Шкатулка

Письменная версия моего авторского видеосюжета "Шкатулка" для гостиной "Изобразительное слово" при музейно-выставочном комплексе города Реутова. ( апрель 2020 года)


    В апрельские дни 2020 года, в дни вынужденного затворничества, каждый из нас находился в своей квартире, в своей большой "шкатулке", содержащей множество памятных вещей, книг и разных интересных вещей. Вот как об этом пишет поэт Юрий Григорьев:

"В созданьи каждой - чей-то труд,
хоть иногда и самый малый.
От них устойчивый уют,
его мне часто не хватало!
Всех невозможно перечесть,
Что в общем даже и не нужно!
Иметь одни - большая честь,
С другими - легче , не натужно...
И думая о них опять,
Слегка входя в высокопарность,
Я не могу не испытать
К друзьям молчащим благодарность!"

     Молчащие друзья - это вещи, которые нас окружают. Пусть вынужденное пребывание дома, в четырёх стенах, обернётся для нас прикосновением к дорогим нашему сердцу воспоминаниям - милым сувенирам, вещицам, старым письмам, которые мы храним, к старым альбомам с чёрно-белыми фотографиями! Пусть всё это поможет нам!
     Своим светлым творчеством делится сегодня с нами поэт и художник, издательница и путешественник Лариса Кузьминская:

"Когда я с неба достаю созвездья
И прячу их в секретный сундучок,
В моё окошко светит светлячок
и дарит свет свой яркий безвозмездно.
Ну а когда в душе моей темно,
я сундучок заветный открываю
И в свете звёзд о грустном забываю,
Распахиваю в мир своё окно.
И светлячка смешного вспоминаю
И понимаю - жизнь лишь только блик!
Но мир волшебен, в чудесах велик.
И я его мгновенья принимаю!"

    Но вернёмся к самому слову "шкатулка". Оно заимствовано из польского языка. Шкатула - небольшой сундук. А по-латински ,skatula - коробка. Вот что мы читаем в словаре русского языка Ожегова: "Шкатулка - это небольшой ящик для мелких вещей". А толковый словарь живого великорусского языка Даля пишет следующее: "Шкатулка, ларчик, баульчик, укладочка, подручный ящичек разнообразного вида, денежный, с письменным прибором и прочее."
     Я думаю, что у каждого из нас есть особо памятная шкатулка. Такая есть и у меня! Вот мой экспромт:

"Шкатулка из мрамора. На крышечке - голуби...
Родители наши - красивы и молоды.
Их кольца лежат там теперь обручальные...
Ах, голуби, будьте всегда беспечальными!"

     Шкатулка - молчаливая и верная хранительница сердечных тайн, женских секретов ценных вещей и дорогих украшений.
     Первая классическая шкатулка появилась несколько тысячелетий назад на Ближнем Востоке. В европейских странах - в средневековье. В древней Руси маленький резной ларец или сундучок имелся в каждом доме. Старинные шкатулки, помимо ценной отделки могут быть обладательницами редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами: двойное или даже тройное дно, потайные отделения и хитроумные запоры.
     Поэт и мастер текстильного шитья Анна Сазикова в своих шкатулках хранит не только сделанные ею яркие бусы, но и сшитые куклы. В своём стихотворении она сравнивает дома со шкатулками:

"Москвы кривые переулки
Обняки и терема,
Как музыкальные шкатулки,
Ограды, словно кружева.
Здесь древность породнилась с новью
Для гостя и для москвича
Они откроются с любовью
на встречу даже без ключа.

     Друг Александра Сергеевича Пушкина, русский писатель и мыслитель, философ и переводчик Владимир Одоевский в 1840 году  пишет познавательную сказку "Городок в табакерке". Оказавшись внутри шкатули-табакерки, путешествуя по сказочному городу, Миша знакомится с тем, как взаимодействуют части музыкального механизма и рождаются звуки. Вот описание прекрасной табакерки:"Пестренькая, из черепахи, а на крышке-то - ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый и счесть нельзя, и всё они мала меньше, и все золотые..."
     В 1976 году по мотивам этой сказки создан мультфильм "Шкатулка с секретом".

     А как же нам не вспомнить Павла Бажова и его уральские сказы? "Малахитовая шкатулка"...
     Помните, ведь ларчик из красивейшего уральского камня, наполненного украшениями из других самоцветных камней подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте хозяйка Медной горы.
     Вспомним с вами крылатое выражение:"А ларчик просто открывался!" из басни Ивана Крылова. Вот небольшой отрывок про механика.

"Вот за ларец принялся он.
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает.
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут глядя на него иной качает головой."

     Хочется вспомнить моё стихотворение "Сильфида":
"Что-то шепчешь, мятежный, я твой шепот ловлю
и в шкатулку слова серебром собираю
Как мне крикнуть тебе, что я нежно люблю,
Не нарушив твой сон , я, ей Богу, не знаю!"

     Наши мамы и бабушки приспосабливали жестяные коробки из-под конфет и печенья под шкатулки для ниток и пуговиц. И в наше время актуально обклеивать разные картонные коробочки яркой тканью или шёлком и мастерить удивительные сундучки.

     А вот отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского 1956 года написания - "Карельская берёза":

"И каждый резьбы закоулок
Строгаю и глажу стократ
для крепких домашних шкатулок
и хрупкой забавы ребят.
Мне жребий завидный подарен -
Стать светом потомкам назло.
И как я тебе благодарен,
что трудно моё ремесло!"

     И в завершении этого эссе - специально написанные мной для вас строки:
"Не будем мы грустить и огорчаться!
Пусть радостью заменится печаль!
Парадуем любимых домочадцев,
сварив им кофе, заварив им чай.
А если ты одна, открой шкатулку!
В ней память сердца и прошедших лет...
Там письма, кольца, бусы, кнопки, втулки...
Там жизнеутверждающий привет!


Рецензии
Наталия! Добрый день!
Шкатулки, ларчики, стихи - просто загляденье...
А я недавно нашла книжечку Крылова, и его известное крылатое выражение " А ларчик просто открывался" удивило меня новым смыслом. Оказывается, "просто открывался" применено у автора в самом прямом смысле: он открывался обычным поднятием крышки, а не простой тайной кнопочкой. - Век живи - век учись!

Лариса Бережная   20.07.2021 12:55     Заявить о нарушении
Да, Лариса, все именно так! А вы получите большое удовольствие, если посмотрите видео - набирайте так : гостиная "Изобразительное слово" с Наталией Филатовой при музейной выставочном комплексе города Реутова.всего там моих 11 сюжетов и я планируют сделать их письменную версию.

Филатова Наталия   22.07.2021 00:36   Заявить о нарушении
Вам - спасибо за прочтение и успеха и ещё раз успеха во всем!!!

Филатова Наталия   22.07.2021 00:37   Заявить о нарушении