Какая она, казацкая свобода?

«Мы донские казаки,
Царю верно служим,
По границам разъежаем,
Ни о чем не тужим».

В наше время бурно  возрождается казачество.  И всегда, как только речь заходит о казаках, почти обязательно упоминается и их особая казацкая свобода. Попробуем  разобраться, в чём она выражается.

С этим вопросом я обращаюсь не к современным «ряженым казакам», а к настоящему потомственному казаку, жившему в настоящем Донском казачьем войске в далёком 18 веке.

Казак - автор статьи «Казачьи тяготы по сбору к военной службе» Газета ;Приазовский край; № 63 от 8 марта 1899 года. Ссылка  «Как трудно бывает казаку в это время, когда от него требуют, чтобы он, несмотря ни на какие нужды и семейные обстоятельства, в точности выполнил предписания воинского устава, - об этом нелегко дать верное представление тем людям, которые не наблюдали казаков вблизи в этот тяжёлый для них период жизни. Несмотря, однако, на все трудности и лишения, наши казаки пока ещё выполняют свою повинность с неослабевающей аккуратностью, хотя для этого им приходится зачастую приносить в жертву – и личность свою, как домохозяина, понуждаемого к исправности частыми арестами и вызовами в станичное правление, и своё имущество, сплошь и рядом продающееся с молотка, и земельный надел, отбираемый обществом в обеспечение исправного выхода самого казака или его сына в полки первой очереди, и будущее благосостояние семьи, ввергая её в неоплатные долги…
 …И эти голодающие (казацкие) семьи должны были лишиться последних рабочих рук, лишиться домашней рухляди и земли для того, чтобы на свои средства отправить воина на службу в полном снаряжении и обмундировании, на собственном строевом коне!..
… И только к 38 годам своей жизни казак, наконец, освобождается от постоянно гнетущей его заботы и непосильных денежных затрат, которые обуславливаются личным отбыванием им воинской службы. Но к этому времени у него подрастает сын, потом другой, третий…
 … Следующий факт может служить прекрасным тому доказательством. В феврале 1898 года один из окружных атаманов, отправивши в образцовом порядке и полной исправности сменную команду, сам пришёл в ужас от той потрясающей нужды, в которой очутились многие семьи командированных казаков, а для того, чтобы хоть отчасти парализовать страшные последствия нужды, - голодный тиф и прочие, - он постарался устроить благотворительный спектакль в пользу этих несчастных семей.»

Почему такое стало возможным?

В другой статье: «Наброски из казачьей жизни 7\7» Донец. Газета ;Приазовский край; № 265 от 8 октября 1898 года. Ссылка
Автор – казак, даёт ответ.
«При поразительном иногда невежестве, казак свысока относится к крестьянину и называет его не иначе, как хамом. Эта кичливость и сознание своего превосходства имеют своё основание в прежних военных доблестях и заслугах казаков перед отечеством. Устаревший идеал храброго воина до сих пор ещё живёт среди казаков и, в связи с другими неблагоприятными условиями, служит одной из главных причин косности казака, нежелания его перенять что-либо хорошее в чужих краях и применить в собственной жизни».


 Я бы сформулировал  мировоззрение казаков, о которых пишет автор, так: « Всё продай, семью заложи, а царю послужи!»
 
«Есть вино – пьем вино,
Нет вина - пьем воду.
Ни за что не променяем
Казачию волю (свободу)!»

 Песня красивая, а вот  казацкая свобода? Примеры её приведены выше. Такую её видели сами казаки, но это их право, их осознанный выбор.

Но только ли «в прежних военных доблестях и заслугах казаков перед отечеством» кроется казачья «кичливость». Какими ещё «боевыми заслугами» перед императорским отечеством, отличилось казачество?

Википедия. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДОНУ.
ССЫЛКА: HTTPS://WWW.LIVEINTERNET.RU/USERS/4644326/POST300039267/

 «В течение первой половины XIX в. число крепостных крестьян на Дону по отношению к концу XVIII в., когда крепостничество здесь было узаконено официально, почти удвоилось.
Крепостные крестьяне составили более 31% всего населения области и по численности занимали второе место после казаков.
Донские помещики ничем не отличались от других помещиков России, изощрявшихся в применении нечеловеческих пыток…
Доведенные до отчаяния крестьяне убегали от помещиков, отказывались отрабатывать барщину. Кипевшая ненависть к изуверу-помещику иногда находила выход в избиении или убийстве его. Наиболее яркая страница классовой борьбы крепостных крестьян на Дону - восстание 1820 г. Волнения начались в середине 1818 г. Крестьяне слобод Городищенской, Западенской, Несмеяновки, Орловской на р. Сал подали несколько прошений на имя Александра I с жалобой на помещиков и отказались подчиняться им. Для подавления волнения был послан казачий полк с двумя орудиями под командованием генерал-майора Родионова. После жестокой расправы (170 крестьян были выпороты) крестьяне дали согласие подчиняться владельцам»…

Википедия. Крепостнические отношения на Кубани.
 Ссылка: «Закон не запрещал дворянам казачьих войск владеть крепостными. В 1785 году им было разрешено лишать крестьян земли и «держать их на корму, как работников или брать к себе во двор для личных услуг…
В конце 18 начало 19 веков, дворяне черноморского войска достаточно свободно могли приобретать крепостных…
 В войске существовали надсмотрщики крепостных дел, крепостные акты вписывались в Гражданском суде в особые крепостные книги. Законно принадлежащие дворовые могли передаваться по наследству женам, родственникам или другим лицам на основании дарственных записей вместе с другим имуществом.
Их свободно покупали и продавали, сдавали в аренду, дарили. Такое положение подтверждается письмом графа Воронцова М. С. графу Панину. Воронцов сетует на то, что торговля мужчинами, женщинами и детьми достигла таких размахов, что положение душевладельцев принимает вид владения неграми в южных штатах Америки.
Законодательство предоставляло помещикам большие права наказания своих крепостных. Они могли подвергать крестьян телесным наказаниям, ссылать в Сибирь, отдавать вне очереди в рекруты…»  Конец цитаты.

Вот такую «свободу» казачество несло русскому народу. Теперь понятно, откуда эти «хам» и «кичливость».

Империя – сословия – казаки. Уничтожили империю, исчезли сословия, исчезли казаки. Возродим казаков, затем сословия, а затем империю?

Романовскую – Гольштейн – Готторпскую?

 Не в этом ли причина бурного возрождения казачества? Сами современные ПРОСТЫЕ казаки знают свою историю?  Они понимают, какая «свобода» возрождается их руками за их спинами?

Оглянитесь в свою историю.

«Мы казаки, казаки,
Царю -  нашему императору  Романову – Гольштейн – Готторпскому и его  немецкому Роду, в том числе и Фридриху Вильгельму III фон Гогенцоллерну  королю Прусси, и многия не русския принцам и принцессам, и иудейской – христианской религии в которой нет ни одного слова про русских людей, которых мы сами держали в крепостничестве, владея ими как скотом, а беглых ловили, били и сдавали в рекруты или отправляли в Сибирь на каторгу, а смутьянов против императора, били нагайками и старого и малого, не щадя ни имущества своего, ни семьи своей, ни живота своего, и всё за  свой счёт, долгия лета - верно служим!
Ни о чём не размышляем
Ни о чем не тужим».

Мы все, и казаки и не казаки, хотим ЭТО, возродить?


   СЛОВО - https://zen.yandex.ru/id/5f523ec5291bb636cfaac9e6


Рецензии