Владимир Высоцкий летописец эпохи
более 50-ти памятников Владимиру Высоцкому в
различных городах России и ряда других стран.
С давних времён отдельные люди, чаще всего монахи, обладавшие достаточной грамотностью, описывали окружающую их жизнь и события, которым они сами были свидетелями. Эти описания стали называться летописями, потому что начинались обычно со слов: - «Лета такого-то…», а авторов этих описаний назвали, соответственно, летописцами.
Благодаря этим летописцам, иногда даже оставшимся безымянными, люди более поздних поколений узнавали об исторических событиях, быте и обстановке прошедших времён. В последующем, при повышении общей грамотности и распространении книгопечатания, люди узнавали соответствующие сведения из книг, написанных писателями и историками, с вполне известными именами.
Обычно это были произведения, документального или художественного характера, посвященные отдельным частям общества или каким-либо определённым событиям. На фоне основного сюжета в них описывались быт, окружающая обстановка, менталитет и прочие параметры, характерные для того временн0го периода. Такие произведения часто были довольно объёмными и считались классическими, а их авторы, соответственно, классиками. Таких классиков условно также называли летописцами своего времени или определенной эпохи, которую они описывали.
И всё же, большинство таких «летописцев» сосредотачивалось на описании отдельных определенных сторон общества и, чтобы получить более широкое представление об интересуемом общественном периоде, надо было почитать произведения разных авторов.
Но, по моему мнению, чтобы получить представление о советском периоде жизни общества, достаточно прочитать поэтические произведения Владимира Высоцкого. Ещё лучше прослушать их песенные аналоги, а ещё лучше, прослушать их в исполнении самого автора, усиливающего производимое эмоциональное впечатление, благодаря своей высокой артистичности.
Его короткие поэтические рассказы-новеллы, выраженные в песенном виде, лучше толстых романов повествуют о различных сторонах жизни народа страны в советскую эпоху. В его произведениях рассказывается о войне и мире, науке и спорте, тюрьме и свободе, дружбе и вражде, жестокости и благородстве, о любви и ненависти, и о многих других аспектах человеческой жизни.
Слушая его «Балладу о детстве», у меня создавалось впечатление, что он написал её обо мне и моих друзьях. Мы также прятались от бомбёжек, жили в коммунальных квартирах, участвовали в дворовых драках, многие имели при себе «заточку» или самодельный кастет. Некоторые из нашей дворовой, полубеспризорной и полуголодной компании, как и в его песне, к сожалению, кончили плохо.
Он так точно и правдиво описывал происходившие события, что многие думали, что он сам был непосредственным их участником: воевал, сидел в тюрьме, был спортсменом, альпинистом, моряком, лётчиком, охотником.
В его песнях о войне, таких как: «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «Нейтральная полоса», «Сыновья уходят в бой», «Тот который не стрелял», «На братских могилах», нет описания картинного геройства, победных реляций и тому подобных явлений, характерных для многих произведений послевоенных поэтов. Он поёт о чувствах людей, волею судеб попавших в военное лихолетье, как будто сам пережил всё это. Неудивительно, что некоторым бывшим участникам войны казалось, что они видели и слышали его на фронте, и писали ему об этом.
Он мог буквально одной поэтической фразой выразить очень сильные чувства, для чего другим потребовалось бы несколько страниц. Многие хорошо знают содержание его песен, но я, всё же, приведу две фразы из них: «Для меня будто ветром задуло костёр, когда он не вернулся из боя» и «На братских могилах не ставят крестов, но разве от этого легче».
Люди, прошедшие тюрьмы, лагеря, этапы, лесоповалы, поселения и всё связанное с этим, а таких в стране было немало, считали, что и он хлебнул всего этого, иначе не смог бы так точно описать их чувства и страдания. Достаточно вспомнить песни: «Протопи ты мне баньку по белому», «Товарищ Сталин», «Про наколку», «Эй, шофёр», «Таганка» и др. Их нельзя отнести к так называемому блатному жанру, это песни-исповеди, ведущиеся от первого лица, и рвущиеся из сердца.
Высоцкий, хотя был ещё ребёнком в сталинские времена, но тонко прочувствовал все нюансы того периода. Например, он знал, что политработники, оправдывая массовые репрессия, говорили: - «Лес рубят, щепки летят». Высоцкий отобразил этот момент в песне: - «Мы рубим лес, и сталинские щепки, как раньше, во все стороны летят». Также, в те времена, многие заключённые, особенно с расстрельными приговорами, делали на левой стороне груди татуировки профиля Сталина, в некоторой надежде, что в это место не будут стрелять. Высоцкий также отобразил это в песне: - «Ближе к сердцу кололи мы профили (Сталина), чтоб он слышал, как рвутся сердца».
Он писал и пел о спортсменах со знанием многих особенностей их поведения, хотя и не был из их профессиональной среды. Перечислю хотя бы некоторые из этих песен: «Лучше гор могут быть только горы», «Вершина», «Профессионалы», «Про бокс», «Вратарь», «Прыгун в высоту», «Прыгун в длину». А как точно он передал страсть альпиниста к покорению новых высот: - «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».
Он писал и пел о моряках и лётчиках так, что они считали его своим, пережившим трудности и невзгоды их службы. Это такие песни, как: «Корабли», «Человек за бортом», «Шторма», «Спасите наши души». Особо хочу остановиться на последней песне, в которой описываются задыхающиеся подводники. У них заканчивается кислород, что было довольно частым явлением в те времена, всплыть они не могут, потому что на поверхности их ожидает «рогатая смерть» (плавающие шарообразные морские мины, имеющие отростки похожие на рога). Слушая эту песню, у самого рвётся душа.
В своем творчестве он не прошел мимо многих пороков общества, в котором жил и, естественно, постоянно с ними соприкасался. Причем, он не порицал эти пороки, и не указывал, как надо их исправлять. Он просто в гротесковой форме описывал их настолько характерно, что это врезалось в память слушателей лучше любой специализированной лекции.
Темы были самые разнообразные. О нерациональном использовании учёных для сборки картофеля – «Товарищи учёные, доценты с кандидатами …». Об отправке в заграничные турпоездки малообразованных рабочих и психоненормальный их инструктаж – «Я вчера закончил ковку, я два плана залудил …». О трудности покупок и попадании одного бедолаги в валютный магазин - «Я самый непьющий из всех мужиков, во мне есть моральная сила …». О беседе супружеской пары у телевизора, в которой выясняется их довольно низменные жизненные мировоззрения, характерные для значительной части советского общества – «О, Вань, смотри какие клоуны …». Трудно перечислить не только все затронутые им темы (об алкоголизме, наркомании, психических расстройствах, распространении слухов и т.п.), но даже названия соответствующих песен.
Не обошёл он и такое уродливое явление, как антисемитизм. Тем более, что и сам имел к нему непосредственное отношение из-за своего русско-еврейского происхождения (мать - русская, отец – еврей). Это такие песни, как «Антисемиты», «Мишка Фишман», «Про врачей».
У Высоцкого много произведений о различных человеческих чувствах, настолько глубоких, что их можно отнести к философским. Во всяком случае, они вызывают глубокие раздумья, и проникают до глубины души. К таким произведениям можно отнести следующие песни: «Я не люблю», «Охота на волков», «О правде и лжи», «Муза», «Нужные книги», «Кони привередливые», «Райские яблоки», «Троя», «Хорошую религию придумали индусы», «Про канатоходца» и др.
По моему мнению, если бы Высоцкий написал только одну балладу «Я не люблю», он был бы уже достоин всеобщей славы. В этом произведении каждый куплет, каждая строка выражает сильнейшие чувства, и я не могу удержаться, чтобы не привести хотя бы одно четверостишье из него.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Из его баллады «О правде и лжи» можно сделать вывод, что в человеческом обществе, к сожалению, ложь побеждает правду, а из «Охоты на волков» - о жестокости и несправедливости людей, и что «Муза» посещает талантливых, и о влиянии прочитанных в детстве книг на дальнейшие поступки – «Нужные книги». Вообще, почти каждое его произведенье вызывает потребность задуматься об окружающем нас мире и своём поведении в нём.
Есть у него произведения и юмористического характера. К ним условно можно отнести такие песни, как «Утренняя гимнастика», «Разговор в трамвае», «Жираф», «Аборигены съели Кука», «Письмо с Канатчиковой дачи» и др. Но, несмотря на, как бы, их шуточный характер, всё равно в них прослеживается определенная мораль.
Значительное место в творчестве Высоцкого занимают песни о любви. Правда, писал и пел он об этом, тоже по особенному – без сладостной лирики, иногда с юмором, и даже немного грубовато. К таким произведениям можно отнести: «Здесь лапы у елей дрожат на весу …», «Дом хрустальный», «Тот, кто раньше с нею был», «Она была в Париже», «Скалолазка», «Беда», «Разговор по телефону» и др.
Наиболее эмоциональным и «историческим» произведением, на мой взгляд, является «Разговор по телефону». Там не только показано страстное желание услышать любимый голос, но и совершенно непонятный современному поколению уровень связи того времени.
Есть у него произведения и о дружбе. Я не буду их всех перечислять, остановлюсь только на одном, произведшем на меня наиболее сильное впечатление. Называется оно «Песня о друге», хотя названия его произведений довольно условные, и в разных источниках пишутся по разному. В этой песне рассказывается о том, как определить настоящего друга. Приведу только последний куплет этой песни.
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!
Я современник и почти ровесник Владимира Высоцкого. Его песни сопровождали меня всю жизнь – от юности до старости. Сперва это были кустарные магнитофонные записи, недостаточно хорошего качества, на ленточных катушках, затем на кассетах. И только со временем появились хорошие студийные записи на дисках и более современных носителях. Песни его мне очень нравились, потому что отражали мои жизненные мировоззрения. Кто такой Высоцкий я узнавал довольно постепенно, по мере расширения возможностей информации. Взрослея, и набирая образовательный и жизненный опыт, я оценил всю глубину и широту охваченных им проблем.
В этой статье я специально не затрагивал вопросы его артистической деятельности, преследований от административно-политической системы, перипетии личной жизни. Я хотел отразить, именно, летописное значение его произведений. Мне хотелось выразить свое восхищение тем, как он сумел художественно-поэтическим образом описать реальность жизни в ту советскую эпоху, в которой прошла б0льшая часть жизни моего поколения.
Влияние Владимира Высоцкого на всё общество и народная любовь к нему огромны. В определенной степени это отразилось в его похоронах. В последний путь, несмотря на всяческие препятствия, чинимые руководством страны, его провожали десятки тысяч человек. Марина Влади, участвующая в его похоронах, сказала: - «Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела».
Проявлением всенародной любви к нему является и то, что его именем названы улицы, парки, набережные, корабли, самолёты, театры, кафе и множество совершенно разных объектов, ему посвящены музеи и десятки памятников, не только в России, но и за рубежом.
Но всё же, основным памятником ему является то, что, несмотря на проходящие годы, его произведения продолжают читать, петь и слушать с большим интересом и любовью.
И ещё, его творчество ценно также тем, что в нём поэтически-песенным образом, наиболее глубоко проникающим в душу, отражены многие характерные черты уже почти ушедшего исторического (советского) периода страны.
Свидетельство о публикации №221072001327
Рупор свободы.
Жил как пел, в полную силу.
С благодарностью и уважением Анатолий.
Анатолий Меринов 12.08.2021 14:40 Заявить о нарушении
Феликс Сромин 13.08.2021 12:46 Заявить о нарушении