Караванщик Азаматбек уулу Кербен

    Среди плеяды знаменитых путешественников, географов, изыскателей и исследователей природы Кыргызстан следует отметить  и группу проводников, местных жителей, хорошо знавших  пути и дороги, проходы и перевалы, даже малозаметные тропинки, проложенные не только по всей территории этой горной страны, но и всей Средней Азии.
     Кыргызстан, благодаря своему географическому расположению в самом сердце Центральной Азии, всегда имел чрезвычайно важное значение на Великом Шелковом Пути (ВШП). Через его территорию проходили сразу три ветви торгового пути – Северная, Южная и Ферганская. Северная ветвь проходила по берегам озера Иссык-Куль, далее через Боомское ущелье и Чуйскую долину вела на территорию Казахстана и уходила в Ташкент (Узбекистан). Южная ветвь пролегала сквозь перевал Иркештам, вдоль реки Кызыл-Суу и вела в Алайскую долину и к  городу Ошу, затем через территорию современного Душанбе следовала к узбекским городам Самарканду и Термезу. Наконец, Ферганская ветвь на территории Кыргызстана начиналась с перевала Торугарт  на границе Нарынской области  и,  пересекая Центральный Тянь-Шань, проходила через города Узген и Ош, затем уходила в Самарканд и Бухару. Эти маршруты оставались неизменными в течение нескольких веков, они проходили через крупные города и крепости, где купцы, торговцы и караванщики  могли отдохнуть и обменять свой товар, а затем повести свои караваны из десятков и сотен верблюдов дальше. Караваны нередко пересекались, и путники могли перейти с одной ветви на другую.
     И по этим транспортным артериям Великого Шёлкового пути непрерывным потоком в течение нескольких веков шли караваны купцов, торговцев и прочих путешественников.  И каждый из таких караванов вели опытные, хорошо знающие все пути-дороги ВШП,  караванщики-проводники  (караван-башы).
     Наряду с ними большую помощь сотрудникам научных экспедиций, путешественникам, исследователям и изыскателям оказывало местное население, особенно кочевники-кыргызы, которые,  ведя кочевой образ жизни, хорошо знали  местность кочёвок (жайлоо) и самое главное дороги, проходы, перевалы.
     Они не только были проводниками и переводчиками, но и оказывали исследователям особую помощь в сборе этнографических материалов и в изучении рельефа местности (топографии, гидрографии и гидрологии). Многие из них принимали участие практически во всех путешествиях и научных экспедициях, работавших в Кыргызстане и сопредельных странах в XIX – начале XX веков.
    Так,  по данным  кыргызского учёного- географа С. Умурзакова,  известны около 200 человек из числа местных жителей-кочевников, оказывавших содействие исследователям горной системы Тянь-Шаня.
    Они будучи коренными жителями Кыргызстана и, изучая и осваивая его горы, реки и долины во время перекочёвок,  в  течение многих веков, накопили огромный опыт, знания и навыки в познании природы горного края, хорошо знали территорию своей страны, а также сопредельные районы Кашгарии, Заилийского края, Ферганской долины,  реки Текес, горных систем Памиро-Алая и другие, заселенные родственными племенами кыргызов.
    Специфика скотоводческого хозяйства, поиски удобных путей для перекочевок на новые пастбища, постоянное общение с природой и борьба с её стихийными силами заставляли местных жителей быть наблюдательными, хорошо изучить близлежащие долины и горы, их топографию, растительный покров, погодно-климатические условия и другие особенности географической среды.
    Местные кыргызские эсепчи и улама вели постоянные наблюдения за периодическими и ритмическими природными явлениями, могли предсказать изменение некоторых метеорологических элементов в тот или иной климатический  период, характер сезона года и т.д.
    На основе геолого-экологических методов подхода и исследования  природных ресурсов кыргызы выработали строгую систему пользования пастбищами, которая учитывала экологические условия среды, время, сезонность созревания травостоя по высотным зонам, качество и продуктивность кормовых угодий, характер рельефа и погодно-климатических условий. Местные натуралисты – кыбачы, улама и анчы занимались изучением органического мира, фауны и флоры.  Они хорошо знали фауну края, особенно промысловых животных, их жизнь и повадки, ареалы распространения. Им были известны многие растения, их питательные и лекарственные свойства.
    Эти накопленные веками эмпирические знания кыргызов оказали немалую услугу научным работникам различных тематик. Являясь переводчиками, проводниками и информаторами российских изыскателей и исследователей, они способствовали сохранению богатого историко-культурного наследия прошлого, коллекционированию и передаче в музеи и научно-культурные центры археологических памятников, предметов домашнего обихода и прикладного искусства.
     Кыргызы, по свидетельству многих современников, сочувственно и доброжелательно относились к учёным, исследователям и изыскателям  природы своей страны, проявляя традиционное гостеприимство и оказывая им всяческое содействие в изучении края. Они выступали в качестве информаторов, проводников, подсобных рабочих, а также переводчиков и коллекторов российских путешественников в их экспедициях.
    Среди местных исследователей были известны имена Абдыбекова Садырбека, Аильчинова Садыка, Кылдаева Кудакельди, Карыева Сатылгана, Тынаева Маке и других, внесших значительный вклад в географическое познание территории края.
Одним из них был Азаматбек уулу Кербен (кыр. азамат – молодец,  лихой удалец + бек – именной аффикс +уул– сын + кербен – караван).
     Азамат — мужское личное имя, произошло от арабского слова a`zama -  быть могущественным. В турецком и персидском языках также существует слово «azamet» или «azamat», произошедшее от того же арабского корня, которое переводится как «величие», «величественность». В тюркской культуре имя Азамат означает "лихой удалец", что близко к русскому "добрый молодец", а также употребляется в значении «лихой наездник». На кыыргызском языке  имя Азамат переводится как  - "лихой удалец, доблестный джигит, добрый молодец".
     Азаматбек родился примерно в 1890 году и был сыном  местного, опытного караванщика, проводника торговых караванов, везущих грузы
по Великому Шёлковому пути, представляющему в то время  систему караванных торговых артерий, пролегавших через большую часть Евразийского континента и соединявших страны Запада и Востока.  Эта магистраль просуществовала более 17 столетий, со II в до н.э. до XV в н.э. Это была поистине колоссальная дорога, со всеми своим ответвлениями протянувшаяся на 7000 км и связавшая народы величайших цивилизаций того времени – Китая, Индии, Средней Азии, Ближнего Востока и Европы.
И вот когда Азамат  достиг своего первого года рождения  (по животному циклу, составляющему 12 лет,  м;ч;л), он начал помогать отцу во всех его путешествиях и проводке караванов, как по ВШП, так и по другим транспортным и пешеходным артериям, проложенным по территории Кыргызстана и  по другим местам, обходным ВШП, на случай завалов при землетрясениях, засыпании снегом, размыве дождями. Так Азамат вскоре и сам стал опытным проводником. Физически он тоже был крепким, выносливым и сильным  человеком, что играло большую роль в преодолении различных препятствий, возникающих на пути караванов, а также защиты обслуживающего персонала и торговцев  от возможного нападения разбойников, грабителей и воров.
     Своё первое путешествие как проводника экспедиции П.С.Назарова  по Киргизской степи он совершил перед самым началом Первой Мировой войны и оно подробно описано в изданных статьях и книгах самого путешественника.
     Второе длительное путешествие Азамат совершил по Чуйской долине в качестве проводника экспедиции В.А.Васильева и помогал ему в изучении водных и земельных ресурсов этого края.
    Третье путешествие по  артериям ВШП Азамат совершил в 1920 году, когда  он  по официальной версии  отправился в очередную изыскательскую экспедицию в сторону озера Балхаша. На самом деле его тройка лошадей, везущая П.С.Назарова, скрывавшегося от возможного ареста,   направлялась в противоположную сторону ; на юг через Нарын к китайской границе.
     Во время этого вынужденного путешествия по Тянь-Шаню Назаров с помощью Азаматбека продолжали вести геологические, географические и прочие научные исследования.
    Азамат был любознательным и деятельным проводником и помощником  Назарова и учился у него  поиску полезных ископаемых, методам их определения и  учёта.  Ещё во время своей первой научной экспедиции, он выучил русский язык и мог свободно общаться с сотрудниками экспедиции.
     Последующие годы своей жизни, вплоть до начала Великой Отечественной войны, Азамат принимал участие во многих местных исследовательских экспедициях, был неутомимым изыскателем и оставил о себе добрую память, как в среде научных работников, так и местного населения.


Рецензии