Экстрим

 
 Друзья! Вы когда — ни будь, ходили в поход по родному краю? А нам посчастливилось. И водил нас в поход, наш любимый учитель географии, Кирилл Федорович Греков.
 Последний урок географии и летние каникулы. Ура!

Прозвенел звонок, но Кирилл Федорович, проводивший у нас урок географии, предложил сходить всем классом в поход по родному краю.
— Как вы на это смотрите? Только поход будет в условиях приближенных к спартанским. — А как это? — поинтересовался Толя Веретенин.
 — А очень просто. Берем в поход рюкзак, а в нем соль в спичечной коробочке, сахар рафинад, водичка обязательно, разная крупа, чтобы приготовить самим обед на костре, картофель. Хлеб мы купим по дороге в магазине. Кроме этого: приборы гигиены: полотенце, миска, ложка и кружка. Я думаю достаточно. С ночлегом для нас я договорюсь.

Мы слушали Кирилл Федоровича, раскрыв рты. Каждый представлял себе, как он шагает в этом отряде, и что он возьмет с собой в поход. Рюкзак ведь ему придется тянуть на себе.

Кирилл Федорович пошел в учительскую, а мы, забыв, что нужно бежать домой, собрались возле Толи Грекова, стараясь вписать свою фамилию в список, которые идут в поход.
 
Дома, прямо с порога объявил матери, что мы с классом идем в поход.
 — Ну и кадаж* ,  вы идете в свой поход?
— В понедельник, что будет. Собираемся на восемь часов в школе, а там Кирилл Федорович нам объявит, какой маршрут он для нас согласовал.
— И что нужно брать с собой?
— Рюкзак.
 А дальше я перечислил, что нужно брать с собой.
 Озадаченная мать думала, где же ей взять этот рюкзак. В магазине вряд его у нас купишь, да и денег нима*.
Бросив все домашние дела, мать пошла к старшей невестке, ведь она молодая и подскажет, как сшить этот рюкзак.
 Невестка улыбнулась. Пошли вместе с матерью через огороды к своей матери. Она хорошая модистка* и сумеет выкроить и сшить этот рюкзак. Подобрав подходящий отрезок материала из парусины*, сделали раскрой по подобранному в журнале эскизу, и работа закипела.
 Сделав замеры моего худенького тела, а дистрофиком я не был, но рёбра все можно было пересчитать. Сделали уточнения в выкройке рюкзака. Теперь я свободен, но уходить не хотелось. Нужно посмотреть, какой он из себя этот рюкзак. Залез на растущую прямо посредине двора шелковицу и начал уплетать эти сладкие ягоды.
Наелся от пуза, а рюкзак все не готов.
 Наконец — то все готово.
Первая вышла из дома мать, привычно бурча себе под нос:
 —  придумывают всякую ерунду.   А ты думай, что это такое. Оказывается, это обыкновенная большая сумка, которую надевают на плечи, чтобы руки были свободные.
 Хтось же ж* додумался такую сумку придумать!
 Я не обращал внимания на бурчание матери, взял у неё готовый рюкзак и помчался домой.

  Дома, сев на велик, поехал к своему другу, Павлику Волкову, похвастаться, что у меня уже есть рюкзак. Но его не оказалось дома.
Тогда мотанул в центр к Сашке Синюкову. Он — то оказался дома и не один, а с Толей Грековым.
В тени виноградной беседки они конструировали раскладное удилище из бамбука.  Большое удилище в поход не возьмешь, а вот раскладное можно.
Я сразу похвастался, что мне сшили рюкзак, но это их не удивило. У Сашки вообще был рюкзак, доставшийся ему от старшего брата, который он привез из армии. Здесь вообще все было супер. Рюкзак имел много карманчиков. Каждый ремень регулировался, чтобы рюкзак не болтался на спине.
 Общими усилиями удочка была сделана.
Подъехали на великах* и Паша Волков с Сашей Пикаловым. Им обоим, отец Саши Пикалова, через торговую сеть, раздобыл два рюкзака. Так, что мы в поход готовы выступить хоть сегодня.
 От сына Кирилл Федоровича узнали, что идем в поход на строящийся город Днепрорудное.
Пошли, искупались на море. От Саши Синюкова на «море», тут рукой подать.
 

Домой прибыл поздно вечером.
 Мать встретила меня вопросом:  а что ты сегодня кушал?
 А и правда, что я сегодня ел, а практически ничего.
Мать усадила за стол. Поставила тарелку с вкусно пахнущим супом из домашней вермишели — лапшички*. Суп был съеден в один присест. Получил добавки.
—Проголодался!  Но  больше не насыплю.  Пузо лопнет. Иди, отдыхай, а то завтра рано вставать.
 Поедем с тобой на базар, продадим, что — ни будь, а то денег совсем нету*.
В сон провалился мгновенно, не успев дотронуться до подушки.


 Утро наступило ещё быстрее. Мать разбудила на базар. Встать, то я встал, только голова ничего не соображает, спать хочется, а уже идем на базар. Нагрузили на велосипед  всего по не много, что у нас росло на огороде (балаганов и в помине не было). Да, еще несколько кувшинов ряженки, которые люди не выкупили дома. На ощупь движемся по знакомой  дороге в сторону базара.  По переулку пылюка* от колес бричек доходит до щиколоток, что в пору только пустой велосипед толкать. У нас выбора нет. Я рулю, а мать толкает сзади. Вот и Красная улица. Здесь, возле базара, горит на столбах свет.

  Народу,  как мы, с матерью на базаре, пруд пруди.  Каждый хочет выручить хоть какую — то копейку за свой товар. Быстро нашли место прямо на земле в первом ряду от дороги. Мать здесь все знают, подвинули свой товар, и вот оно место.
 — Что Устя так долго спишь. Нужно пораньше вставать.
 Укоряют мать её подруги, но, посмотрев на меня, заспанного, умолкают.
Торги начинаются, когда солнце поднимается из — за крыш хат. Мать только успевает отпускать свой товар. Сказывается опыт торгов, приобретенный еще, когда возила свой товар со своим отцом в Геническ. Мать успевает продать товар не только свой, но и рядом стоящих своих подруг. Наверное, поэтому они держать ей место.  А я, умостившись между клунков* с картошкой и другим товаром, сладко дремлю.
— Устя. Что ты его берешь с собой, пусть бы дома спал, — делают замечание её подруги. — А кто мне поможет. Я не дотяну, а мужик с утра и до ночи на работе. Работает, как вол, только денег не видно. Вот и приходится идти на базар.
— Ой, не говори. Мы сами такие!

 Вот подошел мужчина с зажатой в руке «трешкой»*.
— Устя. Почем у тебя капуста? А то жена дала денег мало. Сказала, чтобы купил капусты на борщ, а так хочется выпить стаканчик вина.
 — Рубль стоит. Разве это дорого! Стакан вина, видать дороже стоит.
 — Видал ты, какой шустрый, ему выпить хочется. Так хочешь на моей капусте  экономить! Иди, гуляй!
 — Ладно. Давай кочан капусты. Сдачи с трешки будет?
 Мать, дает мужику сдачи, при этом приговаривает:
 — ишь, ему выпить хочется.
Мужик, не рад, что связался с таким продавцом, взяв сдачи, а капусту забыл.
 — Ты хоть капусту забери! Кричит вдогонку мать, а то жена домой не пустит!
 
 Расторговавшись, пошли с матерью в ряды, где с машин военторг* продает обувь, одежду и все, что необходимо для семьи. Притом не дорого.
— Найди нам на этого парня, рубашку и на ноги, что — ни будь одеть! — обращается мать к продавцу.
Через полчаса я уже одетый и обутый и готов хоть сегодня отправиться в поход.
В школе нас с класса собралось человек пятнадцать. Наверное, у других моих одноклассников, что то не получилось.
 
 Кирилл Федорович построил нас в две шеренги. Провел инструктаж, как вести себя в походе. И вот мы уже в пути. Проходим через центр. Поднимаемся на дамбу. Здесь ветерок свежий. На берегу нашего рукотворного моря, рыбаков собралось очень много. Полный штиль. Видно, как клюёт у кого — то из рыбаков небольшая рыбешка. Поплавок из гусиного пера, выкрашенный в красный цвет, хорошо просматривается на поверхности воды. Подсечка и большой черный бычок. (мы называем его. чернорабочий) появляется над водой, извиваясь,  словно уж.
 — Не отставать!  —  предупреждает нас, раззявивших рот на рыбаков,  Кирилл Федорович. Мы ускоряем шаг, догоняя своих одноклассников. В Городке мы сворачиваем с дамбы на Красную улицу. Пройдя немного, снова идем по дамбе, теперь уже между морем и Белозерским лиманом.

 Спускаемся в здание Белозерской насосной станции. Здесь огромные насосы перекачивают воды, Белозерского лимана в Каховское водохранилище вследствие более высокого уровня последнего. Здесь долго не задерживаемся и двигаемся в сам город Каменка — Днепровская.
 Кирилл Федорович, у нас за экскурсовода.
 
— Каменка — Днепровская, — основана  как поселение Малая Знаменка, в сентябре 1785 года. Что интересно, закладывалось это поселение, как Знаменка, но переселенцы сразу не захотели здесь основывать поселение, ссылаясь на то, что в  кучугурах* ничего не вырастит и ушли на несколько верст на запад, где плавни помогали селившимся людям выжить в этом суровом необжитом краю. Теперь это наше село  Большая Знаменка. Село основано на полгода позже — в марте 1786 года. С 1957 года Каменка — Днепровская, это город, районный центр Запорожской области. Слева у нас находится Каховское водохранилище, введенное в эксплуатацию в 1956 году. Каменка — Днепровская имеет свою пристань.
Здесь курсируют теплоходы между районным центром Никополь, который виднеется на противоположном берегу водохранилища и Каменкой — Днепровской. Людей переправляется очень много. Два катера курсируют через каждый час, а в выходные дни ходят без расписания. Между этими городами открыта и действует паромная переправа. Перевозят до самой поздней осени на ту сторону, транспорт. Имеет свой механический завод и консервный завод по переработке фруктов, овощей и ягод. Знаменитые Каменские, консервированные овощи и соки отправляются во все уголки нашей Родины.
Но сейчас мы курс держим на строящийся город горняков Днепрорудное. Помните, я вам рассказывал на уроке географии о богатейших залежах железной руды? Вот туда мы и пойдем. Мы уже прошли с вами тринадцать километров. Впереди, у нас по маршруту село Водяное. Интересно, что Каменку и Водяное разделяет улица Межевая.

 — Кирилл Федорович, а мне моя мать рассказывала, что до моря здесь у нас были плавни.
— Да. Здесь были плавни, но я ведь родом не с этих мест, подробностей не знаю. А вот то, что здесь располагалось Каменское городище, то об этом много написано литературы. Каменское городище, предположительно столица скифской державы. Много с тех пор утекло воды, поменялись условия жизни и климат, и теперь вот нас окружает рукотворное Каховское море. Теперь это море стало судоходным, не то что река Днепр имела большие пороги.  Море работает на пользу человека. Миллионы тонн грузов переправляются по морю. А сколько людей путешествуют на быстроходных «Метеорах» и теплоходах между городами. Не пылятся в автобусах по шоссейным, тряским дорогам.

 — Так. Двигаемся дальше. Возле села Водяного у нас отдых. Будем учиться готовить обед. Может, кто — то дома готовил обед?
 Молчок.
 — Вот это да!  Девчата, это на сельских жителей не похоже. Как же вы семью свою будете кормить, если вы не будете уметь готовить?
 Пройдя еще несколько километров, мы расположились в тени верб, на берегу Водянского ковша. Песочек здесь белый, а вода чистая и теплая. Немного с моря дует прохладой.
 
  Побросав свои рюкзаки, на ходу раздеваясь, все бросились в воду.
 — Кто не умеет плавать, далеко не заходите! — слышится голос Кирилл Федоровича. Окунувшись несколько раз, девчата пошли готовить обед, под чутким руководством Кирилл Федоровича, а мы с Саней Синюковым решили испытать удачу, в ловле рыбы.  Вдруг повезет. Рыбаки, конечно, из нас еще те, но Саня прихватил с собой вареную кукурузу и приманку в виде пшеничных отходов. Рыба не заставила себя ждать. С первого заброса лески, пошел и первый клев. Да еще, какой клёв!  Карась поймался, на пол кило потянет. Пока Саня искал, куда слаживать пойманную рыбу, у меня снова клев. Снова на крючке карась, правда, меньше весом. Но сколько эмоций. Цепляем на крючок вареную кукурузу, закармливаем ещё раз место, куда закинем крючок с наживкой. Ждем. Но поклева нет. Проверяем крючок. Все на месте. Снова забрасываем. Не успел поплавок появиться на поверхности, а его уже потянуло в сторону и под воду. Саня резко подсек удилище, но поплавок не появился на поверхности. Может за корягу зацепился. Помалу начинаем тянуть! Удилище согнулось в дугу.
— Давай отходить к берегу! — кричу я Сане.
 Отходим к берегу! И тут на поверхности появляется большая рыбина, бьет хвостом о воду, пытаясь освободиться от крючка. Общими усилиями, наконец — то рыба на берегу. Всезнающие ребята определяют, какую рыбу мы поймали: Сазан, Короп, Щука и так далее. Это оказался Короп*. Килограмма на три потянет. Пока рыбу разделывают. Умело это делает Кирилл Федорович, я еще закинул удочку. Уже и рыбу разделали, а клева нет. Но вот задергался поплавок и нырнул под воду. Увидев это, прибежали ребята на помощь, но поймалась небольшая верховодка.
 — Так рыбаки, хватит ловить! — командует Кирилл Федорович.
Ох, и аппетит на природе! А какая вкусная уха и солдатская каша, умело сваренная Кирилл Федоровичем!
Всем хватило, даже добавки просили. Кирилл Федорович улыбается, глядя на нас.
 — Это вам не дома, здесь все продукты вкусные.
Отдохнув. Еще раз, искупались, и двинулись в близко лежащий поселок Мичурино.

  Здесь останемся на ночевку в спортзале местной школы.
Поужинали, что было из сухого пайка, запили водой с сахаром. Отдыхаем. Сегодня здесь крутят кино «Великолепная семерка». Будем по очереди крутить динамо, машину. Тогда нас бесплатно допустят смотреть этот фильм. Хотя мы дома у себя в клубе его уже смотрели, но хорошего фильма много не бывает. Фильм под открытым небом. Как только эмоции переполняют крутящего ручку динамо  машины, так экран тухнет. Толпа не годует.
Подбегает следующий механик из наших, и экран светится снова. Киномеханик сидит в сторонке, точит лясы с молодой местной девушкой. Заканчивается этот чудо фильм, и мы идем спать. Спать — это условно. При девчатах, каждый хочет показать свои способности. А этого у каждого хватает.


 Утром подъем. Умываемся, делаем физзарядку, под руководством Кирилл Федоровича. Пьём чай с пирожками, которые положила мне в рюкзак мать и идем дальше. Дорога между Мичуриным и Ивановкой, словно гладенькое блюдце.. Вот это грунтовка. Деревья, а в основном это акации образовали над головой плотный потолок, через который еле пробиваются лучи летнего солнца.

 За Ивановкой снова привал. Купаемся, загораем. Ловим рыбу. Недалеко рыбколхоз*. Кирилл Федорович договорился, чтобы нас здесь покормили. Двадцать копеек. За обед мы заплатим. Дородная, добрая повариха тетя Валя, насыпала в тарелку нам наваристый борщ со сметаной. А вареники, так это вообще объедение.
— Ешьте, ешьте мои бравенькие, наверное, проголодались, — приговаривала тетя Валя, насыпая нам добавки.
После такого плотного обеда, куда ж нам теперь двигаться.
Отдых продлили. Купаемся и по берегу идем в конечную точку, Днепрорудное — рабочий город шахтеров.
 Заночевали в спортзале местной школы. Она здесь одна и семь многоэтажных домов. Город строится.
 Ужинаем. Поменяли наши крупы в местной рабочей столовой на ужин. Теперь рюкзаки, легкие стали.

 Играем в футбол с местными ребятами. Проигрываем, но на последних минутах ударом от центра поля мне удается сравнять счет. Эмоции зашкаливают. Защитник забил самый нужный гол. Качают меня, несколько раз роняя на траву. Девчата кричат, сидя на скамейках школьного стадиона. Мне приятно, что мне уделили столько внимания.
Спать. Утром, распорядок прежний. Физзарядка, умывание, завтрак. Подкрепляемся в местной столовой.

 Едем в рабочей электричке на место, где в Белозерке находится шахта*.
 На дворе летняя жара. Пыль стоит от снующих мимо самосвалов.

 Наш гид Митрич, ведет нас к строящейся шахте.
 — Глубина шахты на сегодня, — начал свой рассказ Митрич, — около пятисот метров. Условия, конечно, здесь очень плохие, если не сказать адские. Мешают плывуны*. Плывун замораживают, холодильными установками. это позволяет разрабатывать шахту до нужного горизонта. Мы заходим в помещение, где трубы и песок под ногами покрыты снегом. Во дворе, где жара за тридцать, и мы одеты в летнюю форму одежды, быстро начинаем замерзать. Успели посмотреть вниз шахты, где виднелась маленькая лампочка и шевелящиеся силуэты людей, работающих в этих адских условиях.
Митрич соскреб с одной из труб снег и дал попробовать нам, чтобы мы убедились, что это снег. Дальше пошла реакция падающего домино. Каждый слепил себе снежок и старается забросить этот холодный комок за пазуху своему другу.
Шум поднялся такой, что из своих рабочих мест начали появляться рабочие, узнавая, в чем дело. Естественно, нас выпроводили на двор, на горячее летнее солнце. Мы потирали свое тело, покрывшееся от холода пупырышками. Эмоции через край.
Митрич еще, что пытался нам рассказывать, но понял, что бесполезно, повел нас в рабочую столовую.
 
 В столовой все было до блеска выдраено и выглядело очень красиво.  Много цветов в больших и маленьких горшках, а главное прохладно.
Ну а обед похож был на царский стол, уставленный всякими яствами. Дома такого изобилия никогда у нас не было.
 
 Здесь и борщ со сметаной, большие котлеты (шницеля), сырники, молоко и спелые арбузы. Мы пытались все это съесть, но…
Нас посадили отдыхать в уютно оборудованной курилке, а курящих среди нас не было, разве что подпольно и сказали никуда не отлучаться.   Кирилл Федорович  куда отлучился, надев свою, видавшую всякое на войне, военную форму с боевыми орденами и медалями, наверное, направился к начальнику участка.

 Офицер. Командовал на фронте знаменитыми «Катюшами». Через некоторое время к курилке подъехал рабочий автобус, из него вышел наш славный учитель, и мы все, усевшись в удобные сидения, покатили домой, напевая песни, которые мы отрывками знали…


                Примечания

 *Плывун,  это песчаная или супесчаная масса, сильно разбавленная водой до такой степени, что в результате получаем, оплывание песка, когда он растекается, принимая форму жидкой массы. Простыми словами это песок, содержащий большое количество воды.
 
*Белозерское месторождение железных руд в Запорожской области.
Это месторождение богатых гематитовых руд. Основное количество руд – высококачественное, содержит 63% Fe, 3, 9-5, 0 SiO2, всего 0, 02% P и 0, 01% S. Добываемая руда используется в мартеновских печах. Запасы богатых руд составляют около 500 млн. т.. На базе месторождения работает Запорожский железо - рудный комбинат (ЗЖРК).

*Кадаж:  разговор Знаменцев, когда же.

 *Великах,   велосипедах.

 *Пылюка,  пыль.
 
*Клунков, пару ведер в мешке.

* Военторг,  система торговых предприятий, предназначенных для обслуживания военнослужащих и членов их семей.
Большой современный толковый словарь русского языка.

*Трешка, три рубля.

* Лапшичка, —- разговор  Знаменцев, — В быту лапша может быть изготовлена разными способами.. Наиболее распространённый способ заключается в нарезке (вручную или на лапшерезке) тонко раскатанного теста на узкие полоски.

 *Хтось же ж — разговор Знаменцев. Кто то.

*Нима — разговор  Знаменцев — нет.

*Нету — разговор  Знаменцев — нет.


*Словарь Ожегова —  МОДИСТКА, и, ж. (устар. ). Мастерица, изготовляющая дамские шляпы, а также портниха.

*Парусина.  По плотности и износостойкости парусина похожа на брезент, однако отличается индивидуальными характеристиками.

 Источник: https: //tkan..club/tipy/parusina.

*Кучугуры.  Народный термин, который встречается в диалектах русского и украинского языков, преимущественно для обозначения песчаных дюн или песчаных бугров, используется на территории России и Украины.
 
* Короп —- разговорное выражение Знаменцев. Карп –- одна из крупных рыб, обитающих в водоёмах с пресной водой, и, по сути, являющаяся окультуренным видом сазана. Но по сравнению со своим диким родственником, карп отличается большей выносливостью и плодовитостью. В зависимости от условий обитания, рыба может внешне несколько отличаться. Карп, живущий в реках, выглядит более стройным, в то время, как у озёрной рыбы туловище короче и толще. Для этой рыбы характерна крупная голова с выдвижным ртом. Тело покрыто крупной чешуёй желтовато-золотистого цвета.

 *Рыбколхоз — Рыболовецкое коллективное хозяйство.

Леонид Иванов. Июль 2021 года


Рецензии
Как здорово, что есть такие светлые воспоминания и друзья детства! Удачи Вам!

Шеина Ирина   07.10.2021 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.