Французская новая волна. Негативное
«Жить своей жизнью» и «Мужское-женское» было скучновато смотреть и в первый раз – а вот во второй это казалось уже просто невыносимым. Импровизационный характер обоих фильмов только еще больше испортил то, чего Годар, наверняка, и так бы наворотил по сценарию. Киноязык, придуманный им в «На последнем дыхании», действительно был новым и очень необычным, и никакого занудства там как раз-таки не было – разве что самую чуточку. Я не пересматривал «Безумного Пьеро», но, насколько помню, все-таки и там режиссеру удалось избежать его, превратив все в свободную и веселую криминальную пародию, особенно выдающуюся расцветкой. Не рискнул я пересматривать и «Альфавиль», который некогда чрезвычайно ценил – но факт тот, что во всех прочих «экспериментальных» картинах человека понесло уже откровенно и совсем. После «Мужско-женского» я почти и не пытался ничего смотреть – так как все становилось ясно с первых же минут фильма. Освободив кино, мсье Жан-Люк довольно быстро поработил самого себя, став заложником идеи постоянного новаторства, что обернулось лишь чередой интеллектуально-невнятных и неудобоваримых произведений, снятых непонятно для кого и неизвестно для чьей радости. Так как никакого яркого ощущения, кроме раздраженного или тоскливого недоумения, они у меня явно не вызывают. Хотя, скажем, «Женщина есть женщина» или «Маленький солдат», «Банда аутсайдеров» или «Презрение», вполне возможно, и смотрибельны (по воспоминаниям осталось впечатление неясное), но проверять это, увы, не хочется совершенно – и вряд ли настрой этот хоть когда-нибудь изменится.
Что касается еще одного важного французского режиссера, Алена Рене, то здесь сказать что-то определенное мне будет еще сложнее. Два самых знаменитых его творения – «Хиросима, моя любовь» и «В прошлом году в Мариенбаде» – оставили у меня не слишком ясное впечатление, хотя и по немного разным причинам. Потому что если в случае «Мариенбада» я еще готов как-то признать завораживающую силу художественных построений Рене (хотя душевного отклика они почти совсем у меня не вызывают), то эмоциональные лабиринты памяти в «Хиросиме», по которым блуждает главная героиня, начинают нагонять скуку еще быстрее, чем это было в «Жюле и Джиме». При, опять же, недурном старте и магии противопоставления образов Хиросимы и Невера в лице влюбленных друг в друга француженки и японца, режиссер таки перемудрил и закрутил все так, что бродить по этому лабиринту быстро надоело. И кажется, что куда важнее здесь как, с каким ритмом и на фоне каких именно кадров произносит свои слова Эммануэль Рива, а не то, что именно они означают – да и означают ли что-нибудь вообще. То есть, смысл и трагедия любви здесь, конечно же, понятны – но поданы они слишком вычурно и как бы математически рассчитаны, из-за чего и перестаешь постепенно вникать и всматриваешься уже в картинку, в героев, в их лица – но этого, увы, не хватает. И, хотя лабиринт «Мариенбада» получился куда более запутанным и сложным, он умудряется-таки заставить оставаться в нем, наблюдая за черными фигурами, коридорами, барельефами и парком – что, впрочем, тоже начинает напрягать, стоит только вспомнить и осознать, насколько все это искусственное и сфабрикованное – от начало и до самого конца. Хотя именно на искусственности (людей, пейзажей и интерьеров) режиссер как раз и играет, и этот фокус его оказывается более удачным – по крайней мере, на мой взгляд. Но все равно такие вещи – сильно на любителя, как, скажем, и произведения Алена Роба-Грийе, в тандеме с которым и выстроил свой экранный и загадочный «Мариенбад» режиссер «Хиросимы» и «Провидения».
Свидетельство о публикации №221071900734