Социософия, 4

10. Дух человека и дух эпохи. Николай II, четвёрка и пятёрка
11. Циклы и энергетические центры
12. Проявления циклов в циклах


ДУХ ЧЕЛОВЕКА И ДУХ ЭПОХИ. НИКОЛАЙ II, ЧЕТВЁРКА И ПЯТЁРКА

Российская четвёрка опиралась на двойку (патриархальность, традиции).

То, что мы определяем как циклы, есть суть – тенденции в духовно-душевно мире человека. Когда та или иная тенденция отмечает время, мы говорим о цикле.

Есть то, что определяет ход общественного развития – те или иные взгляды, убеждения, идеи, видение, дух. Иногда они не кристаллизуются в конечных формах, определяющих тот или иной цикл, но об эпохе в целом следует судить по определяющему её духу.

И наоборот может намеренно создаваться видимость пятого цикла, например, как в случае большевиков, но дух большевиков, мировоззрение которых получило "религиозную формацию", есть дух четвёртого цикла.

Даже тогда, когда дух эпохи отмечает определенный цикл, к примеру, пятёрка, некоторые личности в ней могут следовать духу другого цикла. Так, например, император Николай II как политический деятель был ближе духу четвёрки, нежели пятёрки (духу перемен, преобразований, духу Петра Великого). Этим и были продиктованы его противоречия с современными ему политиками, которые дух четвёрки уже отказывались понимать.

Они были настолько продвинутые, что уже не способны были сноситься с собственным царём, который отстаивал ценности четвёрки, пытаясь согласовывать направление с пятёркой (делал определённые шаги навстречу общественным настроениям).

Дух четвёрки почти полностью выветрился из элиты, но он оставался ещё у Романовых, у царей. Разве могло быть иначе? Династия Романовых насчитывала триста лет, а до неё правили Рюриковичи.

Царю была свойственна патриархальность, которой не было уже в обществе, которую не понимали. Между тем патриархальность, двойка, устойчивость – есть основа всякой устойчивости, от неё зависит крепость духовного устроения.

Но российская элита пожелала отправиться в дальнейшее плавание без двойки, без этого паруса, который всегда найдёт Бог на просторах бурного моря жизни и поведёт в нужном направлении.

После переворота, когда решался вопрос о дальнейших судьбах России, те, кто высказывался за ограниченную монархию, за сохранение "привычного для масс символа власти", оказались в меньшинстве. Республика установилась, но долго не протянула. В России показались признаки пятого цикла, но их поглотило море российской четвёрки.

Новая четвёрка (которую большевики переформатировали) не включала уже единицы. Эта четвёрка не имела религиозных оснований. Да, дух четвёрки был привычным, но из неё изъяли Бога, из цикла была изъята также пятёрка, её признаки – свобода слова, собраний, предпринимательства, доминантой стала общественная целесообразность, как её понимали большевики, которой начали подчинять всё.

Коммунизм, по их мнению, был в крови у народа, который издавна жил общиной. Во многих отношениях большевики вернули страну в прошлое. При этом строй пытались представлять самым прогрессивным, передовым.

Элементы пятёрки, которые применялись, были не достоянием человека, они должны были служить общему, общественному, и поэтому так же, как и собственность, пятёрка не принадлежала никому.

Пятёрка в Советской России не была выражением духовно-душевного мира, она была частью политики, флагом, который реял над обществом, но не характеризовал его.

Пятёрка есть, когда она пережита человеком внутренне, на уровне личности. Человек должен почувствовать потребность в пятёрке как потребность в свободе иметь и высказывать своё мнение, самостоятельно принимать решения, свободе действовать, реализовывать себя в обществе других личностей, так же действующих и реализующих себя, которые понимают и уважают право других на действие и на самореализацию.

К сожалению, такого сознания нет даже в современном российском обществе, которое тоже следует относить к четвёрке. Советское общество (четвёрка без единицы) ещё не поднялось с колен.

Можно понять название "Империя Зла", которое применяли к Советскому Союзу на Западе. Четвёрка – империя (царство), зла – потому что без единицы, без Бога, вне которого может быть только зло, которое и выражалось в жизни попранием свобод, прав, умалением и унижением человеческой личности.



ЦИКЛЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ


Энергетические центры

Мы знаем, что среди людей есть разные типы – об одних могут говорить "благородный человек", о других "низкий человек". Но чем обусловлено такое разделение? И можно ли с этим что-то сделать или мы обречены на низость и благородство?

Происхождение благородного и низкого можно объяснить, опираясь на индуистское учение о чакрах, психоэнергетических центрах в тонком теле человека, расположенных на линии позвоночника.

Если не углубляться в эту сложную концепцию, аналоги которой имеются также в китайской медицине, цигун, суфизме, каббале, можно говорить об энергетических центрах. Свойство энергии каждого из них отличается и допустимо говорить о низких и высоких энергетических центрах.

В нашей культуре имеет особое значение сердечный центр (чакру, расположенную на уровне сердца, индуисты называют Анахата-чакрой).

Восприятие каждого человека привязано к определённым энергетическим центрам и можно сказать, что из них он действует.

Тонкий человек или грубый определяется его центрированностью. Так, к примеру, восприятие персонажа романа Булгакова "Собачье сердце" Шарикова связано с низкими центрами. Художники, которые видят мир по-своему и передают это в своих полотнах, которые мы можем видеть, например, в галерее, центрированы в высоких центрах.


Циклы


1

Первый цикл связан с высокими центрами – первый человек Адам был создан Богом и жил первоначально в Раю, высшем мире, однако постепенно его восприятие деградировало, и он переселился в иерархически более низкий мир.

Высшие центры были активны у Иисуса Христа, Второго Адама, который пришел в мир, чтобы стать камнем, на котором человечество построит свой долговечный дом. Ученики Христа, апостолы, надеялись подняться на высоту видения учителя.


2

Второй цикл, к которому можно отнести времена ветхозаветных патриархов, пророков, также был связан с высокими центрами, что делало этих людей сосудами божественного откровения. С двойкой и единицей связаны также праведники, мученики, пострадавшие за Христа, центр восприятия которых находился на уровне сердца.


3

Третий цикл – это время проявлений преимущественно низких центров. Его визитная карточка – грубость, насилие. Низкие центры контролируют инстинкты, движение. Но у третьего цикла были и высокие проявления – к примеру, рыцарские монашеские ордена, которым был доступен сердечный центр.


4

Четвертый цикл характеризуется активностью как высоких, так и низких центров. Этот цикл может создавать и ценить предметы искусства. В нем сосуществуют рабочий класс, ремесленники и интеллигенция, буржуазия и дворянство.

Возможны разные типы общества четвертого цикла. Там, где элита общества составлена из высших классов, как это было, к примеру, в Российской Империи, общество в целом тяготеет к восприятию высокими центрами. Если элита состоит из представителей пролетариата, как в СССР, то оно тяготеет к восприятию из низких центров.


5

Возможны промежуточные варианты центрирования, которые есть на Западе. Умение зарабатывать, делать деньги – это результат освоения потенциала низких центров. При этом, если человек религиозен – не исключает из своего взгляда на мир Бога – это может дать вполне функциональное общество. Хотя дух практичности, который царит в таком обществе, может вступать в противоречие с фундаментальными религиозными ценностями (духом христианства, церкви, который здесь выхолощен) и подчиняется тому взгляду на мир, который вырабатывает темп жизни такого общества, все силы которого направлены на материальное выживание.

В таком обществе сильны уравнительные начала. Общество, уравнивающее всех своих членов, которые, в частности, равны перед законом, можно считать обществом пятого цикла. Уравнение всех дает дополнительный импульс для движения, развития, дополнительную энергию, люди становятся взаимозаменяемыми (каждый может реализовать свои таланты, став, например, президентом, бизнесменом или артистом), темп жизни ускоряется, производится больше благ. Пятерка сегодня явление во многом техническое, за суетой, спешкой, которой она объята, люди не видят главного и не достигают тех высот духа, на которые может взойти человек.


Елизавета Федоровна Романова как пример для пятерки

Достойным примером пятерки является великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, современница Ленина и Николая II.

Что связывает ее с пятеркой? Происхождение. Елизавета Федоровна – принцесса Гессен-Дармштадская. Она родилась и выросла на территории современной Германии, в обществе, которое дало ростки пятерки. И воспитание, которое она получила, и ее кровь (характер человека и, в частности, его свободолюбивые устремления связаны также с тем набором генов, которые он получает; так, известно, что, к примеру, потомкам российских казаков больше свойственны свободолюбивые устремления, чем людям, которые родились там, где свободы традиционно ущемлялись) сделали из нее достойный подражания пример пятерки.

Проявляла она себя в России неординарным образом. Воспитанная в религиозном духе, в России она сделалась ревностной православной. При этом она не утратила привычку свободно мыслить, которую, вероятно, получила на исторической родине, если только это не общая черта лучших представителей класса, к которому она принадлежала.

Так или иначе смелость этой женщины, усердие ее на поприще веры заслуживает внимание.

Не скованная представлениями о правильной вере (православие – буквально «правильное славление»), эта свежая голова, руководствуясь, видимо, горением своего сердца, осмелилась предложить нововведение – возрождение в России раннехристианского института диаконисс (с некоторыми изменениями), что полностью соответствовало той деятельности, которую она развернула, основав Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве, насельницами которой были не монахини, но сестры милосердия, не дававшие монашеских обетов и носившие белые одеяния.

Эта новая организованная форма христианского делания требовала утверждения.

Различный характер сестёр-персонажей Нового Завета – практичной Марфы и созерцательной Марии – стал символом различных установок в жизни христиан, но в характере Елизаветы Федоровны, по-видимому, было и то, и другое. Она не могла выбрать между Марфой и Марией, так как видела в этих характерах лишь два полюса одного делания. Ибо любовь к людям, к ближним – это продолжение любви к Богу, но также и тот путь, на котором человек может достичь истинной любви к Богу.

В лице Елизаветы Федоровны мы видим пятерку, которая связана с единицей.

Такой пятеркой призвана стать и современная пятерка. Е.Ф. – это прототип будущего общества, пятерки, которая соединит в себе все остальные цифры, овладев в полной мере лучшими их аспектами.

Отрадно, что этот пример связан с Россией, но он и возможен был только здесь, в России – православной стране. Привитый к ней западный черенок дал дивные плоды, и, если бы не бунт 1917 году, боюсь подумать, что могло бы быть, ведь русская церковь начала уже делать первые шаги в направлении восстановления чина диаконисс.

Пятерка может быть совместима с единицей, и ей может быть доступно восприятие высших центров, восприятие сердечного центра.

В Марфе, которая заботится и суетится о многом, можно узнать современное общество, можно узнать пятерку.

«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно», – сказал Господь Марфе, которая заботилась о большом угощении и пеняла сестре Марии, что та не помогает ей, но сидит у ног Иисуса, слушая Его. На что Христос сказал, что Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у неё».

Вероятно, нельзя изменить практичную Марфу, но можно сделать так, чтобы она приблизилась к пониманию созерцательной Марии. Надо полагать, после такого ответа Иисуса Марфа по-другому начнет осмыслять мир или по крайней мере задумается о своих паттернах поведения, о своем пути.



От низкого к высокому

Но можно ли считать, что в истории властвует фатум и не стоит пытаться менять свое окружение?

Чем обусловлен тот факт, что есть люди грубые или тонкие от природы? Те, кто верит в реинкарнацию, считают, что врождённая способность к тонкому восприятию является результатом работы в прошлых воплощениях. Но привязать свое восприятие к высокому центру, если оно привязано к низкому, возможно при условии работы над собой.

Такая работа возможна в Православной церкви – любой батюшка скажет вам, что покаяние есть второе крещение для христианина. Привычка жертвовать своим грубым началом ради более высокого может преобразить человека, который в процессе работы над собой начинает воспринимать мир по-другому.

В разных концах света существуют различные методики работы над собой. Но такая работа всегда привязывает восприятие к более высокому центру.


Вспомним о так называемых народниках в Российской Империи, которые шли в народ, чтобы просвещать его, учить, преподавали в школах. Значит, было сознание того, что будущее России зависит от культурного уровня людей, от их способности воспринимать высокое, отличать правду от лжи. Просвещение они считали настолько важным, что ради него отказывались даже от политической борьбы, несмотря на оппозиционный настрой.


Конечно, во всех циклах есть и будут люди, центрированные в высоких и низких центрах. Преобладающая центрированность в сообществе определяет его дух – тяжелый или легкий.

Когда маятник центрированности кренится вниз, мы видим, например, падение первых людей, Адама, обвиняющего в своем грехопадении Еву, или братьев Иосифа, продающих его в рабство в Египет, или мир, впавший в варварство – античный мир, оказавшийся под властью варваров, – или царя Ирода, убившего Иоанна Крестителя по прихоти Иродиады, или большевиков, которые уничтожают своих соотечественников из-за веры и убеждений.

С другой стороны, когда центрированность высокая, мы видим Иисуса, патриархов, монашеские рыцарские ордена, мудрого царя Соломона или, например, Елизавету Федоровну, создающую в Москве Марфо-Мариинскую обитель.

Кардиограмма истории то взлетает, то падает, исторические циклы перемешиваются, повторяются, проходя какие-то новые пути, не меняя при этом своей природы, создается впечатление неорганичности истории, в которой, кажется, нет никакого смысла.



ПРОЯВЛЕНИЯ ЦИКЛОВ В ЦИКЛАХ

Смыслы, которые нам подсказывают цифры от единицы до пяти, мы рассматриваем как субстрат исторических циклов, сменяющихся в результате повышения уровня организации общества. Но их также можно рассматривать как различные движущие силы любого общества.

Мы можем видеть проявление разных принципов внутри циклов. Так, новая экономическая политика Ленина (НЭП) явилась обращением к пятёрке внутри четвёрки, то же сейчас происходит в Китае, социалистической стране, где применяются капиталистические формы хозяйствования.

В любой стране есть тройка – армия. Тройка может захватывать с целью переустройства (часто для возвращения прежних порядков или для сохранения определённых порядков) целые страны, и в этом случае мы говорим о военном перевороте.

Тройка в государстве может иметь негативное влияние на общество, снижать уровень общей культуры, такое происходит, когда сильно влияние армии, а другие сферы плохо развиты. Соответствующие тенденции можно было наблюдать в Советском Союзе (даже революция 1917 года в России была возможна во многом благодаря солдату, армии, происходившим в ней процессам), то же можно видеть в РФ, где интересы армии в приоритете.

Единица в государстве – это религия, церковь, официальная религия, религиозные институты, вера.

Двойка – устои (мораль, нравственность, взгляды на вопрос семьи; интересно, что двойка возможна вне связи с единицей, с религией, как житейский консерватизм, который можно было наблюдать и в Советском Союзе).

Четвёрка – это консерватизм (идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам), пятёрка – либерализм; они постоянно конкурируют, так четвёрка и пятёрка проявляются в политической сфере.

Соответственно, тройка – крайне правые (но и большевики, едущие на своих грузовых авто с развивающимися красными флагами брать Зимний).

Мы видим, что в любом обществе есть институты, явления, персонажи, которые проводят через себя во вне принципы, которые заключаются в простом ряде цифр (и даже комбинациях этих цифр, так, к примеру, "пять и один" – Елизавета Федоровна Романова, "четыре и один" – царь Соломон, царь Давид и т.д.).

И даже в проявлениях отдельных людей мы можем видеть грубость (начало свойственное тройке) или смирение (единице), лень (3) или инициативность (5), у кого-то может быть склонность к монашескому образу жизни, уединенности (2), а у кого-то склонность к общежительному образу жизни, соединенная с качествами лидера, верой и благочестием (5+1).


Рецензии