Хрущев и артели
Пришедший к власти Хрущев сначала избавился от тех, кто мог ему противостоять - был убит Л.П.Берия, убраны из руководства страной и отправлены в разные места на незначительные должности Маленков (1955 год - назначен министром электростанций), Молотов - с поста Министра иностранных дел переведен в Госконтроль, а потом и вовсе - отправлен послом в Монголию. Были, надо полагать, и другие фигуры - рангом поменьше.
Хрущев привел к руководству страной свои кадры, кто был ему верен, на кого он рассчитывал. И понеслось...
6 марта 1956 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства управлении делами артели".
В нем рекомендовали колхозам, исходя из интересов государства, общественных интересов колхозов и личных интересов колхозников, самим дополнять и изменять отдельные положения принятого устава с учетом местных конкретных условий, в частности размеры приусадебных участков, количество скота в личном владении, минимум трудодней и другое.
По Уставу от 17.02.1935 года - "...Размеры приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора (не считая земли под жилыми постройками), могут колебаться от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах до 1 га в зависимости от областных и районных условий, устанавливаемых народными комиссариатами земледелия союзных республик на основе указаний Народного комиссариата земледелия Союза ССР..."
Переводя на более привычный язык - крестьяне могли иметь в личном пользовании от 25 до 50 соток земли.
Было сказано, что "...устав сельскохозяйственной артели
уже не охватывает все стороны многообразной жизни и деятельности колхозов, в ряде случаев ограничивает их инициативу в установлении порядка ведения общественного хозяйства, наиболее отвечающего конкретным условиям работы колхоза..."
Мол, "....В многочисленных письмах, поступающих в ЦК КПСС и Совет Министров СССР от колхозов и колхозников, вносятся предложения об изменениях некоторых положений Примерного устава сельскохозяйственной артели и в особенности поднимаются вопросы о порядке наделения и размерах приусадебных участков, о количестве скота, находящегося в личной собственности колхозного двора, о порядке использования колхозных выпасов, определения минимума трудодней, исключения колхозников из колхозов, распределения доходов, расширения прав правлений колхозов и другие вопросы. Колхозники справедливо указывают, что предусмотренное в Примерном уставе сельскохозяйственной артели выделение приусадебных участков колхозным дворам, независимо от степени трудового участия в общественном хозяйстве трудоспособных членов колхоза, противоречит задачам организационно-хозяйственного укрепления колхозов..."
В итоге, под удар подпадают площади участков, выделенные под личные подсобные хозяйства.
По работе на личном участке и в колхозе. В 1939 году постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было определено, что обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет в колхозах устанавливается в размере 60-100 дней в год.
После войны этот минимум был увеличен, в 1950-х годах составлял уже усредненно до 150 трудодней в год для женщин и до 200 - для мужчин.
27 августа 1956 года выходит Указ "О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах". Этим указом вводится специальный налог для жителей городов, владеющих скотом.
20 августа 1958 года выходит Постановление "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках".
В итоге, под ударом оказываются 12 миллионов городских семей, имеющих свои огороды. Как результат - массовый забой скота. Люди, до этого кормившие себя, продававшие излишки продукции на рынках, сдававшие продукции государству, теперь оказываются потребителями продукции из магазинов.
По Уставу 1935 года - "...Каждый колхозный двор…может иметь в личном пользовании корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом или, если правление колхоза найдет необходимым, 2 свиноматки с приплодом, до 10 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2-3 коровы и, кроме того, молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе…"
Декабрь 1959 года, принимается решение в отношении жителей села. На очередном Пленуме ЦК сказано, что "...личные подсобные хозяйства постепенно утрачивают свое значение...".
Как главный аргумент - жителям сельской местности, оказывается, гораздо выгоднее будет получать продукты из колхоза, нежели самим выращивать! Вот так, ни много ни мало.
И, в итоге, вводятся дополнительные налоги на каждую голову скота в личном хозяйстве, каждое посаженное фруктовое дерево.
Скот содержать становится невыгодно, начинается его массовый забой., т.к. государство хоть и желает закупить, но цены предлагает очень низкие, проще забить. А там, где продают - колхозы не могут прокормить такое количество скота, тоже начинается забой уже "лишнего".
В начале 1960-х годов такая картина складывается - личные подсобные хозяйства (ЛПХ) обкладываются большими налогами, у них урезается земля, сильно ограничивают в кормах... В итоге ЛПХ сходят на нет и прекращают свое существование.
А, ведь, личные подсобные хозяйства колхозников были эффективным поставщиком продуктов в СССР!
К примеру, в 1940 году они давали по обязательным государственным поставкам до 30% всего картофеля в стране, мяса скота и птицы - 25 %, яиц - 90%, молока - 26%, шерсти - 22% и т.д. С их же ликвидацией начинается системная нехватка и дефицит производства, падают доходы селян.
6 апреля 1962 года Н.Я.Ицков, ученый-аграрник, заместитель заведующего сельхоз отдела ЦК КПСС, направляет доклад Хрущеву, в котором отмечает, что "...потребуется много лет, чтобы решающим образом вытеснить (перекрыть) долю производства их личными подсобными хозяйствами. Например, по производству яиц, потребуется несколько десятков лет, очень много лет потребуется по производству картофеля, овощей, мяса и сала. Мною подсчитаны такие данные, они очень тревожны...".
Ицков ставит вопрос - "...Не торопливо ли ставится вопрос о сокращении и даже ликвидации личных подсобных хозяйств?".
Ответа на свое обращение Н.Я.Ицков так и не получил.
В стране начинаются перебои со снабжением населения продовольствием. Уже в начале 1962 года образовался дефицит хлеба, круп, растительного масла, мяса, молока и других основных продуктов питания. В ряде регионов страны были введены карточки на большинство видов продовольственных товаров.
31 мая 1962 года в центральных газетах было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О повышении закупочных (сдаточных) цен на крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц, масло животное и сливки и розничных цен на мясо, мясные продукты и масло животное", которое предусматривало рост цен на мясо и мясопродукты в среднем на 30 % (на говядину - в среднем на 31 %, баранину - на 34 %, свинину - на 19 %), на колбасные изделия - на 31 %, на сливочное масло - на 25 %.
1963 год - случается неурожай, в итоге СССР начинает импортировать продовольствие, тратить на это золотой запас. С этого времени нехватка продовольствия становится хронической, рост закупок импортного продовольствия - постоянным.
По артелям все делалось примерно по той же схеме.
14 апреля 1956 года выходит Постановление "О реорганизации промысловой кооперации", в котором утверждалось - "...многие предприятия промысловой кооперации перестали носить характер кустарно-кооперативного производства и по существу ничем не отличаются от предприятий государственной промышленности".
Решение - "...Признать необходимым реорганизовать промысловую кооперацию, передав ее наиболее крупные специализированные предприятия в ведение республиканских министерств соответствующих отраслей промышленности и областных и городских Советов депутатов трудящихся, а торговые предприятия и предприятия общественного питания - в ведение местных торгующих организаций системы министерств торговли и потребительской кооперации союзных республик...
....Установить, что передача государственным органам предприятий промысловой кооперации производится безвозмездно со всеми активами и пассивами по балансу на 1-е число месяца..."
В 1960 году на уровне каждой республики принимаются типовые решения о ликвидации артелей.
24 сентября 1960 года Совет Министров РСФСР принимает Постановление "Об упразднении промысловой кооперации", завершившее процесс ликвидации артелей.
К началу 1960-х годов артели преобразуются в госпредприятия, вливаясь в не очень гибкую плановую экономику, особенно для товаров массового спроса. Так, артель "Металлист" становится государственным заводом, артель "Красный партизан" - канифольным заводом и т.д. Граждане с предприимчивой жилкой лишаются возможности для самореализации, артельная собственность отчуждается безвозмездно.
Ликвидируется механизм формирования товарного многообразия и оперативного отклика на изменение спроса. Начинается эпоха дефицита значительной части ассортимента товаров широкого потребления, которая только нарастает.
Инициатива же выталкивается в нелегальную сферу (теневую), появляются "цеховики".
Профессор Калифорнийского университета Грегори Гроссман оценивал масштаб теневой экономики в СССР к концу 1980-х годов в размере 7-8 %. Примерно столько же, к слову, при Сталине давали промысловые артели...
А один из "гуру либеральной экономики" Евгений Ясин так вообще отдавал теневикам в СССР не менее 10-15% ВВП.
Ликвидация промартелей, запреты, теневики - все это становится почвой для разрастания криминала, коррупции...
Вот так, за несколько лет, с 1956 по начало 1960-х разрушили все, что создавалось годами. И в итоге, вместо движения вперед, страна забуксовала и пошла в тупик.
Свидетельство о публикации №221071900339