Дьявольский роман, 1850-2100

ЕЙ

В твоих глазах
всегда ищу любовь!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как часто доверяем жизнь разлуке.
И в смерти миг
протягиваем руки
куда-то в пустоту!
И меркнет кровь.

Как часто уходил – чтоб не придти,
как редко приходил – чтобы остаться.
Не доверял испытанному счастью
на протяженье краткого пути.

Я дерзко жил,
я верил небесам!
Судьба – огонь,
мы все сгорим в зените!

Пред алтарем священным вспомяните:
любовь –
божественный
нерукотворный храм!..

И в час ночной,
когда наедине
с самими мы собою остаемся,
не так ли мы
ей искренне клянемся,
как тайной
неподкупной вышине!

2056

СТИХИ ВЕРОНИКИ, 1850---------------------------Как предвестье революции

УРАГАН ЛЮБВИ

Пленница твоя, я не вижу дня,
Только стаи туч – не пробьется луч;
Выше моих сил – в вихре погубил,
Зацелует, пьян, дикий ураган!

Подо мной земля тенью корабля
Растворилась в ночь, убежала прочь!
Поднялся столбом, не видать кругом,
Духи горнии – блещут молнии!

Ураган любви сущий ад явил,
Унесет во мрак, значит, нужно так!
Сердце закружит, и не надо лжи,
Истрепался флаг, и погас маяк.

Солнце потушил, в танце подхватил,–
Слаще нет тюрьмы среди черной тьмы.
Милый мой, где ты в безднах пустоты?
Полоса огня: в ней сгораю я!

Так нежна, слаба: я твоя раба!
Злая смерть близка около виска.
На берег швырнет средь лихих невзгод –
Погибать смешно, но и жить грешно!..

Никого вокруг; спит в гробу твой друг.
Помяни его свято и легко!..
А когда ослаб, расступилась мгла –
Нет твоей вины, что крылья сломлены!

1910

РУССКАЯ ГОРКА

Я каталась с горочки
    На резных санях,
Кружевные звездочки
   В шелковых кудрях.
Долго будет помниться
Свист морозных струй,
    А на губы просится
    Сладкий поцелуй!

След во мраке яростном
    Заметет пургой,–
Долго ли кататься нам
    С горки ледяной?
Снова дни весенние
С тучами придут:
    Для кого – спасение,
    Нам – на беду!

Голубые цветики,
    В поле васильки.
Ивы заневестились
    Около реки.
Ох, судьба-судьбинушка,
Вместо правды – ложь.
    Ох, зима, ты, зимушка,
    Когда же ты придешь?

Русь заиндевелая,
    Сердце стынет вновь.
Офицеры белые
    Проливали кровь!
То – штыки германские,
То – окопный ров...
    Доля эмигрантская –
    Вот и вся любовь!

1919

ПРОЩАЛЬНЫЕ СТРОФЫ

Падают листья,
Как звезды в холодный закат,
И надо проститься,
Никто в этом не виноват.
Слабое утешенье,
Прикосновенье губ…
Победы и пораженья!
Ты был со мною не груб…

Стала туманной просинь,
Полночь сводит с ума!
Это всего лишь осень,
Это еще не зима.
Сердце  в груди заныло,–
Так долго смотрел мне в глаза.
Я знаю, мой милый,
Любовь не вернется назад!..
   
Багряные клены
Шумят над моей головой…
Мой мальчик влюбленный
Простился со мной!
Уходит в ночь поезд,
И ничего не вернуть:
Грустную повесть
Читает железный путь!..
За счастьем в погоне
Так просто нежность забыть…
Может быть, вспомнишь
Хотя б на краю судьбы.

1910

ЗАКЛИНАНИЕ

Я не с тобой, я не с тобой,
Уж лучше б голову на плаху!
Верни меня из тьмы глухой,
Из одиночества и страха!
Одна средь суеты людей –
Мой вид и дик и неприветлив –   
Средь хмурых дней и злых ночей
Совсем одна на белом свете.

Одна!– в потоке мчащих лет!
Среди зимы. И среди лета.
И для меня спасенья нет,
Сорвавшейся с небес кометы!..
Хочу, печаль свою забыть,
Что каждый сущий миг тревожит –
Хочу смеяться и любить,
Как на земле никто не может!

О милый мой, мой дорогой,
Дрожу у смерти на ладони,
Смирившись с горькою судьбой,
И вьюга все мечты хоронит!..
Прошу тебя, верни меня,
О прошлых днях не сожалея,
В ошибках юных не виня,
Из сумрачного заточенья!

Глухим предчувствием томим,
Забывший про любовь и ласку,
Согрей дыханием своим,
Поведай добрую мне сказку!..
Отринув стылый бездны прах,
Мне ничего в судьбе не жалко –
Я расцвету в твоих руках,
Как нежная весны фиалка.

1929
----------------------------------------------После всего

НА ПОХОРОНАХ

Старый священник тебя отпевал
В забытом и сумрачном храме.
Много я в жизни беспутной гулял,
Много всякого было меж нами…

Что я видел в тщете суетливой,
Проклиная глухую судьбу?
Ты была молодой и красивой,
Словно белая роза в гробу.

Губы алые чуть побледнели,
Будто их тронул первый мороз...
В непривычной лежала постели,
Ангел душу далеко унес…

Позабудусь, навек виноватый,
Погружаясь в забвенья тюрьму…
Не нужны мне ни слава, ни злато,–   
Да и сам я себе ни к чему!

1913

***

Россия –
Вероника,
страна
под десницей Бога!

Счастье в мире зыбко,
петляют
земные дороги.

Образ твой совершенный –
православный
священный лик!

Светлые
грядут перемены,
каждый –
бессмертен и велик!..

Даль открывается за далью,
и не страшны
неуемные бури!
Империю Духа славлю,
которая была, есть и будет!

5200


Рецензии