место по всем видам стрельбы». Справился со стрельбой и Кожедуб.

23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2.7.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формирующийся в Иваново. В феврале 1943 года 240-й истребительно-авиационный полк, в который был зачислен Иван Кожедуб, был переброшен для ведения военных действий на юго-западное направление. При распределении боевой техники Ивану Кожедубу достался самолет Ла-5 первых серий, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером 75. В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома Иван попал под удар вражеских истребителей, когда попытался атаковать группу бомбардировщиков, а затем оказался в зоне огня своей же зенитной артиллерии. Самолет Кожедуба получил тяжелые повреждения от пушечной очереди немецкого Me-109 и от попадания двух советских зенитных снарядов. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени - гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой во время Великой Отечественной войны, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную во время войны. Эту, как мне кажется, была просто поощрительная золотая медаль, за всё что он успел сделать. К тому же она имела и пропагандистскую направленность. Но, об этом не говорится. Я попытался спросить его в не время интервью, за что свежеиспеченный маршал авиации обиделся.

Факт однако остается фактом, что Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса. В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика. Таким образом, документально подтверждены 64 воздушных побед или 64 сбитых самолетов.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло). В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 год - командующий 76-й воздушной армией. В 1964-1971 - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году ему присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II-V созывов, народным депутатом СССР. Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка. Макет самолёта Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Личная жизнь Ивана Кожедуба: Жена - Вероника Николаевна Кожедуб (1928 - 28.01.2001). Они познакомились 8 ноября 1945 года, Кожедуб учился тогда в московской Академии Генштаба, а его часть размещалась в подмосковном Монино. Возвращаясь домой в электричке, он и встретил красавицу Веронику. Молодой майор сидел напротив девушки, но так не решился познакомиться. Позже сам стал ее искать по всем проходящим мимо Монино электричкам. И когда снова встретил Веронику, то подошёл и пригласил на танцы. В Доме Культуры монинского гарнизона Вероника заметила, что её кавалеру все офицеры, даже старшие по званию, отдавали честь. В гардеробе Иван скинул верхнюю одежду и на его груди сверкнули три звезды Героя Советского Союза. Только тогда Вероника вспомнила, что видела портреты Ивана в газетах. Новый 1946 год они встречали вместе, а уже второго января поженились. В 1947 году у них родилась дочь Наталья. Внук - Василий (род. 12.01.1970), он медик, работает в Москве. Сын - Никита Иванович Кожедуб (25.11.1952 - 27.11.2002), капитан 3 ранга ВМФ СССР. Внучка - Анна Никитична (род. 06.08.1982).

У легендарного лётчика Ивана Кожедуба было три золотых звезды Героя. Но Иван Никитович часто говорил, что имеется и четвёртая. Ею он считал свою жену Веронику. В семье Кожедубов царила любовь. Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга. Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Кожедуб никогда не жаловался на здоровье, пока летал. Но, когда по возрасту с небом пришлось расстаться, начал болеть. В 1976-ом году у Ивана Никитовича случился инсульт. Вероника Николаевна сама ухаживала за мужем, учила его писать, занималась с ним речью, возила в санатории. И Кожедуб вскоре поправился. К сожалению, от инфаркта, который случился в 91-ом году, Вероника Николаевна спасти мужа не успела - её просто не было дома и некому было вызвать «скорую помощь». Внучка Анна про своего знаменитого деда рассказывала: "Он вообще-то был всеядным, неприхотливым. Ел все, что бабушка готовила. А там такие разносолы случались - мама дорогая! И чахохбили из курицы с грецким орехом, и рыба-фиш, и ножки куриные фаршированные, и лимонный конфитюр (я его обожала), и варенье из лепестков роз. Все это Вероника Николаевна делала сама. И, конечно, вино во время обедов и ужинов лилось рекой. Деду много дарили разных красивых бутылок. Это тоже здоровья не прибавляло. А к нему разные друзья валили. С тем выпей, тому не откажи. Бабушка, женщина гостеприимная и компанейская, порой жутко психовала, когда, бывало, дед не просыхал. А он: «Верониченька, ну что ты злишься? Ты же знаешь: «три танкиста выпили по триста, бравый сокол выпил девятьсот!..»".
Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и других.
В годы Корейской войны Кожедуб в условиях строгой секретности командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, защищавшей небо над полуостровом от американской авиации. Согласно подсчётам историков, с апреля 1951-го по февраль 1952 года подразделение Кожедуба одержало в Корее 200 воздушных побед, потеряв при этом 29 самолётов и десятерых лётчиков. Об этом в Кишиневе, на телевидении, по моему не говорили.
В дальнейшем опыт Кожедуба использовался страной на стратегическом уровне. В 1956 году он окончил академию Генштаба и через шесть лет возглавил 76-ю воздушную армию, затем проходил службу в центральном аппарате ВВС. В 1970-м ему присвоили звание генерал-полковника, а в 1978-м включили в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
7 мая 1985 года Ивану Кожедубу было присвоено звание маршала авиации. В послевоенное время он неоднократно избирался народным депутатом Верховного Совета СССР. Написал несколько книг, разошедшихся многотысячными тиражами. Помимо советских орденов и медалей, он был удостоен наград ГДР, КНДР, Монголии и Польши.
Ушёл из жизни маршал Кожедуб 8 августа 1991 года. После смерти его имя было присвоено улицам и учебным заведениям в различных городах бывшего СССР.

По словам Дмитрий Хазанова, роль Ивана Кожедуба в советской военной истории была велика и многогранна. «Попытки некоторых любителей рассуждать о том, что Кожедуб якобы в чём-то уступал противнику, — это досужие разговоры. Ас есть ас. Это либо изначально прекрасно подготовленный лётчик, либо тот, кого закалила война, дав огромный фронтовой опыт. Он лично нанёс врагу огромный ущерб.

Об этом не додумался спросить его, когда он был гостем на телевидении и я работал редактором (не Главным), но все же.. и на фото я в молодые годы и Кожедуб в центре.
Ничего не спросил его тогда и о войне в Корее. Не тот был случай, или не хватало мужества? Скорее второе. Хотя вне записи на молдавском телевидении пытался кое-что спросить неофициально, так просто для любопытства. Однако Кожедубу такое любопытство не нравилось.

Другое дело Григорий А. Речкалов. Хотя и он был хорошим молчуном. И через чур скромным. И не захотел даже сфотографироваться у входа в Криковских винных подвалах. Григо;рий Андре;евич Речка;лов дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.
Это второй участник телевизионной передачи «Победители» того времени на молдавском телевидении. В 1937 году по комсомольской путёвке направлен в Пермскую военную школу лётчиков и в 1939 году в звании сержанта был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде. За время службы в полку участвовал в походе на Бессарабию. Накануне Великой Отечественной войны полк базировался на окраине города Бельцы.
За день до начала войны Речкалов проходил врачебно-лётную комиссию и был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако 22 июня, когда он вернулся в часть, начальник штаба полка дал ему срочное задание по доставке документов и на медицинское заключение даже не посмотрел. В начале войны летал на истребителе И-153 «Чайка». Первую воздушную победу он одержал 27 июня, сбив реактивным снарядом Me-109. Уже за первый месяц войны Григорий Речкалов сбил 3 вражеских самолёта, был ранен сам, но привёл самолёт на аэродром. Он был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолёты Як-1, но в апреле 1942 года сбежал в свой полк, который к тому времени получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й гвардейский истребительный авиационный полк.
В полку он освоил американский истребитель «Аэрокобра». 30 декабря 1942 года приказом командующего Закавказским фронтом «за 4 лично сбитые и 2 в составе группы самолетов противника и за успешно произведенные 197 боевых вылетов» награжден орденом Красного Знамени. С весны 1943 года полк вступил в бои с противником на Кубани. За первые две недели боёв Григорий Речкалов сбил 19 самолётов противника, причём в трёх боевых вылетах он сбил по 2 самолёта, а в одном — 3. 5 мая 1943 года «за произведенные на самолете „Аэрокобра“ 25 боевых вылетов на Кубани в период с 6 по 22.04.43 г. и лично сбитые 3 самолета противника» награжден вторым орденом Красного Знамени.
24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 2 октября 1943 года командир эскадрильи Речкалов «за лично 3 сбитых самолета противника в одном воздушном бою 01.10.43 г.» награжден орденом Александра Невского. 29 октября 1943 года капитан Речкалов назначен штурманом полка.
К июню 1944 года заместитель командира полка Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях и сбил лично 48 самолётов противника и 6 в группе. За новые боевые подвиги гвардии капитан Речкалов Григорий Андреевич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».
С 15 июля 1944 года по 28 февраля 1945 года временно исполнял обязанности командира 16-го гвардейского истребительного Сандомирского полка ] 2 октября 1944 года присвоено звание майора. 22 октября 1944 года «за лично сбитые 5 самолетов противника» майор Речкалов награжден третьим орденом Красного Знамени. 15 апреля 1945 года назначен инспектором по пилотированию 6-го гвардейского истребительного корпуса.
Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолётах разнятся. По одним источникам сбито 56 самолётов и 6 самолётов в группе[5]. По данным М. Быкова, Речкалов сбил 61+4 самолёт противника
После войны Григорий Речкалов продолжал службу в военно-воздушных силах, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. После окончания академии подполковник Речкалов назначен заместителем командира 10-й истребительной авиа дивизии. 7 июня 1952 года полковник Речкалов назначен командиром 10-й авиационной дивизии 52-го истребительного авиа корпуса 57-й воздушной армии. 26 октября 1955 года награжден орденом Красной Звезды. В январе 1956 года назначен заместителем командира 236-й истребительной авиа дивизии 34-й воздушной армии. 19 ноября 1956 года полковник Речкалов назначен командиром 146-й истребительной авиа дивизии 29-й воздушной армии Дальневосточного округа. 14 августа 1957 года награжден четвертым орденом Красного Знамени. После расформирования частей 29-й воздушной армии, генерал-майор Речкалов назначен 17 декабря 1957 года заместителем командующего истребительной авиацией отдельной Дальневосточной армии ПВО.
Затем 3 октября 1958 года генерал-майор Речкалов назначен начальником отдела боевой подготовки Новосибирского корпуса ПВО. В 1959 году он был уволен в запас. В 1961 году поступил на факультет журналистики МГУ. Жил в Москве  и умер 22 декабря 1990 года в Москве.
Этот коллега по перу, тогда в 1985 году оказался большим молчуном, нежели охотником поделиться мнением. Но об этом, поздно говорить и уже без всякого смысла.


Рецензии
Прочитала Ваш рассказ о знаменитом трижды герое Советского Союза гениальном летчике-асе Иване Кожедубе с огромным интересом. В детстве истории о его школьных
годах мы читали в Родной речи. Тоже было весьма увлекательно. Спасибо,уважаемый Валериан! Желаю Вам крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов. Так держать!

Ирина Карпова 4   18.07.2021 18:24     Заявить о нарушении
А теперь мне предстоит еще много добавить. Ведь я его встретил когда был я моложе, можно сказать, как и ВЫ!

Виктор Караман   18.07.2021 19:30   Заявить о нарушении
Это я написал Ирина! Спасибо! За отзыв!

Валериан Чобану   18.07.2021 19:31   Заявить о нарушении
Сегодня я добавил второго Героя. Прочтите, если времени хватает и не против этого.
С уважением,

Валериан Чобану   19.07.2021 10:32   Заявить о нарушении
А впрочем я прочитал. На меня не оказывалось давление, и я не подавал никаких жалоб,не находился под присягой, когда давал показания, двое мужчин взяли меня и доставили перед г-жой Бецишор, и она сказала, что - свободен.
Я сегодня в судебном заседании сказал правду, не лгал. Заявления тогда уже были напечатаны, и я просто подписал, она их прочитала и я подписал. Письмо и подпись принадлежат мне, а текст продиктовал прокурор. Это не о том, а о другом!

Виктор Караман   21.07.2021 21:58   Заявить о нарушении