М. Ю. Лермонтов. Фантазии и факты. Фрагмент 7

      Книга "М.Ю. Лермонтов. Фантазии и факты" вышла в издательстве "Факел" (Ярославль) в мае 2021 года. Рукопись книги получила диплом ХI Международного Литературного Форума "Золотой Витязь" 2020 г.

      К сожалению, форматирование на данном сайте затруднено, поэтому публикация по частям, ссылки выделяются квадратными скобками с цифрой, иллюстрации отсутствуют.

      Продолжение.


                Убийство М.Ю. Лермонтова


      Дуэли не было. Это факт. И это убедительно доказали специалисты А.В. Карпенко и В.И. Прищеп в труде под названием «Оправдание Лермонтову». Труд огромный, содержащий массу полезных сведений; три главы посвящены характеристикам оружия, которое могло бы (или не могло) использоваться для убийства. Проделав огромную работу по сбору доказательств, учтя мнения экспертов, проведя следственные эксперименты, Карпенко и Прищеп делают вывод: «Не было даже нечестной дуэли» [160].
      Приводить все доказательства авторов – дело долгое, возможно, нужное, но не целесообразное (желающие могут ознакомиться с источником). Достаточно того, что некоторые детали их расследования будут здесь упомянуты. Версия убийства Лермонтова у исследователей выглядит так:

            Мартынов без свидетелей выстрелил в безоружного Лермонтова, не дав
      сойти с лошади, почти в упор [161].

      Мартынов, по мнению авторов, знал о том, что Лермонтов едет на бал к В.С. Голицыну, и хотел на дороге его встретить, поговорить. Но произошел выстрел. Возможно, случайный. Потом Глебов и Васильчиков покрывали Мартынова, а Столыпин и Трубецкой ничего не знали о произошедшем.
      Такова вкратце версия убийства А.В. Карпенко и В.И. Прищепа.
      В принципе во многом можно с ней согласиться, кроме одного пункта – личности убийцы.
      Но попытаемся начать по порядку…
      Подчеркнем основные позиции по этой проблеме:
      Следствие по делу велось с многочисленными нарушениями. Этот факт подтверждают все исследователи. Мария Ивановна Верзилина запретила допрашивать дочерей.
      Убедительная причина дуэли так и не установлена. Лермонтов с Мартыновым были дружны, всегда обменивались «колкостями», эпиграммами и не собирались из-за этого друг друга убивать. Их семьи были в хороших отношениях между собой, о чем подробно и убедительно написано у Э.Г. Герштейн [162], как и о том, почему «притянутые за уши» письма не могли служить причиной дуэли. С. Степанов даже утверждает, что «когда в ноябре 1832 года юный Мишель упал с лошади и сломал ногу, в госпиталь к нему наведывался не кто иной, как Николай Мартынов» [163].
      Мартынов не был трусом, это следует из его послужного списка; он воевал почти бок о бок с Лермонтовым. А. Урушадзе, повествующий об истории Кавказской войны, описывая осаду горы Ахульго, где скрывался Шамиль, упоминает следующий факт: во время почти трехмесячной осады (с 12 июня 1839 по 22 августа 1839 г.), после нескольких штурмов и больших потерь русских, для штурма Сурхаевой башни Граббе вызвал добровольцев. Таковых нашлось двести человек. И один из них, утверждает А. Урушадзе, – именно Николай Мартынов [164], а не его брат (но бесспорно, что участие в осаде принимал и старший Мартынов – Михаил, и получил там ранение [165]). Сведение об упомянутом поступке Николая Мартынова никак не вяжется с фантазиями о том, что Мартынов «после первого же боя испугался за свою жизнь, и от сражений уклонялся, откровенно трусил» [166].
      Мартынов не был глуп. Одежда Мартынова «под горца» не была чем-то странным в обществе: на Кавказе многие русские одевались как горцы, да так, что и те, и другие, с трудом опознавали своих [167]. Ношение мундира Мартынов, вероятно, находил неуместным, так как он к тому времени (а не после дуэли) уже подал в отставку (кстати, Д.А. Алексеев утверждает, что Мартынов не пытался вновь восстановиться на военной службе, как полагают некоторые исследователи вслед за Э.Г. Герштейн, сделавшей ошибочный вывод на основе документов однофамильца Мартынова [168]). Гражданская одежда, когда кругом военные, так себе… Остается костюм горца. Правда, Мартынов одевался немножко дороговато и гротескно, но это оправдывало себя: дамы признавали его привлекательность. Мартынов был красив, талантлив, не без чувства юмора и писал стихи. Ссора, произошедшая в доме Верзилиных, мало кем была замечена. В основном «очевидцы» пересказывали «ссору» со слов Мартынова и Эмилии Верзилиной.
      Близкие, друзья Лермонтова пытались выгородить Мартынова, иначе – спасали его. Нет сведений о том, что кто-то из круга Лермонтова чурался Мартынова после преступления. Верзилины, когда Мартынова, Глебова и Васильчикова перевели с гауптвахты на домашний арест, принимали у себя дома всех троих каждый день «до окончания следствия и выезда из Пятигорска», «старательно» избегая произносить имя Лермонтова [169].
      Могли ли друзья Лермонтова относиться с соучастием к Мартынову, если тот, пусть и невольно, убил поэта? Глебов, который традиционно считается в лермонтоведении лучшим другом Лермонтова, писал в записке Мартынову (во время следствия причастные к дуэли тайно переписывались и согласовывали показания):

            …Надеемся, что ты будешь говорить и писать, что мы тебя всеми
      средствами уговаривали…[170]

      Странно. Впрочем, есть мнение, что записки эти – мистификация самого Мартынова, так как сличения почерков не проводилось. Вряд ли. В любом случае после «дуэли» было очевидно всеобщее желание «секундантов» облегчить участь Мартынова и хорошее их к нему отношение. Приходит в голову мысль, что Мартынов взял чью-то вину на себя. Если друзья Мартынова пытались его спасти, то для этого должны быть веские причины. Кроме того, никто из них, вероятно, не располагал сведениями о том, что же произошло на самом деле, иначе как объяснить чудовищные расхождения в показаниях «секундантов» и самого «дуэлянта»? Иначе почему до самой смерти Мартынов не оправдал себя, не смог написать о произошедшем, не опровергнул «россказни» других, в том числе сказочника А.И. Васильчикова?
      Если бы дуэль намечалась, о ней бы знали, к ней бы готовились, она была бы хоть по каким-то правилам. В том числе о дуэли знал бы, естественно, сам М.Ю. Лермонтов. Однако

            Из <…> «Записок Северо-Кавказского общества археологии, истории и
      этнографии» за 1927 год мы узнаем, что В.Р. Апухтин при разборе архива
      Управления Вод обнаружил книгу прихода-расхода билетов для пользования
      ваннами в Железноводске в 1841 году, и в ней значится, что уже 8 июля
      Лермонтов купил 2 билета в Калмыцкие ванны, а 15-го, в день дуэли, он и
      Столыпин приобрели еще по пять [171].

      То, что был вызов на дуэль, знаем со слов тех, кто «присутствовал» на дуэли, или со слов кого-то, который передает слова кого-то. Пятигорский окружной суд пытался получить от участников дуэли ответ на вопрос «А был ли вообще сделан вызов?», но не получил ответа. А ведь вызов на дуэль – это серьезная процедура, предполагающая определенные действия секундантов, обсуждение условий поединка (время, место, оружие) и даже написание распоряжений на случай «мало ли чего».
      Все, кто «присутствовал» на дуэли, были заинтересованы скрыть правду. А.В. Карпенко емко суммировал ход показаний свидетелей:

            …на вопрос, стрелял ли Лермонтов из своего пистолета – Мартынов
      ничего не ответил; Глебов показал, что не стрелял; Васильчиков ответил:
      позже сам выстрелил из его пистолета в воздух, чтобы разрядить пистолет. А
      ведь для следствия правдивость их показаний очень важна! <…> Приведу
      выдержку из книги профессора А.А. Герасименко «Из Божьего света…»:
      «Сценарий «дуэли» интриганы разрабатывали поэтапно: вначале будто бы
      стрелялись без секундантов, нет – при одном (М.П. Глебове), нет – при двух
     (тот же Глебов и он, Васильчиков), и, наконец, – при четырёх (включили ещё
      А.А. Столыпина и С.В. Трубецкого). О последнем варианте А.И. Васильчиков
      стал говорить после их смерти [172] …

      Для понимания того, что произошло, нельзя доверять показаниям Мартынова, Глебова, Васильчикова, так как они неоднократно врали и противоречили друг другу. И поэтому с осторожностью надо относиться к показаниям тех, кто передавал события со слов упомянутых товарищей.
      Между тем традиционная трактовка произошедшего базируется на свидетельствах лиц, пытавшихся изо всех сил «выйти сухими из воды». В этом плане замечательная работа А.В. Карпенко и В.И. Прищепа, как ни странно, не исключение. Они резонно не верят свидетельствам Мартынова, Глебова, Васильчикова, но почему-то верят воспоминаниям Эмилии Верзилиной (Клингенберг), которая изо всех сил утверждает традиционную версию.
      Из общего потока пересказов, набивших оскомину на зубах, историй о ссоре и дуэли выделяются свидетельства Александра Ивановича Арнольди и Екатерины Григорьевны Быховец. Выделяются, во-первых, тем, что только они утверждали, что видели Лермонтова 15 июля 1841 года (!), во-вторых, они были непричастны к кругу знакомых дома Верзилиных, в-третьих, их показания из рук вон плохо стыкуются с общепринятой версией. Вероятно, из-за последнего обстоятельства письмо Быховец было признано подделкой. Кроме того, оригинал письма утерян. Здесь можно возразить. Да, исследователи доказали, что не было в окружении Е.Г. Быховец тети с фамилией Обыденная, что вряд ли М.В. Дмитриевский (Дмитревский) ехал верхом (был болен), что сам тон письма не выказывает образованную и строгую Екатерину Григорьевну, какой она должна была бы быть… Но про тон письма можно поспорить, Дмитриевский в виде исключения мог сесть верхом. Фамилия тети (Обыденная) может быть объяснена ошибкой переписчика или даже чувством юмора Быховец. Оригинал письма был найден гимназистом В.И. Акербломом и отдан в редакцию журнала «Русская старина», где в предисловии к публикации подтвердили наличие оригинала. Оригинал будто бы видел Висковатый.
 
            Современные исследователи Е. Рябов и Д. Алексеев, изучившие историю
      письма Быховец, высказали предположение, что оригинал письма мог быть отдан
      для разъяснений сыну Екатерины Григорьевны и утрачен в связи со
      скоропостижной смертью весной 1892 г. сначала М.И. Семевского, а затем Л.К.
      Ивановского (Московская правда, 1986, 27 июля) [173].

      Как бы то ни было, но через шестьдесят лет после находки Акерблома было найдено еще одно письмо, от 21 июля 1841 года, некоего Полеводина (как установили позже – Петра Тимофеевича [174]), случайно оказавшегося свидетелем похорон Михаила Юрьевича и записавшего многое из того, о чем говорили в толпе. Сам Полеводин, вероятно, был любителем сочинять нечто прозаическое и поэтическое, и письмо скорее напоминает некое эссе на заданную тему. На полях приписка рукой некоего А. Мейера, находившегося в том момент вместе с автором письма в Пятигорске. Подлинность письма Полеводина не оспаривается. Есть обвинения в том, что автор кое-что напридумывал для красоты слога, однако, кроме всем знакомой истории о ссоре и хладнокровном убийце Мартынове (о чем, вероятно, говорили на похоронах Глебов, Васильчиков и Эмилия), Полеводин сообщает:

           Пушкин Лев Сергеевич, родной брат нашего бессмертного поэта, весьма
      убит смертию Л<ермонтова>, он был лучший его приятель. Л<ермонтов> обедал в
      этот день с ним и прочею молодежью в Шотландке (в 6-ти верстах от
      Пятигорска) и не сказал ни слова о дуэли, которая должна была состояться
      чрез час. Пушкин уверяет, что эта дуэль никогда бы состояться не могла,
      если б секунданты были не мальчики, она сделана против всех правил и чести…
      [175]

      Оказывается, есть третий человек – Лев Сергеевич Пушкин, который, пусть и косвенно, сообщил о том, что видел Лермонтова 15 июля. И показания Пушкина подтверждают показания Быховец.
      А вот свидетельство Арнольди:

             17 июля [Опечатка в машинописном оригинале воспоминаний. В некоторых
      изданиях исправлена на 15-е. – О.В.] погода была восхитительная, и я
      верхом, часу в 8-м утра, отправился туда. Надобно сказать, что дня за три
      до этого Лермонтов подъезжал верхом на сером коне в черкесском костюме к
      единственному открытому окну нашей квартиры, у которого я рисовал, и
      простился со мною, переезжая в Железноводск. <…> Проехав колонию Шотландку,
      я видел пред одним домом торопливые приготовления к какому-то пикнику его
      обитателей, но не обратил на это особого внимания, я торопился в
      Железноводск, так как огромная черная туча, грозно застилая горизонт,
      нагоняла меня как бы стеной от Пятигорска и крупные капли дождя падали на
      ярко освещенную солнцем местность. На пол-пути в Железноводск я встретил
      Столыпина и Глебова на беговых дрожках; Глебов правил, а Столыпин с ягташем
      и ружьем через плечо имел пред собою что-то покрытое платком. На вопрос
      мой, куда они едут, они отвечали мне, что на охоту, а я еще посоветовал им
      убить орла, которого неподалеку оттуда заметил на копне сена. <…> Несколько
      далее я встретил извозчичьи дрожки с Дмитревским и Лермонтовым… <…> Проведя
      день у мачехи моей, под вечер я стал собираться в Пятигорск и, несмотря на
      то, что меня удерживали под предлогом ненастья, все-таки поехал, так как не
      хотел пропустить очередной ванны. Смеркалось, когда я проехал Шотландку, и
      в темноте уже светились мне приветливые огоньки Пятигорска, как вдруг
      слева, на склоне Машука, я услыхал выстрел; полагая, что это шалят мирные
      горцы, так как не раз слышал об этом рассказы, я приударил коня нагайкой и
      вскоре благополучно добрался до дома, где застал Шведе, упражнявшегося на
      фортепиано. Раздевая меня, крепостной человек мой Михаил Судаков доложил
      мне, что по соседству у нас несчастие и что Лермонтова привезли на дрожках
      раненного... Недоумевая, я поспешил к соседу, но, застав ставни и двери его
      квартиры на запоре, вернулся к себе [176].

      Арнольди сам понимает, что виденное им плохо стыкуется с «канонической» версией дуэли, и потому в записках то и дело отступает от фактов, пускаясь в рассуждения и предположения.
       Между тем, опираясь на свидетельства в этих трех источниках (записки Арнольди, письма Быховец и Полеводина), можно выстроить следующую картину:
      Лермонтов к 15 июля имел одну съемную квартиру в Пятигорске и одну – в Железноводске. Закончив курс серных ванн в Пятигорске, Лермонтов стал проходить курс железистых ванн, находящихся в Железноводске, и в тот момент имел съемное жилье как в Пятигорске, так и в Железноводске. От Железноводска до Пятигорска по прямой около 10 км пути. Быховец сообщает, что дорога около 14 верст. Для справки: верхом это расстояние лошадь преодолевает спокойным аллюром примерно за час.
      В письме Полеводина есть ценные сведения о расписании лечения:

              …Жизнь я здесь веду хотя однообразную, но довольно веселую: здесь
      маленькое местечко, следственно вся публика, приехавшая и здешняя, вместе.
      Образ жизни мой таков: в 5 часов утра пью воду, водопой этот продолжается
      иногда до 7, а иногда до 8 часов, после этого пью маренковой кофе, после
      еду в ванну, после отдыхаю, катаюсь верхом, в 1-м часу обедаю; вечером
      опять пью воду, катаюсь, иду на бульвар, на котором каждый день играет
      музыка с 5 до 8 часов и где собирается вся пятигорская публика, потом пью
      чай и в 10-м часу ложусь спать. Каждое воскресенье здесь в дворянском
      собрании балы… [177]

      Следовательно, лечение начиналось с 5 утра. И время, в которое поехала 15 июля Быховец в Железноводск, вполне нормальное:

              Чрез четыре дня он поехал на Железные; был <в> этот день несколько
      раз у нас и все меня упрашивал приехать на Железные; это четырнадцать верст
      отсюда. Я ему обещала, и 15 <июля> мы отправились в шесть часов утра, я с
      Обыденной в коляске, а Дмитревский, и Бенкендорф, и Пушкин – брат
      сочинителя – верхами [178].

       Можно было бы предположить, что местоимение «мы» указывает лишь на компанию Быховец. Однако тот факт, что Арнольди повстречал потом Дмитриевского с Лермонтовым, дает возможность предположить, что Лермонтов отправился в Железноводск с компанией Екатерины Григорьевны.
       В семь часов с небольшим в Железноводск едет Арнольди.
       Примерно во второй половине седьмого компания Быховец (скажем так) встречает, вероятно, еще каких-то знакомых и основательно «застревает» в колонии Шотландке (находится примерно на полпути маршрута, в 6 – 7 верстах от Пятигорска), где все решили позавтракать. Все, кроме Лермонтова и Дмитриевского, которые, не останавливаясь, едут в Железноводск: возможно, у них назначены ванны. Или, что еще более вероятно, им требуется купить билеты на принятие ванн (что и было сделано, как свидетельствует документ). Но даже если они приняли ванны (в письме Полеводина говорится о принятии им ванны после восьми, но теоретически ванны могли и с семи работать) продолжительностью около 15 минут, то, следовательно, ближе к восьми оба могли освободиться, сесть на дрожки и вновь присоединиться к Быховец, Пушкину, Бенкендорфу и другим (Бенкендорф, если что, – юнкер А.П. Бенкендорф, сын двоюродного брата А.Х. Бенкендорфа).
      Во второй половине восьмого мимо Шотландки проезжает Арнольди и видит шумную завтракающую компанию. Едет, не останавливаясь, дальше и ему навстречу попадаются вооруженные Столыпин с Глебовым (на беговых дрожках), а попозже – Лермонтов с Дмитревским (на извозничьих дрожках).
      Возможно? Возможно.
      Предположим, что Столыпин (кстати, тоже одновременно с Лермонтовым покупавший билеты на принятие ванн) и Глебов тоже ехали в Шотландку, к обозначенной компании, дабы весело провести день, попутно охотясь.
      Арнольди, заметим, не удивляется, когда Столыпин говорит ему про охоту. Оружие в наличии. Арнольди подсказывает место, где видел птицу. Выстрелы – обычное дело.
      В современном представлении охота – это недельная подготовка, специальное снаряжение и оружие и, кроме того, – не женское дело. Но на Кавказе, в окрестностях того же Пятигорска, в первой половине XIX века охотились иначе. Вооружены были все.

            …на Кавказе свободно носили оружие не только местные «горные орлы» –
      русские, приезжавшие на Кавказ, имели при себе оружие чуть ли не в
      обязательном порядке, причем не только кинжалы, но и пистолеты [179].

      Холодное оружие являлось элементом одежды как мужской, так и женской. Огнестрельное оружие мужчины имели при себе часто. Ружья и пистолеты висели в виде украшений на стенах дома…

             Ношение пистолета было широко распространено. «Высший класс всегда
      имеет при себе заряженный пистолет, и оружие это бывает часто виною смерти
      при случайных спорах» [180].

      Многие офицеры, приезжая на Кавказ, покупали черкесское оружие, и не одно.

            Исследователи того времени отмечали: «Все постоянно носили оружие,
      азиатские кинжалы и пистолеты, за поясом, сзади, чтобы в битве «не быть
      простыми зрителями», не снимая оружие даже на балу». Имелся такой пистолет
      у Мартынова, что известно из описания его облика К.К. Любомирским: «Он
      носил азиатский костюм, за поясом пистолет, через плечо на земле плеть,
      прическу a la мужик и французские бакенбарды с козлиным подбородком». То же
      вспоминал А.П. Смольянинов [181].

      Для «высшего класса» в окрестностях Пятигорска охота на птиц тогда была, вероятно, нечто вроде дополнения к обыкновенной прогулке. Мужчины и женщины (надо заметить, что девиц могли и не сопровождать замужние женщины, о чем чуть позже) садились на лошадей или на дрожки, брали выпивку и закуски, оружие – какое у кого было, и ехали. Пистолеты для охоты на птицу годились.
      Поэтому почему бы не допустить, что «золотая молодежь», прогуливаясь между Железноводском и Пятигорском, между делом постреливала в птичек?
      Итак, компания Быховец, воссоединившись с ранее покинувшими их и вновь прибывшими после завтрака (надо думать, что позавтракали и те, кто не успел сделать это ранее), примерно ближе к десяти часам отправилась в сторону Железноводска. Лермонтов по приезде в Железноводск отлучился; возможно, принял ванну (если не принимал ранним утром), зашел на свою квартиру, переоделся для бала, взял лошадь. И потом уже «прибежал» к Быховец, после чего они «пошли в рощу и все там гуляли» [182].
      В окрестностях Железноводска гуляли примерно до первого часа, после чего отправились в Шотландку обедать (что согласуется с показаниями Пушкина). Пушкин говорит о том, что после обеда Лермонтов через час поехал на дуэль. Из этого некоторые исследователи делают вывод, что все обедали около 5 часов, чего в принципе не может быть. Обед у находившихся на водах граждан все-таки приходился на район первого часа дня (как следует из письма Полеводина). Это первое. Второе: многие присутствующие на обеде в Шотландке были приглашены в 6 часов вечера на бал, без сомнения, с прекрасным ужином. Значит, показания Пушкина говорят о том, что через час после обеда он расстался с Лермонтовым, который будто бы поехал готовиться к дуэли. Только и всего.
      Отобедав в районе часа (надо думать, шумно и весело), в два часа компания распалась. Часть ее отправилась в сторону Пятигорска (возможно, принимать ванны), часть продолжила охоту, а некоторые гуляющие разбились на пары. Например, как Лермонтов и Быховец, и не надо искать в этом что-то исключительное.
      Дело в том, что дух свободы, демократизма, если можно так сказать, витал на Кавказе. Это касалось не только отношений между офицерами и солдатами, между знатными и незнатными, но и отношений между мужчинами и женщинами. (Чуть отступив от темы, можно добавить, что и в Петербурге были в виде исключения дворянки, не соблюдающие «табу»…) Письмо Быховец, которое воспринимается как слегка непристойное, лишь отражает тот факт, что на Кавказском курорте мужчина мог запросто пригласить девушку к себе на квартиру попить чайку. Кроме того, если – опять же – поведение Лермонтова и Быховец кажется неприличным, можно сделать «скидку» на их дальнее родство, которое утверждают многие исследователи. Таким образом, отступление от правил приличия в поведении девушки не так уж и велико. Тем же, кто думает, что отступление огромно, можно почитать воспоминания Я.И. Костенецкого о А.А. Бестужеве (Марлинском) [183], где есть очень интересные детали о поведении женщин на Кавказе именно в 1830-е годы. Из этих воспоминаний можно сделать еще вывод: богатые мужчины вряд ли стали бы применять насилие к равной по статусу девушке, женщине, т.к. к удовлетворению физических потребностей легко было склонить представительницу низшего класса.
      Но пойдем дальше. 15 июля в Пятигорске многие были приглашены на бал (назначенный на 6 часов вечера) к Голицыну. Этот бал не был чем-то выдающимся в жизни Пятигорска; к нему, как видно, никто с утра сильно не готовился, и вообще, как сообщал Полеводин, кроме частных балов, каждый выходной давались балы в дворянском собрании.
      Был ли М.Ю. Лермонтов приглашен на бал к Владимиру Сергеевичу Голицыну?
Карпенко и Прищеп пишут о том, что П.К. Мартьянов был уверен в приглашении Столыпина, Дмитриевского, Трубецкого и Лермонтова, а письмоводитель частной управы К.И. Карпов свидетельствовал о получении приглашения Мартыновым [184].
Кто сказал, что Лермонтов не был приглашен? Эмилия Верзилина.

            Пятнадцатого июля пришли к нам утром кн. Васильчиков и еще кто-то, не
      помню, в самом пасмурном виде; даже maman заметила и, не подозревая ничего,
      допрашивала их, отчего они в таком дурном настроении, как никогда она их не
      видала. Они тотчас замяли этот разговор вопросом о предстоящем князя
      Голицына бале, а так как никто из них приглашен не был, то просили нас
      прийти на горку смотреть фейерверк и позволить им явиться туда инкогнито
      [185].

      Нет, не верится. Вероятно, и Васильчиков приглашен, а Эмилия лжесвидетельствует. Запомним этот момент.
      Между тем Быховец точно не приглашена, поэтому ближе к пяти часам вечера она (вероятно, где-то по дороге, скорее всего, в той же Шотландке) расстается с Лермонтовым, отдав ему ранее свое бандо для починки: оно было сломанное.
      Лермонтов продолжает путь один. Направление – Пятигорск.
      Если убийца поджидал его, то он знал, когда и где ждать. Если Михаил Юрьевич был приглашен на бал, то, зная, где и с кем проводит Лермонтов время, нетрудно вычислить, когда и каким путем он будет возвращаться. Лермонтов убит почти на дороге, ведущей к Пятигорску. Одет был согласно бальному этикету в форму Тенгинского пехотного полка.
      Теперь вернемся к воспоминаниям Арнольди. Проведя в Железноводске весь день, вечером он едет в Пятигорск. Заметим, Арнольди говорит: «смеркалось», в Пятигорске зажгли огни. Это трактуется как подтверждение слов «секундантов» о том, что дуэль состоялась после шести или ближе к семи вечера. Но сумерок не может быть ранее семи часов вечера (июль). А вот стемнеть могло из-за надвигающихся туч, и такое могло случиться раньше семи. Скажем, в начале шестого. Арнольди слышит выстрел. Думает, что выстрелы – обычное дело. Позже (думается, сильно позже) слуга ему сообщает, что убит Лермонтов. Арнольди идет до квартиры Лермонтова, никого там не застает и ложится до утра спать.
      Кто еще мог быть в компании с Лермонтовым в тот день, помимо перечисленных особ?
      Могли быть Верзилины. Мог быть Мартынов, Васильчиков, Трубецкой, Дорохов… Да кто угодно. Разве что В.С. Голицыну было не до этого: он готовил бал.
      Теперь немножко суммируем.
      О «дуэли» никто не знал, включая самого Лермонтова, прекрасно проводящего день.
      Время для «дуэли», если б она предполагалось, – самое неподходящее.
      И главная загадка в истории «дуэли» – оставленная на месте преступления черкеска Мартынова. Это не просто какой-то элемент одежды вроде маленькой шапочки, а кафтан длиной примерно до колена, с рукавами. На груди черкески по обе стороны пришивались газырницы – специальные карманы для патронов (газырей), где находились отмеренные заранее порции пороха.
      Представим, что убийца перед Лермонтовым вынул «патрон», засыпал в ружье, выстрелил, а потом положил рядом с трупом черкеску с доказательствами преступления… Еще сложнее представить, что куча секундантов (если верить Васильчикову) не только забыла черкеску, но и бросила Лермонтова, разбежавшись по углам.
      Как это объяснить?
      Только одним: дуэли не было, а тот, кто убил, оставил вещь (причем очень большую и объемную), являющуюся уликой против Мартынова. Почему именно против Мартынова? Ведь черкески на Кавказе носили многие. Но дело в том, что Мартынов, как уже говорилось, украшал одежду дополнительно. З.В. Доде, изучив портрет Мартынова работы Г.Г. Гагарина, пришла к выводу, что черкеска Николая Соломоновича украшена цепочками, брошью,

           …. обшита не одним, а тремя рядами галуна по бортам и двумя рядами по
      подолу и краю рукавов. Как минимум шесть рядов галуна почти полностью
      скрывают карманы под нагрудными патронниками. <…> У Н.С. Мартынова над
      патронниками пришито целых восемь затейливых пуговиц овальной формы, по
      четыре с каждой стороны… [186]

      У Николая Соломоновича Мартынова, как свидетельствовали современники, было несколько черкесок. Достаточно даже двух. Можно полагать, что и оружие у него было не в единственном числе. Черкесские пистолеты продавались свободно, у Мартынова деньги были. По версии Карпенко и Прищепа, Лермонтов был, вероятнее всего, убит из черкесского пистолета («кубача»). Для заметки: из дуэльной пары «Кухенройтер», до сих пор фигурирующей в традиционной версии «дуэли», не стреляли в тот день вообще, что показало следствие.
      Допустим, что Мартынов, гуляя где-то 15 июля в черкеске и с оружием, мог оставить у себя на квартире в Пятигорске еще как минимум одну черкеску и одно оружие. Где проживал Мартынов?

             Частная управа числила его зарегистрированным в гостинице Натайки,
      хотя Мартынов с двумя своими крепостными людьми снимал помещение в флигеле
      на дворе Верзилиных [187].

      Могли ли хозяева помещения – Верзилины – зайти в комнату Мартынова в его отсутствие, не вызывая подозрений? Думается, могли.
      Подкинуть черкеску – дело техники. Но зачем? Если кому-то надо было просто убить Лермонтова, в подкидывании вещдока нет смысла. Можно просто убить из-за кустов, и все. Просто нашли бы труп, свалили ли бы вину на горцев, которые в изобилии появлялись тут и там, и дело с концом. То же самое можно было бы проделать, если б кто-то из компании «золотой молодежи» убил Лермонтова по нечаянности, неосторожности (охота!) или в состоянии аффекта. Опять же, если б было нечаянное убийство, возможно, не имело бы смысла «заметать следы» (мало ли что на охоте бывает). Убийство в состоянии аффекта крайне сомнительно: тот, кто убил, должен был быть просто невменяем. Таковых в окружении Лермонтова не было. И у Мартынова не было причин, чтобы вдруг прийти в буйство. Не было рядом с ним женщин, на которых бы он хотел жениться и на которых бы кто-либо посягал. Тем более Лермонтов. Какие-то якобы оскорбления со стороны поэта оставим вообще как бездоказательные. Не найден и альбом с карикатурами, где будто бы Мартынов изображен в непристойном виде. А если б таковые и были, в альбоме могли рисовать все кому вздумается. Именно потому, что альбом – не доказательство обиды, Мартынов не упоминал о нем ни на следствии, ни в суде.
      Следовательно, перед нами убийство-спектакль с целью дискредитации Михаила Юрьевича Лермонтова. Только для такого убийства необходимы огласка и наличие участников спектакля. И, надо сказать, спектакль удался: Лермонтова на века обвинили в преступлении, да еще в таком, за которое христиан лишают православного погребения.


160. Карпенко А.В., Прищеп В.И. Оправдание Лермонтову.  Нальчик. ООО «Телеграф». 2014.  С. 190.
161. Там же, с. 148-149.
162. Герштейн Э. Лермонтов и семейство Мартыновых. Из содерж.: Е.М. Мартынова. Письмо к Мартынову Н.С., 6 ноября 1837 г. Е.М. Мартынова. Письмо к Мартынову Н.С., 25 мая <1840 г.> // М.Ю. Лермонтов. М.: Изд-во АН СССР, 1948.  Кн. II.  (Лит. наследство; Т. 45/46).  С. 693-696. 
163. Степанов С. Штрихи к портрету убийцы // Подлинник. 8 ноября 2014.   
URL: https://podlinnik.org/geobarometr/
ot-pervogo-litsa/shtrihi-k-portretu
-ubiytsy.html (дата обращения: 4.06.2020).
164. Урушадзе А. Кавказская война. Семь историй.  М.: Новое литературное обозрение, 2018. 336 с.  С.151.
165. Карпенко А.В., Прищеп В.И. Оправдание Лермонтову.  Нальчик. ООО «Телеграф». 2014.  С. 33.
166. Бондаренко В. «Но Соломонов сын» // Российский писатель.  С. 1. 
URL: https://rospisatel.ru/bondarenko
-martynov.htm (дата обращения: 10.09.2020)
167. Гавришов И.Н. Черкеска в быту военнослужащих Российской армии в период Кавказской войны // Культурная жизнь Юга России, 2016, № 3 (62).  С.65-67.
168. Алексеев Д.А. Винокур Мартынов, или как убивали Лермонтова. 
URL: http://proza.ru/2018/12/03/1202.
 (дата обращения: 4.06.2020).
169. Шан-Гирей Е.А. Воспоминание о Лермонтове. Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
URL:http://tarhany.ru/lermontov/vospominanija
_sovremennikov_o_m_ju__lermontove/je_a
__shan_girej__vospominanie_o_lermontove
 (дата обращения: 4.06.2020).
170. Карпенко А. Убийство Лермонтова можно было раскрыть. 
URL: https://stihi.ru/2016/07/17/7063
 (дата обращения: 4.06.2020).
171. Беличенко Ю. Лермонтов. Роман документального поиска // Подъем. 2002. № 1–4 URL: http://www.hrono.info/text/podyem
/belich0502.html (дата обращения 8.09.2020).
172. Карпенко А. Убийство Лермонтова можно было раскрыть.  URL: https://stihi.ru/2016/07/17/7063
(дата обращения: 4.06.2020).
173. Миллер О.Ф. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / RuLit. С. 292. URL: https://www.rulit.me/books/
m-yu-lermontov-v-vospominaniyah-
sovremennikov-read-369241-292.html
 (дата обращения: 4.06.2020).
174. Польский Л.Н., Польская Е.Б.: Лермонтов в Пятигорске.
URL: http://lermontov-lit.ru/lermontov/
bio/polskij-lermontov-v-pyatigorske.htm
 (дата обращения: 4.06.2020).
175. Михайлова А. Новонайденное письмо о дуэли и смерти Лермонтова // Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Изд-во АН СССР, 1952. (Лит. наследство; Т. 58). С. 487-492. С. 490.
176. Лермонтов в записках А.И. Арнольди / Публ., введ. и примеч. Ю. Оксмана // Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Изд-во АН СССР, 1952. (Лит. наследство; Т. 58).  С. 449-476.  С. 469-470.
177. Михайлова А. Новонайденное письмо о дуэли и смерти Лермонтова // Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Изд-во АН СССР, 1952. (Лит. наследство; Т. 58). С. 487-492. С. 488-489.
178. Быховец Е.Г. Из письма, 5 августа 1841 г. Пятигорск. 
URL: http://lermontov.info/remember
/bihovezc.shtml (дата обращения: 4.06.2020).
179. Империя и оружие в царской России и в СССР.
URL: https://newsland.com/community/
8211/content/imperiia-i-oruzhie-v-
tsarskoi-rossii-i-v-sssr/6230568
 (дата обращения: 4.06.2020).
180. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. СПб.: Атлант, 2004. С. 92.
181. Карпенко А.В., Прищеп В.И. Оправдание Лермонтову.  Нальчик. ООО «Телеграф». 2014.  С. 184.
182. Быховец Е.Г. Из письма, 5 августа 1841 г. Пятигорск. 
URL: http://lermontov.info/
remember/bihovezc.shtml
(дата обращения: 4.06.2020).
183. Костенецкий И. Мои воспоминания. Александр Александрович Бестужев (Марлинский). 
URL: https://drevlit.ru/docs/kavkaz
/XIX/1820-1840/Kosteneckij_
Ja_I/text4.php (дата обращения: 4.06.2020).
184. Карпенко А.В., Прищеп В.И. Оправдание Лермонтову.  Нальчик. ООО «Телеграф». 2014.  С. 148-149.
185. Шан-Гирей Е.А. Воспоминание о Лермонтове. Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
URL:http://tarhany.ru/lermontov/
vospominanija_sovremennikov_o_m_ju
__lermontove/je_a__shan_girej__
vospominanie_o_lermontove
 (дата обращения: 4.06.2020).
186. Доде З.В. «Горец с большим кинжалом»: реплика по поводу костюма Н.С. Мартынова.  14 с.  С. 7-8. 
URL: https://docplayer.ru/
27369595-Z-v-dode-gorec-s-bolshim
-kinzhalom-replika-po-povodu-kostyuma
-n-s-martynova.html. (дата обращения: 15.10.2020).
187. Карпенко А.В., Прищеп В.И. Оправдание Лермонтову.  Нальчик. ООО «Телеграф». 2014.  С. 70.


Рецензии
Интересный большой труд. Версия убийства поэта правдоподобна, но кто может сказать точно, что это так...
Всё очень запутано. Свидетелей очень мало. И столько лет отделяет от гибели поэта!
Успехов Вам в творчестве.
С уважением.

Татьяна Шмидт   21.06.2024 19:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.