Усталость Личное пространство властителей

Тема электоральных групп и их особенностей не исчерпана. Просто  мысль перескочила на правителей, подсказывая, что пора уделить им немного внимания.
«Начало радости – быть довольным своим положением» - заметил протопоп Амвросий Оптинский. Тот самый, что предстал в образе старца Зосимы в великом произведении Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
И верно – амбициозный человек вдруг вознесся на вершину власти. На Олимп, можно сказать; можно сказать и по – иному: «Сбылись мечты идиота», но это будет не совсем правильно.  Власть бывает ведь и наследственной – всё зависит от способа управления государством и народной воли.
Свершилось! Экстаз, подобный успешному завершению вожделенного полового акта.
Навсегда? Да кто ж его знает! Тут уже есть сомнения! Вот и появился первый проблемный кирпичик в основе как бы монолитного основания.
Народный фольклор это обстоятельство не обошел стороной – одна из легенд о Мирском замке гласит, что небольшой камень в виде бараньей головы с фигурными рогами на южной стене  замка, обладает чудодейственными свойствами. Стоит его извлечь из кладки, как замок мгновенно развалится и восстановить его уже не удастся. Я видел этот камень недавно; при желании его можно потрогать рукой, дотянувшись с лестницы.  Истоки легенды не ясны. Предполагается, что это символическое изображение головы того самого агнца, которую Авель поднес Господу в обмен на земную благодать и мир. Всевышний, как известно, жертву принял, а уж дальше как вышло, так и вышло. Во всяком случае, камень в стене Мирского замка все стараются сберечь . И правильно делают.
Легенда – народная фантазия, фольклор, сказка, то есть ложь с намёком. Намек в самом начале не сильно омрачает общую радость и не отменяет торжеств по случаю вступления на Олимп. Но одновременно и запускается  обратный отсчет.
Для одних предполагающий пожизненность – даже насильственная смерть Нерона, Карла I Стюарта, Александра II «Освободителя» и других особ такого ранга не лишила их титулов - разве что освободила их от обязанностей исполнять ту клятву, данную Богу во имя народа.  Отдельные наследники, к слову, возлагали на себя бремя власти с большой оглядкой: коронация Александра III, сына «Освободителя», состоялась только через два года после вступления на престол. Выходит, что страной можно было управлять и без этой формальности достаточно успешно.
Для других властителей по мере развития общество придумало должность президента – избираемого чиновника для исполнения должности главы государства на строго определенное время. Прописало эту должность в Конституции страны.
Нашлось место в этом ряду и для других поборников высшей власти, которых и происхождения обнесло своим милостями, и народ не удостоил особым доверием. Имя им легион – сюда входят всевозможные диктаторы, узурпаторы, члены хунт, партийные вожди.
И каждый из властителей в обязательном порядке – исключений нет – первейшей заботой считает создание личного пространства. Это строго индивидуальные замыслы; реализуются они постепенно, по мере врастания во власть и обретения навыков пользоваться её рычагами.
Не закон, но рычаг – пресловутое дышло, с которым любят сравнивать закон; но дышло и есть рычаг управления в самом прямом смысле. Телега с парой лошадей – способ передвижения старый, как мир. И, как всякому движению нужна соответствующая энергетика, власти требуется внутренняя движущая сила народа. Движуха, как говорят сейчас.
В разговорах о власти, в мотивациях систем «Властитель - подданные», частенько приводится довод  божественной данности власти.  Довод, надо сказать, очень удобный для любого властелина; беда в том, что подтвердить его пока не удалось. Проще говоря,  всё это «от лукавого»: власть дело сугубо земное и творится людьми. И обустройства гнезда власти, личного пространства властелина выполняется по сугубо земным правилам. Самое главное из которых гласит – любая прихоть властелина исполняется за счет казны и, стало быть,  за счет народа, его посильных взносов. Размер которых определяет группа особого доверенных лиц властелина, которые входят в высшие органы власти. И – прошу особого внимания – имеют доступ в то самое гнездо, которое свил сам властелин.
Доступ – это вход через ту самую заветную дверь, за которой «решается» всё. Не так важно, что золотой запас хранится в ином месте – дела решаются за этими створками, ценность которых не исчерпывается внешним видом. Помните «Двери Тимура Тамерлана» В.В.Верещагина? Вот это они и есть те самые, заветные!
Вернемся к «движухе»: параллельно обустройству гнезда, властелин принимает все меры для наполнения  энергетикой своих властные инициатив. Причем использует не только осмысленную энергетику поддержки (черносотенцы, ябатьки), но и энергию бунта, которую всеми силами пытается превратить в энергию противостояния своих сторонников силам оппозиции. Естественно, на первом этапе успех всегда бывает на стороне власти – вспомним революцию в России 1905г. На тот момент это была победа властей, однако 1917г. переломил ситуацию. Но разговор  о гнёздах властителей пока не закончен – я его  продолжу ниже.   


Рецензии