Битва в Коралловом море
Уже начальный период Второй мировой войны показал, что решающую роль в боевых действиях на море начала играть авиация, и основой морской мощи вместо линкора стал авианосец. Но вплоть до весны 1942 года новые властелины океанов ни разу не встречались в бою между собой. Два дня боёв, 7 и 8 мая 1942 года, навсегда изменили военно-морскую стратегию и тактику. Встреча тяжёлых авианосцев Японии и США в Коралловом море стала первым этапом грандиозных событий, позже приведших к коренному перелому в войне на Тихом океане.
Операция «МО»
К весне 1942 года Япония завладела стратегической инициативой на Тихом океане. Желая продолжить череду успешных наступлений, генеральные штабы японских армии и флота в апреле 1942 года договорились о проведении операции «MO», целью которой была высадка морского десанта в городе Порт-Морсби, столице австралийской колонии Новая Гвинея. Захват стратегически важного населённого пункта с единственным на острове оборудованным портом, крупными аэродромами и базами снабжения позволил бы японцам добиться полного контроля над Новой Гвинеей. Успех операции означал бы и мощный удар по обороноспособности Австралии: например, с аэродромов Порт-Морсби японская авиация смогла бы бомбить густонаселённый и экономически важный штат Квинсленд.
Как стало известно после войны, японские армия и флот всерьёз не планировали высадку морского десанта непосредственно на Зелёный континент. Если флот теоретически мог обеспечить его, то для армии подобная операция находилась за пределами возможностей. Впрочем, в 1942 году угроза японского вторжения в Австралию или массированных воздушных ударов по крупным австралийским городам казалась союзникам более чем реальной. Кроме того, за операцией «MO» должны были последовать операции «RY» (захват островов Науру и Оушен) и «FS» (захват Фиджи, Самоа и Новой Каледонии), успех которых позволил бы перерезать коммуникации между Австралией и США. Решать подобные задачи без привлечения тяжёлых авианосцев было невозможно — это понимали как в штабе японского Императорского флота, так и в штабе ВМС США.
Бомбардировка Дарвина 19 февраля 1942 года наглядно показала, как выглядит массированный удар японской авиации по австралийскому городу.
Разумеется, союзники не знали всех деталей японских планов, однако блестящая работа разведки позволила предугадать операцию «MO». В апреле 1942 года американская и британская разведслужбы ВМС перехватили и расшифровали сообщения, говорившие о резко возросшей активности японского флота в юго-западной части Тихого океана. С высокой долей вероятности можно было предположить, что в Коралловое море направляются авианосцы и готовится десант в Порт-Морсби. Подобные сведения предоставили и австралийские береговые наблюдатели. Главнокомандующий силами союзников на Тихом океане адмирал Честер Нимиц согласился с полученной информацией, и в конце апреля приказал отправить в Коралловое море американские авианосцы. В свою очередь, японская военно-морская разведка также получила сведения о действиях союзного флота в австралийских водах (хотя и не очень подробные). Таким образом, и союзное, и японское командование имело приблизительное представление о намерениях друг друга.
С японской стороны общее руководство операцией «MO» осуществлял командующий 4-м флотом вице-адмирал Сигэёси Иноуэ (штаб — на лёгком крейсере Kashima в Рабауле). Командование Объединённого флота выделило ему 5-ю дивизию авианосцев — вокруг неё было организовано импровизированное ударное соединение под командованием вице-адмирала Такео Такаги, который и руководил боем, находясь в море. С американской же стороны сложилась любопытная коллизия: формально корабли, отправленные Нимицем, находились в зоне ответственности генерала Дугласа Макартура. Однако передавать ему контроль над авианосцами Нимиц, разумеется, не собирался и подчинил командира оперативного соединения 17 контр-адмирала Фрэнка Флетчера напрямую себе. В свою очередь, Флетчеру должны были подчиняться оперативные соединения 11 и 44.
Обе стороны собрали в Коралловом море значительные силы: как у американцев, так и у японцев это были «сборные команды» из кораблей различных соединений. На стороне адмирала Такаги было превосходство в авиации (за счёт боевого опыта лётчиков, более высоких характеристик палубных самолётов, наличия двухмоторных торпедоносцев и тяжёлых летающих лодок-разведчиков). Свои преимущества имел и Флетчер: благодаря качественным разведданным он точнее представлял действия противника. Кроме того, американские корабли, в отличие от японских, оснащались радарами (на авианосцах Lexington и Yorktown имелись поисковые РЛС модели CXAM с теоретической дальностью обнаружения до 150 км). Силы сторон выглядели следующим образом:
Япония:
Тяжёлые авианосцы Shokaku и Zuikaku на каждом — стандартная авиагруппа: 21 истребитель А6М; 21 пикирующий бомбардировщик D3A; 21 торпедоносец B5N)
Перечислять другие силы флота не буду, о некоторых вы узнаете из текста о битве.
Shokaku и Zuikaku были новейшими тяжёлыми авианосцами Императорского флота и одними из лучших в мире кораблей своего класса.
США
Тяжёлые авианосцы Lexington (22 истребителя F4F Wildcat, 36 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, 12 торпедоносцев TBD Devastator) и Yorktown (20 истребителей F4F Wildcat, 38 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, 13 торпедоносцев TBD Devastator);
Так же не буду перечислять другие корабли американской эскадры, скажу лишь, что в количеством отношении они значительно уступали японским.
Тяжёлый авианосец Lexington был одним из первых в мире кораблей своего класса, но обладал удачной конструкцией и высокой боевой ценностью.
3 – 6 мая: Первые ходы истории
Операция «МО» имела сложный план, предусматривавший действия разрозненных групп кораблей. 29 апреля из Рабаула вышло соединение вторжения на Тулаги, 30 апреля — 1 мая Трук покинули крейсеры и авианосцы. В ходе развёртывания сил 2–3 мая авианосцы 5-й дивизии должны были доставить в Рабаул девять истребителей А6М, после чего ждать выхода конвоя с силами вторжения в Порт-Морсби. Эта задача исключила японские авианосцы из боя за остров Тулаги (к северу от Гуадалканала), где утром 3 мая с кораблей контр-адмирала Симы высадились четыреста солдат наземных сил флота. Сопротивления на суше они не встретили, поскольку малочисленный австралийский гарнизон эвакуировался незадолго до вторжения. Однако вскоре в дело вмешались американцы, начавшие развёртывание своих сил ещё в середине апреля (Lexington вышел из Пёрл-Харбора 16 апреля, а Yorktown с февраля находился в австралийских водах, базируясь на Нумеа).
К моменту высадки японцев на Тулаги американские оперативные соединения 11 и 17 уже находились в море, но ещё не встретились, поэтому Флетчер на правах командующего решил действовать самостоятельно. Утром 4 мая он поднял с авианосца Yorktown 12 торпедоносцев и 28 пикирующих бомбардировщиков, которые под прикрытием 6 истребителей нанесли удар по японским кораблям. Результаты не впечатляли: серьёзно пострадал лишь эсминец Kikuzuki, выбросившийся на мель и полностью разрушенный. Днём Флетчер нанёс ещё два авиаудара по гавани Тулаги со столь же скромными итогами. Помимо эсминца, за три атаки американцы потопили три тральщика, повредили несколько кораблей и сбили 4 лёгких гидросамолёта (всего погибли 87 японских моряков и десантников). Американские потери составили один бомбардировщик и два истребителя, экипажи которых спаслись. 4 мая Флетчер сильно рисковал, действуя в одиночку, но все обошлось благополучно, и он направился на соединение с подчинёнными ему силами.
Оперативные соединения 11, 17 и 44 встретились утром 5 мая к югу от Гуадалканала, после чего Флетчер принял на себя командование объединёнными силами. В тот же день японское ударное соединение наконец прекратило кружить возле Рабаула и двинулось на юг, прикрывая конвой, шедший в Порт-Морсби. 6 мая американский и японский флоты дозаправились, вошли с юга и с севера в Коралловое море и начали искать друг друга. Американские авианосцы были обнаружены японскими летающими лодками Н6К, но последствий это не имело. В свою очередь, американские бомбардировщики B-17 обнаружили и безуспешно пытались атаковать корабли из группы вторжения в Порт-Морсби, обнаружив лёгкий авианосец Shoho. К вечеру Флетчер и Такаги находились на расстоянии удара — хотя ни одному из командующих пока не удалось найти противника, стало ясно, что на следующий день боя не миновать.
7 мая: день ошибок
Ранним утром американское и японское авианосные соединения почти одновременно подняли разведывательные самолёты и начали искать противника. Вскоре после вылета разведчиков Флетчер приказал контр-адмиралу Крейсу и его австрало-американской эскадре направиться к юго-западному побережью Новой Гвинеи и перекрыть ближние подходы к Порт-Морсби. Теперь это решение часто критикуется как ослабившее ПВО авианосного соединения, но в момент отдачи приказа в нём была своя логика. Возможно, если бы силы вторжения в Порт-Морсби пытались прорваться любой ценой, то кораблям Крейса пришлось бы стать последним рубежом обороны, да и в сложившихся обстоятельствах они сыграли свою роль. Кроме того, последующие события показали, что Флетчер явно не горел желанием взаимодействовать с иностранными кораблями, находившимися под командованием иностранного адмирала.
Маневрируя в ночь с 6 на 7 мая, японцы и американцы оказались не строго на севере и юге относительно друг друга, а восточнее и западнее. Поэтому, как выяснилось позднее, сектора для поиска врага оба адмирала выбрали ошибочно. Первыми цель, казавшуюся подходящей для атаки, нашли японцы. В 7:45 разведчик с Shokaku передал, что видит авианосец и крейсер. Такаги и непосредственный командир авианосцев контр-адмирал Хара решили не терять времени и в 8:00 стали поднимать в воздух ударную авиагруппу: 18 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 24 торпедоносца. Уже в 8:20 сообщение о найденных авианосцах передал гидросамолёт с крейсера Furutaka, но японские адмиралы решили не перенаправлять взлетевшие самолёты.
К 9:30 японские лётчики достигли заданной точки и принялись искать там «авианосец и крейсер». После довольно долгого поиска стало ясно, что за крупные корабли ошибочно приняли танкер Neosho и сопровождавший его эсминец Sims из группы снабжения американских авианосцев. За отсутствием более достойных целей японцы решили быстро атаковать то, что имеется, и возвращаться. Около полудня 36 пикирующих бомбардировщиков обрушились на американцев. Эсминец получил три бомбовых попадания, взорвался и переломился на части (спаслись только 14 моряков, 178 погибли). Танкер получил семь бомбовых попаданий (кроме того, в него врезался один из трёх сбитых бомбардировщиков), но удержался на плаву и начал передавать сигналы о помощи. Впрочем, штурман судна допустил трагическую ошибку, неверно передав координаты: Neosho дрейфовал в море ещё четыре дня, пока не был обнаружен патрульной летающей лодкой союзников. Только 11 мая американский эсминец Henley подобрал 123 моряка (включая спасшихся с эсминца), после чего добил танкер, на котором погибли 175 человек.
Американцы также ошиблись в выборе целей, хотя их атака оказалась более результативной. В 8:15 разведчик с Yorktown сообщил, что видит два авианосца и четыре тяжёлых крейсера, после чего к цели направились 18 истребителей, 53 пикирующих бомбардировщика и 22 торпедоносца. Позднее разведчик исправил своё сообщение, но возвращать самолёты американцы тоже не стали. В 10:40 американские лётчики обнаружили лёгкий авианосец Shoho из дальнего прикрытия десантного конвоя и сразу после 11:00 атаковали его. Несколько истребителей воздушного патруля и огонь ПВО тяжёлых крейсеров не смогли защитить японский корабль. Авиагруппа Lexington заявила 2 бомбовых и 5 торпедных попаданий, авиагруппа Yorktown — 11 попаданий бомбами и 2 — торпедами. Этого оказалось более чем достаточно для относительно небольшого корабля: уже в 11:35 Shoho затонул, унося на дно 631 человека (спасся 131 моряк). В ходе этой атаки американцы потеряли три пикирующих бомбардировщика. Командир бомбардировочной эскадрильи авианосца Lexington передал в эфир: «Сделали один плоскопалубник!» Американцы действительно имели повод для радости: Shoho стал первым японским авианосцем, погибшим во Второй мировой войне.
В то время как американские и японские авиагруппы возвращались на свои корабли, пришло время эскадры адмирала Крейса, находившейся у побережья Новой Гвинеи. С 12:40 за ней следили японские гидросамолёты, передавшие сообщение, что обнаружили два линкора и два тяжёлых крейсера. Около 14:30 появились ударные самолёты из Рабаула: 12 торпедоносцев G4M и 19 горизонтальных бомбардировщиков G3M (дальнее прикрытие бомбардировщиков осуществляли 11 истребителей А6М, в бой не вступавшие). Ситуация складывалась крайне опасно для союзников, но японцы атаковали не лучшим образом, а командиры крейсеров отлично управляли своими кораблями. Флагман соединения тяжёлый крейсер Australia уклонился от трёх торпед, лёгкий крейсер Hobart — от одной и тяжёлый крейсер Chicago — от четырёх. Зенитчики кораблей сбили четыре торпедоносца, ещё один или два разбились на обратном пути из-за повреждений, а пять самолётов получили лёгкие повреждения. Горизонтальные бомбардировщики также не добились попаданий — таким образом, бой с опасным противником американцы и австралийцы провели мастерски (хотя японцы почему-то заявили о потоплении линкора типа California и повреждении линкора Warspite). Чуть позже корабли оперативного соединения 44 могли пострадать от «дружественного огня», когда по ошибке на них сбросили бомбы три американских бомбардировщика B-17 — к счастью, лётчики промахнулись.
После 15:00 Крейс запросил у Флетчера истребительное прикрытие, но не получил ни ответа, ни приказов, после чего решил увести корабли южнее, чтобы выйти из зоны действия японских самолётов и ждать дальнейшего развития событий (распространённое мнение о том, что «Крейс оставил поле боя и ушёл в Австралию» — миф). Встретиться с силами вторжения австрало-американскому соединению так и не пришлось: штаб японского 4-го флота остановил движение конвоя в Порт-Морсби, не имея возможности гарантировать ему безопасность. Более того, обнаружение кораблей британского адмирала ещё сильнее запутало Такаги, который упорно (и безуспешно) пытался найти американские авианосцы и нанести удар вечером. В отличие от оппонента, Флетчер ушёл в оборону, ограничившись истребительными патрулями. Около 18:00 11 американских истребителей перехватили японскую ударно-поисковую группу из 27 самолётов и разгромили её, достоверно сбив восемь торпедоносцев и пикирующий бомбардировщик ценой потери двух истребителей.
В 18:30 стемнело, и стало ясно, что бой авианосцев состоится лишь на следующий день. Поскольку японской ударно-поисковой группе пришлось возвращаться и садиться в сумерках, несколько машин по ошибке сблизились с американским авианосным соединением, перепутав направление. Чтобы облегчить задачу лётчикам, контр-адмирал Хара приказал подсветить корабли прожекторами, и после 21:00 уцелевшие японские самолёты вернулись на свои авианосцы. Некоторое число машин в темноте разбилось или село на воду — их точное количество остаётся спорным, некоторые историки говорят об одиннадцати самолётах. Вечером соединения Флетчера и Такаги разделяли около 200 км: оба адмирала допускали возможность ночного боя крейсеров и эсминцев, но так и не решились начать поиски.
8 – 10 мая: бой авианосцев и его последствия
После 6 часов утра 8 мая противоборствующие флоты подняли разведывательные самолёты — на сей раз и Флетчер, и Такаги расширили сектора поиска, учитывая опыт прошлого дня. Около 8:20, практически одновременно, оба ударных соединения были обнаружены — их разделяла дистанция в 240 морских миль (390 км). Первое в истории сражение авианосцев началось в самом жестоком и бескомпромиссном варианте встречного боя, при котором ни у кого из противников не имелось шансов уклониться. После 9:00 в небо поднялись японская и американская ударные авиагруппы. Японцы отправили в атаку 18 истребителей A6M, 33 пикирующих бомбардировщика D3A и 18 торпедоносцев B5N. С американских кораблей взлетели 15 истребителей F4F Wildcat, 46 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless и 21 торпедоносец TBD Devastator.
Самолёты двух американских авианосцев шли к цели и атаковали раздельно. Первой к японскому соединению приблизилась авиагруппа Yorktown, атаковавшая в 10:57. К тому времени Shokaku и Zuikaku разошлись на дистанцию 9 км, причём Zuikaku укрылся в дождевом шквале. Истребительный патруль ударного соединения состоял из шестнадцати А6М. Американцы атаковали хорошо заметный Shokaku: 24 пикирующих бомбардировщика «положили» в цель две бомбы, но девять торпедоносцев промахнулись. В бою погибли четыре SBD Dauntless и два японских истребителя. Авиагруппа Lexington атаковала только в 11:30, причём весьма неудачно. 18 пикирующих бомбардировщиков не смогли найти цель, два пикировщика безуспешно атаковали Zuikaku, и ещё два SBD Dauntless добились одного попадания в Shokaku (всего американцы претендовали на шесть бомбовых и три торпедных попадания в этот корабль). 12 торпедоносцев вновь безуспешно атаковали Shokaku. В этой атаке американцы потеряли три истребителя. Примечательно, что тяжёлый авианосец Zuikaku оправдал своё имя «Счастливый журавль», не получив ни царапины (вплоть до самой гибели в 1944 году ему будет сопутствовать удивительное везение).
В 10:55 радиолокатор авианосца Lexington обнаружил приближавшиеся самолёты противника на дистанции 110 км, но это не дало американцам больших преимуществ. Когда в 11:18 японцы атаковали, два американских авианосца разошлись на расстояние в 3 км, их охраняли 17 истребителей и 8 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, которым приказали перехватывать торпедоносцы. Однако истребительное прикрытие оказалось нескоординированным: 14 японских торпедоносцев зашли с двух сторон на Lexington, добившись двух достоверных попаданий в левый борт. На Yorktown вышли только четыре торпедоносца, которые не имели успеха. В ходе этой атаки погибли восемь японских B5N и четыре американских SBD Dauntless, использовавшихся в роли перехватчиков. Через несколько минут после торпедоносцев атаку начали японские пикирующие бомбардировщики. 19 самолётов вышли на Lexington, добившись двух попаданий и нескольких близких разрывов. 14 пикировщиков атаковали Yorktown — авианосец получил одно бомбовое попадание, а два японских самолёта были сбиты над целью. Только во время выхода японцев из атаки американскому истребительному патрулю удалось навязать им воздушный бой. В нём японцы потеряли три торпедоносца, два пикирующих бомбардировщика и истребитель; потери американцев составили три истребителя и три SBD Dauntless, использовавшихся в роли перехватчиков.
К полудню обмен ударами завершился. Shokaku с тяжело повреждённой палубой оказался небоеспособным, на его борту погибли 108 человек. Уже в 12:10 командир корабля запросил отступление, после чего адмиралы Такаги и Хара выделили авианосцу эскорт: два тяжёлых крейсера и два эсминца — и приказали уходить на север. 17 мая корабль вернулся для ремонта в Японию, чуть не затонув по дороге из-за сильного шторма и уклонившись от американских субмарин. Самолётам с Shokaku приказали возвращаться на невредимый Zuikaku, причём не менее двенадцати повреждённых машин пришлось сбросить в воду, чтобы освободить место. Японцы считали, что потопили оба американских авианосца, но для продолжения боя у них оставались только 24 истребителя, 9 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев. С учётом союзных кораблей, обнаруженных на подходах к Порт-Морсби, адмирал Иноуэ приказал остановить операцию «МО» и возвращаться в Рабаул.
Повреждения авианосца Lexington первоначально выглядели относительно лёгкими: казалось, что корабль боеспособен и может продолжать взлётно-посадочные операции. Однако в 12:47 на его борту раздался сильный взрыв и начался пожар. Как выяснилось позднее, японская торпеда повредила ёмкость с авиационным топливом, пары которого и взорвались. В 14:45 произошёл второй взрыв, корабль потерял ход, возгорание быстро стало неконтролируемым. В 17:07 адмирал Фитч приказал «убирать ребят с корабля», началась организованная эвакуация, а в 19:15 эсминец Phelps по приказу адмирала Флетчера добил агонизирующий авианосец торпедами. Окончательно Lexington затонул лишь около 20:00. Потери в людях оказались относительно небольшими (216 погибших из почти 2500 человек экипажа), но вместе с кораблём затонули 36 самолётов. На авианосце Yorktown у Флетчера оставались 15 истребителей, 16 пикирующих бомбардировщиков и 7 торпедоносцев, однако он не имел никакого желания продолжать бой и приказал оперативному соединению 17 отступать.
Поздно вечером 8 мая главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Ямамото отменил приказ штаба 4-го флота и потребовал от Такаги продолжить поиск противника в Коралловом море. На следующий день соединения Гото и Такаги дозаправились и искали вражеские корабли, но безуспешно. Приближаться к Порт-Морсби японцы так и не рискнули, а 10 мая операцию «МО» формально перенесли на июль. Zuikaku получил приказ возвращаться в Японию и 21 мая прибыл в Куре. 15 мая штаб 4-го японского флота предварительно отменил так и не начавшуюся операцию «RY» (морской десант на острова Науру и Оушен). Что же касается союзников, то американский главнокомандующий Нимиц согласился с решением Флетчера отступить и приказал возвращаться в Пёрл-Харбор, куда Yorktown прибыл 27 мая. Крейс, которого Флетчер упорно игнорировал, до 10 мая патрулировал у Порт-Морсби, после чего вернулся в Австралию.
Обе стороны объявили сражение в Коралловом море своей победой. Если у американцев заявления о разгроме врага являлись откровенно пропагандистскими, то японцы искренне верили, что потопили два вражеских тяжёлых авианосца и линкор. Достоверные результаты боя позволяют говорить о тактической победе японского флота, «разменявшего» свой лёгкий авианосец на тяжёлый авианосец противника (стандартное водоизмещение Shoho — 11 262 т, авиагруппа — не более 30 машин; стандартное водоизмещение Lexington — 38 727 т, авиагруппа — до 90 машин). Потери в самолётах можно назвать приблизительно равными, хотя и более тяжёлыми для японской стороны. Американцы потеряли по разным причинам 66 или 67 палубных самолётов (включая 36 затонувших на Lexington) и не менее трёх самолётов береговой авиации (в том числе один B-17), японцы признают потерю примерно восьмидесяти палубных самолётов (включая разбившиеся, севшие на воду и сброшенные за борт), пяти средних торпедоносцев G4M и ещё нескольких гидросамолётов. Людские потери оказались выше у японцев: из-за стремительной гибели Shoho они потеряли около 950 человек, в то время как американцы — около 650 (в основном на Lexington, Neosho и Sims).
Оценивая результаты сражения в Коралловом море, стоит учитывать, что тактическая победа японского флота имела самые негативные стратегические последствия для Японии. Менее чем через месяц состоялось сражение у Мидуэя, которое Shokaku и Zuikaku пропустили из-за полученных повреждений и потерь в авиагруппе (напомним, что японцы верили в два потопленных тяжёлых авианосца противника). В то же время относительно легко повреждённый Yorktown был оперативно отремонтирован в Пёрл-Харборе, пополнил авиагруппу и принял участие в решающем бою. Лишившись поддержки флота, японская армия летом 1942 года развернула сухопутное наступление на Порт-Морсби, которое после долгих и упорных боёв завершилось победой австралийцев. Остров Тулаги недолго оставался в японских руках: в августе 1942 года его освободила американская морская пехота, что стало частью грандиозной битвы за Гуадалканал. Таким образом, первое в истории сражение авианосцев стало ещё и катализатором цепи событий, приведших к коренному перелому в войне на Тихом океане.
Свидетельство о публикации №221071900274