Задание на каникулы
- А про золото, про золото что известно? - у меня не хватало терпения на все эти исторические экскурсы.
- Что известно про золото? - Павел Владимирович сделал глоток остывшего уже чая. - Всё-таки я не могу понять, почему вас так интересует эта тема.
- Как сказать... - я не знал, что ответить, и посмотрел на Женьку.
- А нам, Павел Владимирович, задание на каникулы задали, - не моргнув глазом соврал он. - Нам надо интересный исторический доклад приготовить. У нас весь класс разные темы готовит. Кто про принцессу из Горного Алтая, кто про Ползунова, кто вообще про древних людей.
- А вы решили про Колчака?
- Ну, да. Про золото, - продолжал Женька. - А что? Интересно ведь.
- Хорошо, - Павел Владимирович допил чай. - Колчаку в своё время досталась огромная часть золотого запаса. Золотой запас этот был перевезён в Самару. И Колчак, находясь там, забрал его себе.
Женька посмотрел на меня и многозначительно подмигнул.
Павел Владимирович продолжал:
- Белое движение признало Колчака Верховным правителем России. Повлияло ли на это то, что у него в руках было царское золото? Возможно. Часть этих денег Верховный правитель потратил на оружие, боеприпасы, обмундирование и другие военные нужды. Оставшееся золото захватил чехословацкий корпус, когда судьба Колчака уже была предрешена.
- А откуда там чехословацкий корпус взялся? - не понял я.
- Чехи и словаки воевали в Первую мировую войну на стороне России. Они хотели получить после войны своё государство, которого у них никогда не было, - ответил Павел Владимирович. - О том, что Октябрьская революция произошла во время войны, вы, надеюсь, знаете?
- Читали, - подтвердил Женька.
- Чехословаки же хотели продолжать воевать, для этого их должны были переправить в Европу. Так вот они передали золото советскому правительству в обмен на возвращение их в Европу.
- Всё золото? - Женька хлопнул себя по ноге.
- Я так и знал, - добавил я с сожалением.
- А вот тут - самое интересное, - улыбнулся Павел Владимирович. - Когда посчитали всё оставшееся золото и прибавили к нему деньги, которые потратил на свою армию Колчак, выяснилось, что не хватает довольно много.
- А почему? - я понимал, что тут кроется тайна.
- Куда оно подевалось? - вторил мне Женька.
- Вероятно, оно было похищено по дороге, - предположил Павел Владимирович. - В армии Верховного было много случайных и нечистых на руку людей. Они и могли растащить казну.
- И привезти её на Алтай? - я просто не мог не задать этот вопрос.
- Документальных свидетельств этому нет. Но это как раз и понятно. Если какие-то люди и украли ящик-другой, то они совсем не стремились оставить об этом свидетельство, - подытожил Павел Владимирович. - Вполне могло быть такое, что кое-кто из имеющих доступ к запасу, мог взять себе часть, да и скрыться с ней хоть в алтайских степях, хоть в убинских болотах, хоть в кузнецкой тайге.
- И что? Так ничего не нашли из украденных богатств? - мне прямо не терпелось расспросить его поподробней.
Женька похоже заметил это и поспешил перевести разговор на другую тему.
- Павел Владимирович, а где на территории края колчаковцы воевали с партизанами?
- Проще сказать, где не воевали.
- И в Камне тоже воевали?
- Ещё как! - подтвердил Павел Владимирович. - Камень несколько раз из рук в руки переходил.
- Значит, белые за него серьезно бились?
Вот дались Женьке эти белые, красные. Надо про золото узнавать, пока этот историк разговорился. Но Женька рот мне не давал открыть.
- Бились, конечно, - Павел Владимирович поднял руку и посмотрел на часы. - Ну, что же, ребята, приятно было с вами познакомиться и поговорить. Однако, обед закончился. А мне сейчас надо в администрацию ехать. Дело важное, насчёт сноса купеческого дома. Новостройки, понимаешь, хотят возводить на месте исторического памятника.
- А вот я ещё хотел уточнить... - начал было я.
Но тут в кабинет вошла рыжая тётка Ангелина.
- Павел Владимирович, машина за вами подъехала.
- Выхожу, уже выхожу! - он взял с полки документы.
- Детей проводить?
Блин, да что ж она всё время пытается куда-то нас проводить. Ещё и детьми нас назвала.
- А это не дети, Ангелина Львовна. Это - юные краеведы! И вот что - выпишите им ко мне пропуск. Пусть приходят, когда надо, - он подмигнул нам. - Вы же ещё придёте?
- Обязательно, Павел Владимирович! - хором ответили мы с Женькой.
- Вот и хорошо! - он хлопнул дверью.
Ангелина Львовна с сомнением посмотрела на нас.
- Пойдёмте.
Она провела нас в соседний кабинет. Что-то недовольно бормотала себе под нос, но всё-таки выписала нам бумагу, шлёпнула на неё печать и протянула мне.
- Вот ваш пропуск. Я провожу вас. Пойдёмте.
- Спасибо, Ангелина Львовна, мы знаем дорогу, - заверил её я.
Сразу ехать домой не хотелось. Мы немного походили по музею.
Свидетельство о публикации №221072001000