Ч. 188 Хорошо любоваться морем с берега

Предыдущая страница    http://proza.ru/2021/07/14/429

Прекрасно смотрятся парусники с берега, но служить на них в девятнадцатом веке было крайне тяжело. В ЦГА ВМФ хранится коллекция шканечных журналов, так называли тогда судовой журнал.

Я просмотрел многие из них. В журнале ежедневно отмечался уровень воды в трюме. Любое деревянное судно пропускает воду, которая скапливается в трюме. Эта протухшая трюмная вода  имеет отвратительный запах.

Каждое утро эту воду следовало откачивать ручными помпами. Корпус корабля в подводной части для защиты от гниения пропитывался смесью дёгтя и серы. Кроме того, корабль красили внутри и снаружи.

Например, у англичан палубу, где находилась артиллерия, красили красной краской, чтобы кровь раненых и убитых меньше воздействовала на тех, кто обслуживал орудия.

Нередко пространство между палубой трюма и обшивкой на верфи рабочие забивали всяким мусором и дрянью, да плюс ещё дохлые крысы – все это плескалось в воде, гнило и служило источником нестерпимого зловония, заполнявшего все жилые помещения корабля.

Добавьте к этому вонь гальюна, запах немытых тел, запах «жуковского» табака, который тогда курили офицеры, непромытых курительных трубок в каютах, нехватку пресной воды, клопов, тараканов, блох и крыс, и вы получите некоторое представление об условиях жизни на парусном корабле - то, что сейчас называется обитаемостью.

Крысы проникали всюду, грызли сухари, которые от влаги червивели, солонина приобретала цвет бочек, в которых хранили мясо, о вкусе и говорить нечего, без спиртного его было не проглотить.

А если добавить к этому и тяжёлую работу на ветру, со снастями и парусами, ненормальный сон в подвесных койках и в сыром постельном белье, да плюс ещё избиения матросов офицерами, наказания линьками, то неудивительно, что умирали целыми командами.

Некоторые командиры, похваляясь, говорили, что  «мне по должности меньше ста линьков не положено давать». Наказывали даже не одного, а целыми вахтами. В своё время адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин дал трое суток ареста Павлу Степановичу Нахимову и ещё двум офицерам  на корабле «Азов» за гнусные ругательства по отношению к матросам и их избиения.

Нахимова это особенно ничему не научило, на кораблях, которыми он командовал, матросов пороли за любую оплошность. Но зато биографы любят с придыханием писать, что он не разрешал беспокоить матросов во время отдыха.

Лазарева адмирал Сенявин тогда не наказал, но всё ему высказал в каюте. На военных парусниках работали круглосуточно, меняясь через четыре часа. Каждая смена называлась вахтой. Самая тяжёлая вахта была с полуночи до четырёх часов, её называли собачьей или просто - собакой.

Смена с вахты не означала спокойного отдыха, в том же помещении люди ели, разговаривали, кроме того, на корабле проводились работы, в которых участвовал весь личный состав.

Это и приборки, и неотложные работы с парусами, и многое другое. Никуда не денешься от скрипа составных частей корабля при качке и свиста ветра в снастях.

Свободного времени у матросов практически не было, они должны были учиться вязать узлы, плести снасти, чинить такелаж. На военном корабле постоянно проводились учения: артиллерийские, парусные, пожарные.

Разобраться в огромном количестве снастей, знать, как каждая из них называется, неграмотным матросам было крайне сложно, а главный воспитательный метод – зуботычины.

Часть работ с парусами производилась внизу, а часть - на мачтах.
Там работали марсовые, самые подготовленные и сообразительные матросы, не боявшиеся высоты.

Требовалось работать на мачтах и в шторм, когда мачта совершала огромные размахи, в любую погоду, в ледяной холод, как например, когда Беллинсгаузен и Лазарев открывали Антарктиду.
 
Работой марсовых руководили молодые офицеры, мичманы, которые тоже находились наверху с матросами.

В конце 30-х и в начале 40-х годов познакомились и крепко подружились во время крейсерства и высадки десантов на побережье Кавказа четыре молодых офицера: Степан Лесовский, Григорий Бутаков, Иван Шестаков и Андрей Попов.

И только Степан Степанович Лесовский до последних дней сумел сохранить добрые отношения с каждым из «трёх мушкетёров». Остальные стали лютыми врагами по отношению друг к другу. И это очень обидно, потому что каждый из них был незаурядным человеком и выдающимся моряком.

Если вначале и было у них между собой соперничество, то только доброе, а к старости оно стало злым, можно сказать, лютым. Не нам судить, кто прав, кто виноват, я просто постараюсь показать, как всё происходило, тем более, что судьба этих моряков была тесно связана с историей Российского флота, в которой каждый сыграл значительную роль.

В 1837 году Геленджик посетил Николай I. После этого деятельность Абхазской экспедиции и войск Черноморской береговой линии очень оживилась. Десант следовал за десантом.

В 1838 году в устье реки Туапсе высадили десант под командой генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского, отрядом кораблей командовал контр-адмирал Фёдор Герасимович Артюков.

Во время десанта капитан-лейтенант Владимир Алексеевич Корнилов командовал гребными судами. Он действовал смело и тактически правильно. За отличные действия Корнилов получил звание капитана 2 ранга.

В 1839 году корабли высадили десант в устье реки Субаши в количестве 6628 человек под командой того же генерал-лейтенанта Раевского. На сей раз 2-й эскадрой Черноморского флота командовал Лазарев.

Помимо армейцев, в десанте участвовал и сводный морской батальон «из 769 человек флотских нижних чинов с соразмерным  числом офицеров под начальством капитана 2 ранга Путятина». Его заместителями были флигель-адъютант капитан-лейтенант Богдан Александрович фон Глазенап, зять морского министра, и капитан 2 ранга Николай Фёдорович Метлин.

Горцы вступили в рукопашную схватку с десантниками. Понесли потери убитыми и ранеными не только сухопутные войска, но и морские команды. Ефим Васильевич Путятин был легко ранен в руку и тяжело пулей навылет в ягодицу.

Пули тогда представляли собой увесистый кусок свинца, хорошо, что попало в мышцы, а не в кость, её бы раздробило.

Корнилов исполнял обязанности начальника штаба эскадры. За этот десант получил звание капитана 1 ранга. Такое же звание присвоили и Путятину. Нахимов командовал кораблём «Силистрия».

Он был старше по званию и по опыту Владимира Алексеевича Корнилова, но начальником штаба Лазарев назначил Корнилова, а не его. Следует заметить, что все офицеры, которых продвигал по службе Лазарев, были достойны продвижения.

Другое дело, что Лазарев явно готовил вместо себя своего родственника Корнилова, который обходил в продвижении по службе своего бывшего командира Павла Степановича Нахимова.

Продолжение http://proza.ru/2021/07/21/897


Рецензии
Уважаемый Владимир! Просто выхватил наугад.
Где-то в 70-х встречал одного из потомков династии Бутаковых в Ленинграде, было видно, что давно в отставке, но капитана первого ранга мундир сидел ладно.
И было видно, что ему не хватало кортика. Ему было около семидесяти.
Понимаю, что продолжите, эти три адмирала: Лазарев, Корнилов, Нахимов и до Нахимова, Истомин, откроют адмиральскую усыпальницу во Владимирском соборе Севастополя.
Володя, лень искать, извини, а почему Владмирский, в Кронштадте, после Морского, второй по значимости тоже - Владимирский собор. Здорово!


Сергей Плетнев   23.01.2022 23:32     Заявить о нарушении
Последнего Бутакова я помню по парадам. Он носил бороду, как его предок, шёл впереди строя нахимовцев. Но в отличие от своего отважного предка, не очень красиво повёл себя в боевой обстановке во время операции в Южной Озерейке.
С усыпальницей во Владимирском соборе тоже не всё просто. Об этом я писал. А название собора определялось Святейшим Синодом.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.01.2022 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.