Место, где находится вечность. ч. 30

30


Да, это был король в немного пугающей маске. Никто не знал, сколько он здесь стоял и сколько слышал из разговора. Он прошёл среди застывших в приветствии людей и остановился между Анжеликой и Наполеоном.

- Хорошо, господин Наполеон, - произнёс Антон. - Я всегда верил, что вы далеко пойдёте. Но почему вы решили, что я соглашусь на отведенную мне роль? Только потому, что я решил принимать ваши шпионские донесения? Вы решили, что за это я у вас в долгу? Я всё время недоумевал, почему вы в своих посланиях старались очернить мадам Анжелику как можно больше. Вы плели свои интриги и считали себя выше меня? Вы считали, что вашего мнения для меня достаточно?
 
Голос короля был ровен и спокоен, но действовал на большинство присутствующих как нож гильотины. Люди вздрагивали от каждого слова и склонялись ещё ниже. Но всех униженней и раздавленней после недавнего триумфа был Наполеон. Казалось даже, что он стал на голову ниже, так сгорбилась его спина, и опустились плечи.

- Я могу сделать так, что вы сами покончите со своим жалким существованием, - прогремел король, повысив голос. - Но мне нет до вас дела. Вы тот, который даже не заслуживает моего гнева. Вы сами себя наказали.

Антон развернулся к Анжелике и стоявшим с ней людям.

- Дамы и господа, я ценю вашу самоотверженность. Вы сделали правильный выбор и пытались отстоять его. Теперь я вижу, на кого я могу положиться в трудную минуту. Мадам Анжелика, почему вы не захотели рассказать людям правду? По-моему, принц недвусмысленно дал вам понять, что это ваше право.

- Господин король, - сказала девушка, не зная, может ли она называть короля по имени в этой обстановке. - Я не вправе была раскрывать всё без вашего личного согласия. К тому же, здесь был суд надо мной. И я отстаивала только себя. Здесь была борьба за право влиять на принца. Хотя не думаю, что этим кто-то может похвастаться.

- Вот как, - Антон поджал губы и снова обратился к толпе: - Господа, я довожу до вашего сведения, что эта женщина имеет влияние не только на принца Антуана, но и на кое-кого повыше. Мадам Анжелика -  особа, приближённая к королю. Прошу вас это учесть во избежание дальнейших недоразумений.

В воздухе прошелестел шепоток удивления. 

- Спасибо, господин король, - Анжелика присела в реверансе и негромко добавила: - Вы снова спасаете меня.

- Так угодно судьбе, - так же тихо отозвался Антон. - Я не застал вас в вашей комнате, потому пришёл сюда. И вовремя. Услышал много интересного.

- Вы хотели о чём-то поговорить со мной? - спросила Анжелика, и сердце радостно забилось.

- В другой раз. Вы почувствовали, что стало теплее? Мы починили почти всё. Правда, есть пока проблемы со светом, он горит только вполсилы, но это временно. Именно об этом и хотел сообщить вам. Расскажите людям всё, что им необходимо знать, я доверяю вам это.

Антон снова обернулся к подданным, которые все это время не двигались с места, а только приглушенно шептались.

- К сожалению, у меня нет времени, чтобы лично всё вам рассказать. Эту миссию я возлагаю на самую смелую и преданную женщину, мадам Анжелику.

Король взял девушку за руку и вывел вперёд, как бы представляя присутствующим.

- Она расскажет вам всё, и за каждое её слово я ручаюсь, что это правда. Слушайте её так, как слушали бы меня. И если хоть один волос упадет с ее головы или вы выразите ей недоверие, то это будет личным оскорблением мне. Я очень редко появлялся перед вами, но намерен исправить эту ошибку. Сегодня отменяются все правила и запреты. И правило затворничества с шести утра до десяти вечера тоже отменяется. Вы свободны в своих передвижениях. До встречи.

Король вышел, оставив Анжелику наедине с притихшими людьми. Наполеона и Клёна не было видно, они спрятались где-то за спинами людей или сбежали вовсе. Но эти двое уже никого не интересовали: ни друзей, ни врагов. Все взгляды были прикованы к Анжелике.

" Ну, вот, - подумала она. - Почему мужчины перекладывают самый трудный и ответственный момент  на мои плечи? Сначала принц - иди и успокой. Теперь король - стой и объясняй. Будто всё это мои проблемы".

В гостиной действительно стало приятнее. Свет по-прежнему был слаб, но на это никто не обращал внимания.

Анжелика вздохнула и произнесла:

- Давайте присядем, разговор будет долгим.
 
Все мужчины торопливо бросились приносить стулья, двигать диваны, а для девушки соорудили что-то вроде трона, поставив кресла на карточный столик, чтобы Анжелику было видно с любого расстояния. Все расселись, а некоторые разместились прямо на пол у её ног.

"Прямо-таки идиллия, - улыбнулась про себя Анжелика. - Называется:  бабушка, расскажи сказку".
 
Действительно, девушке не хватало только клетчатого пледа, чепчика и очков на кончике носа, чтобы быть похожей,  в данной ситуации, на старушку, рассказывающую внукам старые истории, а вокруг неё расположилось столько "внучат", что ни одна бабушка в мире не могла похвастаться таким количеством.
 
Анжелика говорила без отдыха почти три часа. Потом ей пришлось отвечать на вопросы, строить догадки, философствовать на разные темы, объясняя свое видение мира. Когда они закончили, было пять часов вечера. Все устали, но никто не отлучался ни на минуту. Люди не ели, не пили, а лишь слушали. Говорили и снова слушали.
Услышанное от Анжелики вызвало бурю эмоций. Всё оказалось настолько неожиданным, что с трудом доходило до людского сознания.

Когда в гостиной появился Гаспар, на Анжелике от усталости не было лица.

- Мадам, вам пора отдохнуть, - заметил мужчина.

Девушка кивнула головой.

Гаспар и Анастасия проводили ее до комнаты.

- Гаспар, признайтесь, вы ведь всё знали? - спросила девушка, когда они расставались.

- Я долго лишь догадывался. Узнал всё с месяц назад, - признался мужчина.

- А вы когда-нибудь видели лицо короля? - нерешительно спросила вдруг Анжелика.

- Никогда.

- Спасибо вам обоим. И вам, мадам Анастасия, что встали на мою защиту.

- Я люблю вас, мадам Анжелика, и всегда буду за вас.

 - До свидания и спокойного вам отдыха.

- И вам, мадам.

Анжелика уже привыкла говорить "спокойного отдыха" вместо "спокойной ночи". Это подходило для любого времени суток. Сейчас это пожелание вдруг всколыхнулось тоской по дому. Девушка очень  устала. Но лишь только она прилегла, как появился Фармо.

- Мадам, простите меня за то, что я вел себя безобразно, но меня так вывел из себя наш общий знакомый, что я не смог сдержаться, - извиняющимся тоном произнес молодой человек. - А в итоге я всё равно виноват.  Я был неосторожен - не заметил Антуана.

- Не извиняйтесь, господин Фармо. Вы поступили правильно, защищая мою честь и свою. На вашем месте я поступила бы также. Я ещё должна поблагодарить вас, - устало произнесла девушка.

- Да что вы, я был не на высоте. Если бы не вы, то я просто убил бы принца.

- Или он расквасил бы вам нос и наградил бы орденом заплывшего глаза, - выдвинула Анжелика свою версию.

- Об этом я не подумал, - засмеялся Фармо.

- Что привело вас ко мне в тот момент? - спросил Анжелика, пытаясь сосредоточить засыпающее сознание.

- Во-первых, я узнал кое-что о надписи в Запретной комнате. Это предсказание, которое оставил Клемент перед своей гибелью. Надеюсь, что вы слышали о таком человеке.

- Продолжайте, - сон девушки как рукой сняло.

- Довольно-таки запутанное сочинение он оставил.

- Я заметила.

- Но Клемент не мог поступить иначе, дабы оно сохранилось. Он предсказал будущее, но сообщил о нём так, чтобы об этом не стало известно ему, - последние слова Фармо произнес многозначительным шёпотом, и Анжелика поняла, кого он имеет в виду. - Король это знает, но вы сами читали надпись. Понять там что-то очень трудно.

-  Да уж, - согласилась девушка. - Для меня это просто странные стихи. В них столько иносказаний, которые можно трактовать как угодно. Но, похоже, что все здесь такие умные, что сами, не видя  в глаза текста, всё понимают.

- Мадам, король уже много лет бьется над этим, и другие люди внизу тоже. Они несколько продвинулись в решении этого ребуса, но не настолько, чтобы заглянуть в необозримое будущее. Разгадывая строфы, которые уже исполнились, составляют прогноз...

- Разве что-нибудь уже исполнилось? - удивленно перебила собеседника Анжелика.

Фармо процитировал строки, что запомнил.

- друзей удерживает правда,
удел счастливых - ложь и тьма.
во власти тайного тирана
идет к погибели страна...
 
- Вы совершенно правы, - согласилась Анжелика, заметив, что молодой человек о чем-то задумался. -  А во-вторых?

- Что? - очнулся от размышлений Фармо .

- Начиная разговор о предсказании, вы сказали: во- первых. Значит, есть во-вторых.

 - Не знаю, имеет ли это значение, но я кое-что заметил за королём…
 
- Что? - Анжелика в нетерпении села в кровати.

- Помните, мы обнаружили комнату короля? Так вот, я не удержался, чтобы снова не заглянуть к нему в гости.

- Господин Фармо, осторожнее. Король теперь знает о тайном ходе, - предупредила девушка. - Наверняка, он уже занялся его исследованием.

 - Выходя от Фиалки, я чуть не столкнулся с ним. Я не успел спрятаться, и уже был готов к объяснению. Король проследовал мимо, не обратив на меня внимания. Он так торопился и был в таком состоянии, что вряд-ли заметил бы меня, даже если бы наткнулся.

- Что вы хотите сказать? Он был напуган, озабочен?
 
- Мадам, не думаю, что это так, - Фармо замолчал, подыскивая нужные слова. -  Как бы вам это объяснить?.. Что-то происходило с ним самим. Он держался за виски, а походка была как у пьяного. Один раз я даже услышал, как король застонал.

- Застонал? - переспросила Анжелика, вспоминая, что сама уже видела Антона один раз в таком состоянии.

- Мне так показалось. Я последовал за ним. Вдруг королю понадобилась бы моя помощь. Вот тут я проник в тайный ход рядом и подсмотрел. Король буквально вбежал в свою комнату и бросился ничком на кровать, сорвав маску.

- Вы увидели его лицо? - с тревогой спросила девушка, а сердце замерло.

- Нет, он уткнулся в подушки. Мне ничего не было видно. Он метался по постели, но держал руки у лица. Было похоже, что ему очень больно. Я даже расслышал фразу сквозь стон: "За что мне такое наказание?" Я хотел было выйти из укрытия и спросить, чем могу помочь, но в этот момент к нему постучались. Король ответил вполне спокойным голосом. Это была мадам Елена. Она сказала, что принесла то, что просил король. А он приказал ей оставить это на полу у двери. Вот и всё. Лишь женщина ушла, король бросился к порогу. Это что-то было сиреневой склянкой. Король выпил его содержимое и тут же успокоился. Я не стал выдавать своего присутствия. Никто не хочет, чтобы его видели в минуты слабости. И я подсматривал.

- Что было потом? - Анжелику заинтересовала эта сцена, наполнив душу состраданием.

-Я ушел. Но меня мучает вопрос, что происходило с королём?

- Господин Фармо, я вам отвечу, - произнесла девушка, обдумывая услышанное. - Вы ведь знаете, что когда-то король был сильно болен. Иногда болезнь возвращается, случается обострение. Это не опасно для жизни, но очень болезненно. Так что, не беспокойтесь, а Елена, скорее всего, принесла лекарство. Прошу вас, никому об этом не говорите. Не стоит тревожить людей. Если король сам об этом не говорит - значит, это неважно. С ним уже такое было. У меня в комнате, помните? Когда он исчезал, а вы тогда заходили ко мне. Тогда король мне всё и объяснил.

- Ах, мадам, вам не нужно меня ни о чём предупреждать, - несколько обиженно заявил Фармо. - Я знаю, что нужно молчать обо всём, что касается короля.

- Не обижайтесь. Знаю, что вы умный и преданный друг, поэтому и объяснила всё вам.

- Спасибо за доверие, - смягчился молодой человек.
 
После его ухода Анжелика ещё долго не смыкала глаз. Скоро откроется выход, осталось всего несколько дней, а она ещё ничего не решила. Как же ей поступить? Вернуться или нет? Она любила Антона всей душой, несмотря на отталкивающую внешность, а его страдания заставляли страдать её вдвойне. Она готова открыться ему в своих чувствах, если он решится на откровенность. Тогда ей легче было бы определиться в своем выборе.

Да, девушка любила короля. Любила той искренней любовью, на какую способен зрелый человек. Её ничто не пугало: ни близкая опасность,  ни страшное лицо Антона. Он снова был в маске, и время изгладило первое впечатление от увиденного. Анжелика была уверена, что привыкнет к нему окончательно, стоит только принять неизбежность. В ней уже не было той романтичной и мечтательной девушки, которой грезится во снах красавец принц на белом коне. Этот образ сменился другим - благородным, сильным и страдающим. И его уродство не могло затмить благородное сердце и пылкую душу.

Анжелика уснула, и во сне она видела лицо в черной маске, но с прекрасными и нежными голубыми глазами.

Двое суток Анжелика не видела ни Антона, ни Антуана. Чем они занимались - это было для нее загадкой. Люди не таясь, в любое время дня и ночи наведывались к ней в комнату, у них возникали новые вопросы, на многие из которых девушка была не в состоянии ответить. Возникало много домыслов, предположений. И люди из подземелья тоже не таились, но по-прежнему были молчаливы.

Как-то под утро пришла Елена.

- Мадам Анжелика, я пришла поговорить с вами без обиняков, - заявила женщина, усаживаясь в предложенное ей кресло.

- Всегда рада этому, - улыбнулась девушка, предчувствуя, что разговор будет не особо ей приятен. И она оказалась не далека от истины.
 
- Вы уже знаете о короле почти всё. Думается мне, что вам будет лучше больше с ним не видеться, - без всяких вступлений заявила посетительница.

- Это зависит не от меня, мадам Елена. Я не ищу с ним встречи, он сам приходит ко мне. Почему это вас так волнует? Вы ревнуете? - Анжелика решила тоже быть откровенной.

- Вы же знаете, что это не так, - усмехнулась женщина. - Кого мне ревновать? Короля к вам? У меня замечательный муж и двое детей. Мужа моего вы знаете.

Анжелика удивлённо подняла брови.

- Да, вы встречались с ним не раз, - уточнила Елена. - Когда работали над приготовленииями ко дню рождения принца. Вы были в комнате, куда разрешен доступ не всем, и через которую вы проникли в подземелье.

- Немой? - догадалась девушка.

- Да, его зовут Перикл, и мы любим друг друга. Его недостаток не мешает нам быть счастливыми в супружестве.
 
Анжелика смутилась своему удивлению.

- Извините, что заподозрила вас.

- Ничего страшного, - прервала Елена. - Вы еще очень молоды и многого не понимаете. А я знаю жизнь и хочу говорить с вами откровенно. Король любит вас. Да, не делайте удивлённый вид. За столько лет, что нахожусь рядом с ним, я научилась читать его мысли. Вы, зная его истинную внешность, должны понимать, как ему трудно. А вас он боготворит и оберегает.

- Но почему он не скажет мне о своих чувствах? - воскликнула Анжелика, унимая бешено бьющееся сердце.

- Неужели вы не понимаете? Разве король может рассчитывать на взаимность, видя своё отражение в зеркале? Я одна из немногих, кто видел его без маски. Я могу понять его страдание как никто другой. Он обречен на одиночество.

-Вы неправы, мадам Елена, - чуть не закричала Анжелика, и по ее щекам невольно потекли слезы.
 
Она опустила голову на грудь и спрятала лицо в ладони. Елена встала, осторожно подошла и погладила её по склоненной голове.

- Бедная девочка, - вздохнула она.

- Мадам Елена, всё не так, - Анжелика подняла глаза на женщину. - Я же тоже его люблю. Я говорю это только вам, и вы должны понять, что его уродства для меня не существует. Вам же нет дела до того, что господин Перикл не может говорить. Вы знаете, что это не имеет значения. Вы любите его и все. Вот принц, он действительно красив. Что из этого? Лишь пустая оболочка, красивая упаковка. А король? Вы же его знаете. Вы лучше меня понимаете, что его невозможно не любить.
 
Анжелика снова опустила голову, унимая дрожь.

Елена внимательно выслушала исповедь и спросила:

- И вы готовы остаться здесь навсегда, чтобы посвятить себя королю?

Слезы иссякли также внезапно, как и начались. Анжелика выпрямилась.

- Не знаю, - ответила она.

- Вот видите. Любовь всегда заставляет делать выбор. И порой очень тяжёлый. Сейчас чаши ваших весов находятся в равновесии, и только от вас зависит, в какую сторону они перетянут. Прошу только, не давайте королю пустых надежд. Он, возможно, ещё сможет быть счастлив. Хотя, зная его характер, не думаю, что отныне его сердцем сможет завладеть другая женщина. Но всё-таки он не испытает разочарования.

- Мадам Елена, я не знаю, что мне делать,- жалобно произнесла Анжелика и уткнулась лицом в плечо женщины, обхватив её за талию.
 
Та обняла девушку, в глазах её тоже стояли слёзы.

- Это решать только вам, - тихо сказала Елена.

Продолжение следует...


Рецензии