Маяковский. Посмертное назначение

       Маяковский. Посмертное  назначение.

     Серебряный век без прикрас.
     Сборник «Читая Тэффи».  «Собака»
     (Фрагмент из статьи «Собака»)   
               
                Тимофеев- Пландовский- Лохвицкий

      Полезно вспомнить,что именно поэт и художник Давид Давидович Бурлюк в 1912 году убедил Маяковского в его гениальности, и затем 7 лет пестовал.  С легкой руки Корнея Чуковского  Давид Бурлюк стал именовать себя «отцом  русского футуризма». Однако, сами идеи зарождались в головах Крученых и Хлебникова. Бурлюк нашел в Маяковском сына улицы, словарный источник  футуризма.  По этому поводу Бурлюк писал:
         «Если бы В.В.Маяковский не был бы футуристом, то он был бы Демьяном Бедным (Демьянова уха — никому не нужная и безвкусная!)».
    Подтвердил это и сам Маяковский в 1922 г  в своей автобиографии:
    «Мой действительный учитель Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая».
    Бурлюк привлек Маяковского в группу «Буделяне», куда входил и поэт Велимир  Хлебников. 
    Бурлюк видел, что Маяковский  ленив, но для  поэта это не шлагбаум. Бурлюк писал:
   «У него были способности к рисунку: он схватывал характер, делал шаржи, сотрудничая ими в юмористических журналах. Но живопись требует постоянного физического труда, методичной работы... Ко всему этому у Маяковского не было склонности». Многое Маяковский перенял у Хлебникова.  Не случайно будущий литературный критик мирового масштаба   Р. Якобсон назвал Хлебникова «наибольшим мировым поэтом нынешнего [XX] века».
     В статье  «Пощёчина общественному вкусу» 1912 г.   Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников ( по алфавиту)  приказывали буделянам:               
 "Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования".
       Нельзя забывать, что почти все поэты  и художники считали себя гениями. Член группы  «Буделяне», поэт Хлебников скромно представлялся: “Председатель Земного Шара.”  По задумке Хлебникова в Общество Председателей Земного Шара  должно было войти 317 Председателей. Первым Председателем был В.Хлебников, вторым – Г. Петников. Хлебников написал "Воззвание к Председателям".  При жизни Хлебникова это "Воззвание" подписало около пятидесяти человек, в том числе:  Маяковский, Бурлюк, Крученых , Прокофьев, Пастернак, Митурич. "Воззвание"  объявляло,  что весь мир должен принадлежать людям творческих профессий – поэтам, художникам, актерам.
     Сразу после Февральской революции Хлебников  призывал создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства». Временное Правительство  и Советы не услышали  буделян. На самомнении буделян это не  сказалось.   Поэт - футурист Крученых вспоминал: 
    «Примерно, в начале 1922 г. я, в присутствии Маяковского и Хлебникова, рассказывал:
— У Саблина два ордена Красного Знамени. «Таких во всей России, — говорил мне Саблин, — 20 человек» (числа точно не помню).
— А вот таких, как я, на всю Россию только один имеется, — и то я молчу! — шутя заметил Маяковский.
— А таких, как я, и одного не сыщешь, — быстро ответил Хлебников.»
     Как видите  Маяковский считал себя единственным на всю Россию.  Правда , он красуется и лукавит, когда говорит : - «И то молчу!»
     В Маяковском Хлебников ценил поэта-трибуна, сумевшего превратить физическую силу и огромный диапазон своего голоса в средство передачи слушателям грандиозных образов и патетических ритмов своих стихов. В поэтической эстетике  Маяковского Хлебников ценил смелость разрушения привычных понятий и условностей — проще говоря наглость. Всего этого самому Хлебникову не хватало, чтобы стать трибуном улиц.   

     Поддержку футуризму Бурлюк искал на улице,   постоянно  подчёркивая родство  футуристов с бедняками, доказывая, что именно футуристы были голосом бедняков. Этот тезис Маяковский перевернул на свой лад -  он, Маяковсий  в России Главный революционер. Именно этот посыл  в 1925 г породил стихотворение  Маяковского  «Домой». 
               
     «Уходите, мысли, во-свояси.
       Обнимись,
                души и моря глубь.
       Тот,
            кто постоянно ясен -
       тот,
            по-моему,
                просто глуп.
       Я в худшей каюте
                из всех кают -
       всю ночь надо мною
                ногами куют.
       Всю ночь,
                покой потолка возмутив,
       несется танец,
                стонет мотив:
       "Маркита,
                Маркита,
       Маркита моя,
       зачем ты,
                Маркита,
       не любишь меня..."
       А зачем
               любить меня Марките?!
      У меня
              и франков даже нет.
      А Маркиту
                (толечко моргните!)
       за сто франков
                препроводят в кабинет.
       Небольшие деньги -
                поживи для шику -
       нет,
             интеллигент,
                взбивая грязь вихров,
       будешь всучивать ей
                швейную машинку,
       по стежкам
                строчащую
                шелка стихов.
       Пролетарии
                приходят к коммунизму
                низом -
       низом шахт,
                серпов
                и вил,-
       я ж
             с небес поэзии
                бросаюсь в коммунизм,
       потому что
                нет мне
                без него любви.
       Все равно -
                сослался сам я
                или послан к маме
       слов ржавеет сталь,
                чернеет баса медь.
       Почему
              под иностранными дождями
       вымокать мне,
                гнить мне
                и ржаветь?
       Вот лежу,
                уехавший за воды,
       ленью
             еле двигаю
                моей машины части.
       Я себя
              советским чувствую
                заводом,
       вырабатывающим счастье.
       Не хочу,
              чтоб меня, как цветочек с полян,
       рвали
             после служебных тягот.
       Я хочу,
               чтоб в дебатах
                потел Госплан,
       мне давая
                задания на год.
       Я хочу,
               чтоб над мыслью
                времен комиссар
       с приказанием нависал.
       Я хочу,
               чтоб сверхставками спеца
       получало
                любовницу сердце.
       Я хочу,
               чтоб в конце работы
                завком
       запирал мои губы
                замком.
       Я хочу,
               чтоб к штыку
                приравняли перо.
       С чугуном чтоб
                и с выделкой стали
       о работе стихов,
                от Политбюро,
       чтобы делал
                доклады Сталин.
       "Так, мол,
                и так...
                И до самых верхов
        прошли
               из рабочих нор мы:
       в Союзе
               Республик
                пониманье стихов
       выше довоенной нормы..."
               
      Две строки из этого стиха: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» - мы знали со школьной скамьи, писали на эту тему  сочинения, вкладывая в эти слова значимость героической  литературы. О том, что  стояло за этими словами у Маяковского,   мы даже не догадывались, потому что все стихотворение «Домой» от нас скрывалось.  Сегодня стих «рассекречен» - опубликован.  Оказалось,  стих о недоплате творчества поэта — трибуна.
      Зарабатывал Маяковский, получая процент от печатания его стихов в сборниках,  журналах и газетах, а также от выступлений.  Зарабатывал больше любого поэта и писателя России.  В среднем, его  заработок за месяц  превышал заработок промышленного рабочего за год.
      Стихотворение «Домой» написано во время  возвращения поэта из очередной заграничной командировки.  Сегодня  мы знаем, что все деньги Маяковский  просадил в казино в карты и на бильярде. «Ну промотал, и что тут  особенного»- как бы говорит поэт  в первых строках - «Тот кто постоянно ясен - просто глуп». "А я не глуп" - как бы добавляет поэт. Слова в стихотворении  «постоянно ясен» лично я понимаю как обязанность  соизмерять расходы с возможностью страны, направившей тебя за рубеж. "Не глуп"- потому все и промотал, странная философия. 
     Маяковский жалуется, что возвращается на пароходе в самой дешевой каюте, не имея даже 100 франков на проститутку.  Оплата строками стихов великого поэта её не интересуют. Недоплачивают советские издатели стихи,  ведущие трудовой люд «из нор» к коммунизму. Недооценивают  его, бросившегося в коммунизм «с небес поэзии» из-за любви. Из-за какой любви Маяковский умалчивает - читатель должен понять сам. Я понял так,  из-за любви  к чужой жене, Лиле Брик.  «Вот если бы стихи заказывал Госплан, - мечтает Маяковский, - и по оплате «перо приравняли к штыку», хватило бы и на «пожить для шика», и на  каюту люкс, и на проститутку. И в  той каюте  было бы вдохновение писать стихи для выползающих из нор в коммунизм.  А в дешевой каюте и без франков -  «лень».
      Игорь Севернин вспоминает о подобных терзаниях Маяковского, во время их совместных выступлений  на юге.  Маяковский отказываясь оплатить за гульбу в ресторане говорил  купцу из Симферополя Владимиру Ивановичу Сидорову (Вадим Баян):
   «— Всякий труд должен быть, милейший, оплачен, и разве не труд — тянуть за уши в литературу людей бездарных? Вы же, голубчик, скажем открыто, талантом не сияете. И кроме того — мы разрешали вам выступать совместно с нами, а это чего-нибудь да стоит. У нас с вами не дружба, а сделка. Вы наняли нас вас выдвинуть, мы выполняем заказ. Предельной платы вы нам не назначили, ограничившись расплывчатым: «Дорожные расходы, содержанье в отеле, развлеченья и проч.» Так вот и потрудитесь оплачивать счета в отеле и вечерами в шантане, какие мы найдем нужным сделать принимаем в себя только потребное нам, «впрок» запасов не делаем. Вообще выдвиг бездарности уже некий компромисс с совестью. Но мы вас, заметьте не рекламируем, не рекомендуем — мы даем вам лишь место около себя на эстраде. И это место мы ценим чрезвычайно дорого. И поэтому одно из двух: или вы, осознав, отбросьте вашу мелкобуржуазную жадность или убирайтесь ко всем чертям!» (Игорь Северянин. Заметки о Маяковском).
    Далее в стихотворении «Домой» Маяковский мечтает о том,  чтобы Сталин на Политбюро с мат — перематом  до самых верхов докладывал о роли  Маяковского в строительстве коммунизма.( Не забывайте, что это еще 1925. Единовластия нет. Решения принимают Сталин, Зиновьев, Каменев)
    Мне, и я не одинок, не понятно желание Маяковского, записанное в стихе «Домой», чтобы « в конце работы завком запирал мои губы замком».  Маяковский  боялся, что кто-то из власть имущих прочтет это стихотворение? Но тогда откуда Сталин узнает, о чем надо докладывать на Политбюро с мат- перематом?
    Сегодня думается,  в наступившее  мирное время, в период восстановления разрухи после войны, революции и гражданской войны,  поэт должен хотеть  помочь  своей стране, пробуждая  правдой в трудящихся чувство гордости за свой труд, направленный на лучшую жизнь. Не нашел я у Маяковского этих слов,  идущих из сердца.
    Ничего в душе Маяковского не изменилось и в 1929 г. , когда он написал поэму «Во весь голос». Вдумайтесь, что он пишет про страну, в  которой  строительство осуществляется пока в основном  ручным трудом, а он покупает  любовнице лучший в Москве автомобиль «Рено» за 20 тыс. франков. ( Для сравнения, средняя зарплата служащего во Франции в год около 200 фр. ):
       « Роясь в сегодняшнем  окаменевшем го*не  наших дней изучая потемки... по скверам, где харкает туберкулез, где б***ь с хулиганом
да сифилис», Вы возможно вспомните обо мне. Расскажу сам: я  « ушел на фронт ( от фронта Маяковский  бежал с помощью А. Горького) из барских садоводств  поэзии    ( уже в 1917г. никаких барских садов в поэзии не было. Из Петрограда, из Москвы литераторы разъезжались по всей России, чтобы не умереть с голода. Ни с какого сада Маяковский не спустился, а пошел в Пролеткульт, чтобы быть сытым, в то время,  когда трупы, умерших от голода, холода и людской злобы  лежали на улицах. В это самое время  Луначарский выдал Маяковскому  разрешение открыть в Москве, на главной улице  литературное кафе.  Кстати, рядом, тоже с разрешения Луначарского,  открыл кафе еще один гуляка - денди - Есенин, творчество которого Маяковский в этой поэме иронизирует  как «тара-тина-тара-тина». 
      Так к какому коммунизму спустились душа и тело Маяковского?  Когда я смотрю на фото и Маяковского, и Есенина в цилиндрах с трубкой в зубах и тростью в руках, то вижу я короедов, мечтающих о барстве.
  И хотя Маяковский пишет:
              «Я к вам приду
                в коммунистическое далеко
              не так,
                как песенно-есененный провитязь»
но это слова, обманные  слова. На Фото мысли и у Маяковского и у Есенина одинаковые и совсем не о строителях "коммунистического далека". 
     То, что Маяковский  громче всех орал "Вперед!" и ругался матом вовсе   не означает, что он поэт. Скорее -  «хам», «необразованный пентюх».
     Б.  Пастернак  пишет о Маяковском этого периода:
  «За исключением предсмертного и бессмертного документа «Во весь голос», позднейший Маяковский, начиная с «Мистерии-буфф» (с 1921 г. — Н.Т.), недоступен мне. До меня не доходят эти неуклюжие зарифмованные прописи, эта изощренная бессодержательность, эти общие места и избитые истины, изложенные так искусственно, запутанно и неостроумно. Это, на мой взгляд, Маяковский никакой, несуществующий. И удивительно, что никакой Маяковский стал считаться революционным». (Пастернак Б. Охранная грамота. Люди и положения.)
     «Сплошное кривляние» - говорил про такие стихи Бурлюк.
     «И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас, —
доходней оно и прелестней» -  пишет дальше  Маяковский в этой поэме. Относительно слов "доходней оно" нельзя не заметить, что бедствовали именно  поэты, которые в это время писали романсы, а не Маяковский. К тому же,  ни одного романса при жизни на стихи Маяковского написано не было.  Лишь в последние 30 лет было написано несколько романсов и песен участниками молодежных бригад. 
     Ассенизаторы и водовозы нужная, уважаемая специальность во все времена, во всех странах.  Маяковский не дотянул до такой необходимости людям. В 1911 г.     Д.Бурлюк написал стихотворение «Канализация»:
      
                ...Труба-богатырь ароматов
                Единственных пауз гниений,
                Где пляшет заржавленный атом,
                Воняя геены геенней.
                От смрада протухших созвездий...

                … Симфонии месс ораторий
                Клоака Гиганта в тебе
                Гневном на цементном затворе
                Архангела судной трубе...

      Никакого смысла  кроме слова «вонь» Бурлюк в стих не вложил. Не отстает от своего учителя и Маяковский. В 1913 г он пишет стихотворение   «А вы могли бы?»:
 
                «А вы
                ноктюрн сыграть
                могли бы
                на флейте водосточных труб?»
      Оратория на канализационной трубе — ноктюрн на водопроводной. Бурлюк приглушает восхищение музыкальной находкой у Маяковского .  Но в поэме «Во весь голос» вспыхивает новый, скрывавшийся доселе Маяковский:   
                «...Я, ассенизатор и водовоз».
      Несколько лет  назад проводился конкурс на  лучший ответ читателей на вопрос «Что означают слова Маяковского «Я ассенизатор и водовоз». Проведение этого конкурса  оправдано уже тем, что сам Маяковский ответа на этот вопрос не дал. Любая плакатная, рекламная пропаганда строится на принципе «кнут и пряник». Можно предположить, что  в сознании поэта слова  «...Я, ассенизатор  водовоз» означали  — я человек плаката. Ответ победителя конкурса, что Маяковский этими словами говорил о том, что он  обеспечивал живучесть большевиков.
     Победитель- еще один Маяковский!
     Выживаемость человечества обеспечивает каждый человек своим трудом.  В этом профессии и водовоза, и ассенизатора не отличаются ни от учителя, ни от сталевара. Выживаемость большевизма в то время обеспечивал террор — провозглашали   Ленин, Троцкий, Урицкий. 
    Могу предположить, что специальность ассенизатора в сознании Маяковского не отличалась от сознания коллеги, учителя Д. Бурлюка, написавшего  в 1911 г.  Ничего, кроме «вони геены», я в стихе Бурлюка "Канализация" не нашел.
    А слова  "Я ассенизатор и водовоз" это кривляние перед рабочим людом, который может послать поэта подальше, узнав что он любовнице подарил авто.
    Эстетика Маяковского была эстетикой рекламы - брякнуть, чтобы задержать внимание. По большому счету, это не уважение к слушателю, читателю - хамство.  э
     Поэма «Во весь голос» - набор пустых фраз, хотя её и признал Пастернак.
     Теперь я понимаю, почему нередко, когда я восхищался в детстве гением  Маяковского, написавшего ошарашивающий меня стих:
                «… Я, ассенизатор и водовоз»
мама молчала.  И сосед по квартире, папа моего друга Володи,  Кирилл Владимирович, который подарил мне на день рождения в 1949 г. полное собрание сочинений Пушкина, тоже молчал. А что иное они могли сказать о Маяковском мальчишке  в 1949 г.?   Стихи и поэмы Маяковского  цитировали  на всех партийных заседаниях, печатали на первой странице  всех газетах, неслись из всех репродукторов. Что могли сказать мальчишке, понимая, что он  может  повторить их слова где угодно.
     Я думаю Сталин выбрал Маяковского лучшим поэтом Страны Советов   после долгого размышления.  Конечно, Сталин знал, что поэзия Маяковского  в Советской стране  была далеко не лучшей.  Но кто-то из более талантливых поэтов этого времени  был расстрелян, кто-то находился в лагерях за попытку писать антисоветские стихи.  А что  можно ждать   от  поэтов, которые еще  на воле  -  никто предсказать не может. Так уж повелось,  что в России все поэты  считали, что звание поэта обязывает их быть  борцами с властью. 
     Маяковский всю жизнь воспевал советскую власть, и после его смерти прошло уже 5 лет - никаких сюрпризов не будет.  Вот и получил Ежов письмо Брик с резолюцией Сталина:
«Товарищ Ежов! Очень прошу вас обратить внимание на письмо Брик: Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление.»
      Через месяц «Правда» публикует  изречение Вождя про «лучшего, талантливейшего». Имя Маяковского дают Триумфальной площади в Москве, Надеждинской улице в Ленинграде, городку Багдата в Грузии.  И понеслось.               
    «Заводом  стихов»  назвал себя Маяковский. Заказ этому заводу должен делать  Госплан. В чем-то Маяковский в заводском, конвейерном производстве его стихов прав. Во всяком случае, я это чувствую. Стихи Маяковского не богом данные струны души для передачи их звучания другим душам, а скрежет металла и бой стекла.   Парень он был здоровый, хоть и косил от армии, и мобилизовать  его надо было не девок щупать за рубежом, а разгружать баржи.
    К женщинам у  Маяковского также был разработан конвейерный регламент «навешивания лапши на уши». 
    Многие исследователи и почитатели Маяковского, доказывая   его гениальность, приводят строки стихотворения «Послушайте», написанное в 1913 г. :
                «Послушайте!
                Ведь, если звезды зажигают -
                значит — это кому-нибудь нужно?
                Значит — кто-то хочет, чтобы они были?"
       Когда такую фразу произносит уличный хулиган, невольно думаешь о гениальности хулигана. Вместе с тем, из воспоминаний Эллы Каган (Эльзы Триоле) и Софьи Шамардиной (Сонки) мы узнаем, что именно этот стих Маяковский читал им  обеим в поворотные минуты сближения. При этом оба раза Маяковский пояснял:
      "Получаются стихи. Только непохоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду".  Тут же следовало объяснение в любви, что девушки воспринимали как предложение. Девушки чувствовали, что счастье всей жизни стоит перед ними, нельзя откладывать решение и  влюблялись в Маяковского. А когда я прочитал  воспоминания уже старушек стало очевидным - алгоритм представляться гениальным.
    А теперь о самом  стихотворении.
                "Ведь, если звезды зажигают -
                значит — это кому-нибудь нужно?"
     Маяковский написал стихотворение «Послушайте» в 1913 г. С 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников проводят все время вместе, создав группу «Буделяне». Хлебников, в отличии от не закончившего гимназию Маяковского, прослушал 3 курса физико -математического факультета Петербургского университета, где обсуждались все достижения новейшей математической науки, включая астрономию. Уже в 1912г. буделяне регулярно появлялись в Петербурге в литературном кабаре "Бродячая собака", где познакомились со многими  петербургскими поэтами, в том числе с  поэтом-астрономом Грааль Арельским и его стихами.
     Надо иметь в виду, что в начале 20 века   в астрономической  науке, благодаря работам американского астро-физика Генри Норрисона Рассела и датского астронома Герцштрунга, появилась теория, объясняющая  пульсацию свечения звезд. Сенсационное открытие заполонило мировую прессу  не менее теории относительности А.Эйнштейна. Присутствовал при обсуждении в поэтическом кругу этой теории и Маяковский. Звездная тематика в это время появляется в стихах многих поэтов. Не остались в стороне и Бурлюк, и Хлебников, и Грааль Арельский, и Маяковский.  Приписывать тематику стиха Маяковского "Послушайте" его гениальности достаточного основания нет, тем более, если вспомнить слова поэта "Только не похоже это на меня", когда он рисовался перед девушками.
   А вот как звучала звездная тема у поэтов кубофутуристов и эгофутуриста:

   
       В.  Хлебников (кубофутурист)
               
                Ночь, полная созвездий,
                Какой судьбы, каких известий
                Ты широко сияешь, книга,
                Свободы или ига?
                Какой прочесть мне должно жребий
                На полночью широком небе?
                1912
   
          Д. Бурлюк (кубофутурист)
  «Среди огней под черным небом…».

                А там, на синей высоте
                Кружит твоя прямая стрелка,
                На каждой времени версте
                Торчит услужливо горелка.
                1909.
          Грааль Арельский (эгофутурист)
                В венке из роз и снежных хризантем
                Проходишь ты, и взоры грез лилейны;
                Колышат жемчуг звездных диадем,
                Сафирные, волшебные бассейны.
                Стихотворение «В твоих очах цветет волшебный сад!..» 1911г.

                Меня томят плывущие созвездия,
;;                Меня томят…
                И о конце какого-то возмездия
;;                Мне говорят.
                Ведь знаю я, что счастья нет на небе.
;;                И на земле,
                И жалок мой всегда бессильный жребий
;;                В холодной мгле.
                Но я смотрю в просвет меж облаками
;;                На синеву,
                Какой-то сон хочу облечь словами.
;;                И вновь живу.
                Стихотворение «Меня томят плывущия созвездья»

                Но я верю с трепетом нежным,
                Через семь таинственных лет.
                Обновляется в небе безбрежном
                Свет луны и звездный свет,
                И на берег с радостью тайной
                Возвращается та-же волна…
                Этот срок совсем не случайный,
                Он пройдет, и придет Она.
                Стихотворение «Как забыть мне вечер вчерашний…»
       
                Ведь, если звезды зажигают -
                значит — это кому-нибудь нужно?   
           Не Маяковского это эстетика. Это эстетика Грааль Арельского.
      
        Никакого позитивного влияния  поэзии  Маяковского в наше время  я  не обнаруживаю, хотя на всех сценах сплошной Бурлюк и Крученых.  Вместе с тем, я жду, как это не однажды  случалось, гармония сметет  эстетику рваных чувств и криков.   

       
 

   

    

   
 


Рецензии