Метод фокальных объектов

Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский ученый в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почетный ученый Европы, почетный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.





МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ


Любая задача прямо или косвенно содержит упоминание о каком-либо прототипе –объекте, который необходимо усовершенствовать. Эти объекты описываются, как правило, точными и однозначными терминами. Каждый термин при его использовании может возбуждать определенные ассоциации в сознании человека и таким образом направлять умственную деятельность.

При решении изобретательских задач часто приходится выходить за пределы известного. А привязанность к привычным представлениям о прототипе тянет к известному решению, на известный путь. Специалист ищет решение всегда в той области, которую хорошо знает, что нередко приводит либо к потере времени, либо к невозможности решения вообще.

Поэтому в основе одной из первых попыток повысить эффективность метода проб и ошибок, исключить мыслительные штампы лежала идея искусственного наделения прототипа посторонними признаками.

Первым эту идею использовал в 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце в своем методе каталога. Суть метода проста: наугад открывается любой каталог (словарь, книга, журнал), берется любое слово с открытой страницы и «состыковывается» с исходным термином (названием прототипа).

Дальнейшим развитием этого метода стал метод фокальных объектов или метод сосредоточения на объекте (focusedobject), предложенный в 50-е годы 20-го века Ч. Вайтингом (США) [1, 2]. Метод основан на последовательном перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, находящийся как бы в «фокусе» переноса (отсюда и название метода), При этом возникают необычные сочетания, которые, вызывая свободные ассоциации, позволяют выйти за пределы круга привычных представлений.

Основные этапы работы:

1. Выделение фокального объекта.

Определить объект, который будет совершенствоваться в ходе решения задачи. На этом же этапе необходимо сформулировать цель усовершенствования, т.е. охарактеризовать условия, которым должен отвечать выбранный объект.

2. Произвольный выбор случайных объектов.

Под случайным объектом в данном случае понимается имя существительное, которое даже не обязательно должно обозначать технический объект. Для выбора можно воспользоваться словарем, книгой, журналом и т.п. или любым другим источником информации. Считается, что чем более случайно выбраны объекты (не более трех-четырех), тем больше вероятность получения оригинальных идей.

3. Составление списка характерных признаков случайных объектов.

Необходимо определить, возможно, большее количество признаков. Успех решения задачи во многом зависит от широты охвата таких признаков. Поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки.

4. Перенесение признаков случайных объектов на фокальный объект.

Генерирование идей путём присоединения к фокальному (основному) объекту признаков случайно выбранных объектов.

5.Развитие полученных сочетаний.

Дальнейшее развитие первоначальных идей и генерация новых путем свободных ассоциаций. При выполнении этого этапа целесообразно определённым образом ограничивать свободные ассоциации, так как возникающие ассоциации часто заводят слишком далеко от совершенствуемого объекта.

6.Оценка и выбор наилучших решений.

Оценку и отбор полученных идей целесообразно поручить лицу, не занимающемуся генерированием идей по данной задаче. Лучше всего это предоставить группе экспертов: вначале каждый из них самостоятельно оценивает результаты, а потом группа совместно обсуждает наиболее интересные варианты. Иногда выбирают несколько хороших решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

Особенности метода.

Метод фокальных объектов очень прост, полностью осваивается после одного–двух упражнений.
 
Однако и результаты получаются весьма скромными. Как правило, ответы на сложные изобретательские задачи представляют собой сочетания изменений прототипа. А метод фокальных объектов дает простые (преимущественно одинарные) изменения. Отсюда принципиальная ограниченность метода. Он может использоваться при поиске новых модификаций уже известных способов и устройств. Дает хорошие результаты при тренировке воображения.

Что касается психологического механизма, который реализует решение изобретательских задач при пользовании этим методом, то следует отметить, что дело здесь не столько в организации «подсказок» и свободных ассоциаций, как считает Ч. Вайтинг, а в направленности психических процессов на поиск нужной ассоциации, такой, которая действительно преобразовалась бы в подсказку решения.

Есть основания полагать, что такая направленность обеспечивается образованием в мозгу доминантного очага возбуждения, который поддерживает на достаточно высоком уровне процессы внимания, мышления, воображения и т.д., благодаря тому, что все время в центре внимания сохраняется избранный фокальный объект.

См. статью Кириленко Н.Я. Концепция творчества.

Список литературы

1. Osborn A.F. Applied imagination. – Soribner’s Sons, 1957.

2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988.

См. Кириленко Н.Я. Методы принятия решений в управлении. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.


Рецензии